Довженко и литература



Доныне исследователи ведут жаркий спор: кем был Довженко более — писателем или кинорежиссером? Здесь интересно отметить, что чисто литературное произведение «Зачарованная Десна» в одних изданиях называют повестью, в других же — киноповестью. В последнем четырехтомном Собрании сочинений повесть «Зачарованная Десна» отнесена в раздел «Сценарии и сценарные замыслы». Перечтите эту повесть, и вы согласитесь с нами, что при всей общей любви автора к кино нет в ней того кинематографического начала, которое свойственно «Земле», «Повести пламенных лет», «Поэме о море». И что это не случайно, ибо написана она в тяжкие годы вынужденного простоя, когда произнес Довженко, правда, уже не впервые (вспомним «Автобиографию» 1939 года), горькие слова о любимом своем искусстве.


Эти слова помогают вернее понять, что стремление к синтезу Довженко обнаруживал не только в кино, но и в любом другом роде искусства, к которому обращался в своих творческих поисках.

Проблемы с зубами? Тогда вам поможет Дентал Сервис. Загляните на сайт.

Сегодня уже достаточно очевидно то обстоятельство, что кинематографу Довженко были равно близки литература, у которой свои эстетические законы, и журналистика, которая требует своих навыков. Но всего себя отдавал он кинематографу, который только и мог удовлетворить наиболее полно его стремление соединить публицистическую страсть и поэтический жар души.


Довженко столь разнообразен в своих художественных пристрастиях, в формах и способах их выражения, что хоть сколько-нибудь полное издание его творческого наследия — действительно проблема, и совсем не техническая, как могло показаться на первый взгляд.


Это станет ясно каждому, кто внимательно прочитает библиографию, составленную Ю. Г. Рубинштейн и опубликованную в четвертом томе Собрания сочинений. Пересказывать ее нет никакой необходимости, но хотя бы бегло окинуть взглядом ее все же стоит. Итак, до 1934 года это — интервью, заметки, тексты выступлений, открытое письмо конструктору аппарата по перезаписи звука А. Ф. Шорину, другие конкретные, деловые материалы, чаще всего объясняющие собственную позицию художника, замысел фильма. В 1934 году опубликована статья «Сергей Миронович Киров», в которой угадывается автор будущих публицистических шедевров. Далее опять отчеты, выступления, интервью. Проходит шесть лет. Следующая веха — год 1940-й. В «Известиях» напечатана статья «Учитель жизни», посвященная 20-летию советского кино, и рецензия на фильм «Седовцы». Всего год отделяет эти выступления от статьи «К оружию!», с которой начинается большая довженковская публицистика. Отныне для Довженко литературная работа — не подспорье в кинематографической деятельности, а цель, имеющая вполне определенное самостоятельное значение.


Не следует полагать, что после Великой Отечественной войны Довженко охладел к периодике, хотя в этот период выступлений в печати стало меньше, появлялись они реже.


Но и в этот период следуют, с одной стороны, опять-таки выступления (интервью, заметки оперативные отклики), а с другой — критические и публицистические материалы. Именно тогда, в послевоенные годы, написаны были шедевры Довженко-критика и Довженко-публициста — «Думы у карты Родины», «Прогрессивное кино Италии», «Прекрасен Советский человек».

Дата публикации: 09.11.2017
Прочитано: 21 раз
Дополнительно на данную тему
Что такое историческая достоверность и познаваемостьЧто такое историческая достоверность и познаваемость
Со времен ГалилеяСо времен Галилея
Серьезное мнениеСерьезное мнение
Современное состояние библейской археологииСовременное состояние библейской археологии
Изначальная, безграничная и вечная любовьИзначальная, безграничная и вечная любовь
Земля Гошэн Земля Гошэн
Новенькие в церквиНовенькие в церкви
Учимся налаживать бизнес с КитаемУчимся налаживать бизнес с Китаем
Купальники и одежда для пляжаКупальники и одежда для пляжа
Служба доставки для интернет-магазиновСлужба доставки для интернет-магазинов
[ Назад | Начало | Наверх ]

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет