Урок - ведущая форма организации учебной деятельности в естествознании в начальных классах




УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Курсовая работа
2013
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретическое ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ урока ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Понятие урока и особенности его структуры 5
1.2. Возрастные особенности младших школьников и их учет в обеспечении познавательной активности на уроках 8

2. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 14
2.1. Начальное звено и уроки природоведения 14
2.2. Использование наглядных средств при преподавании естествознания 20
2.3. Роль экскурсий в обучении естествознанию 24

ВЫВОДЫ 30
СПИСОК 33

 

ВЫВОДЫ

Итак, урок - это форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием. К особенностям урока относим: завершенность и ограниченность во времени частью учебного процесса, включения каждого урока в расписание и регламентация во времени и по объему учебного материала, постоянство формы, обязательность посещения учащимися, гибкость форм при организации обучения, совместная деятельность учителя и учащихся, содействие формированию познавательных качеств личности.
Подытожим, что по способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы учащихся и др.. По этапам учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.
Отметим, что сегодня в методике уроки делятся на два основных типа. Первый тип - уроки, направленные на формирование речевых навыков пользования языковым материалом. Второй тип - это уроки, которые направлены на развитие речевых умений.
В то же время, структура урока отражает закономерности процесса найма, моего логику. Компоненты урока следует отличать от моего этапов. Так, подача материала, тренировки и практика речи могут быть также этапами урока, однако текущий контроль навыков и умений учащихся не может быть выделен в отдельной этап. Порядок следования компонентов не с неизменным: он зависим, от цели урока, его связь с предыдущим и последующим уроками, характера материала.
Следует подчеркнуть, что психическое развитие младшего школьника, формирование его личности является биологически и социально обусловленным процессом. В младшем школьном возрасте продолжается функциональное развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, желудочного тракта и т.д.. По-разному относятся младшие ученики к знаниям, новой информации. Как и дошкольники, младшие школьники - «почемучки». Под влиянием обучения в мышлении младшего школьника изменяются соотношения его образных и понятийных, конкретных и абстрактных компонентов. Ученики первых и частично вторых классов применяют преимущественно практически-действенный и образно-языковой анализ.
На сегодняшний день изучение естествознания в начальных классах не ограничивается формирование у детей представлений о природе и ее компоненты. Содержание этого предмета составляет система взаимосвязанных понятий, усвоение учащимися каждого из которых требует специальной методической подготовки учителя. Уроки природоведения призваны воспитывать у школьников уважение к труду, людям труда, формировать в них определенные трудовые умения и навыки. Особое внимание уделяется воспитанию у учащихся ответственности за сохранение окружающей среды как важного фактора существования человека.
Важно и то, что традиционно наглядность рассматривается во взаимосвязи с чувствительностью, с возможностями наблюдать за предметами и явлениями или их изображениями, т.е. с тем, что воспринимается органами чувств ребенка. Реализовывать принцип наглядности в процессе обучения природоведению - значит создавать новые, дополнять, обогащать и расширять существующие в сознании детей чувственные образы и представления объектов окружающего мира путем целенаправленного непосредственного и опосредованного чувственного познания.
Подытожим, что во взглядах на экскурсии есть два направления: экскурсия как случайная прогулка и экскурсия как основа преподавания, как метод, которому приурочено все остальное в учении. Экскурсия как прогулка всегда остается только прогулкой, поэтому собственно она и не может иметь какого-либо учебного значение. Анализ проведения экскурсий в учебно-воспитательном процессе начальной школы позволяет получить выводу о том, что экскурсиям нужно уделять большое значение, ведь они обогащают сознание детей чувственного восприятия, дают конкретное представление об объектах и ??явлениях природы.



 
СПИСОК

1. Аквилева Г.Н., Клепенино З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 312 с.
2. Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работы с ними / / Начальная школа. - № 12, 2003 - С. 42.
3. Алексюк А.М. Взаимодействие форм организации и методов обучения / / Сов. школа. - 1983. - № 7. - С. 8-15.
4. Байбара, Т. Опыт в процессе обучения природоведению / / Начальная школа. - 2000. - № 12. - С. 19-21, / / ??Начальная школа. - 2001. - № 1. - С. 57-59.
5. Байбара Т.М. Методика обучения естествознания в начальных классах: Учеб. пособие. - М.: Радуга, 1998. - 333 с.
6. Балаева Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальных классах / / Педагогика и психология. - 2004. - № 278. - С. 8-10.
7. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / / Начальная школа. - № 3. 1996. - С.48.
8. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: «Педагогика», 1987. - 540 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. Учебник для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учреждений. - М.: Академия, 1998. - 312 с.
10. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 2002. - 125 с.
11. Волкова Н.П. Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 576 с.
12. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения. - М.: Провещение, 1984. - 214 с.
13. Горощенко В.П., Степанов И.Л. Методика преподавания. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1984. - 349 с.
14. . Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возростная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: «Академия», 1998. - 487 с.
15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1998. - 304 с.
16. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших заведений. - М.: «Академия», 2001. - 251 с.
17. Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках природоведения. / / Начальная школа. - М., 1999. - С. 41-43;
18. Морозова Е.Е., Коваленко Л.И. Методика преподавания природоведения. Методическое пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1999. - 22с.
19. Нарочно Л.К. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для пед. уч-щ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа., 1990. - 301 с.
20. Нарочно Л.К., Ковальчук А. В., Гончарова К. Д. Методика преподавания естествознания. - М.:. Высшая школа, 1990. - 275 с.
21. Подзор В.И. Природоведение с методикой преподавания: Практикум: Учеб. пособие для пед. уч-щ. - К.: Выща шк., 1990. - 85 с.
22. Скаткин М.Н. Методика естествознания в начальной школе. - М.: Сов. Школа, 1998. - 135 с.
23. Фицула Н.Н. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 528 с.
24. Филоненко-Алексеева А.Л. Практикум по методике преподавания природоведения. - М.: «Просвещение», 1981. - 301 с.
25. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. / / Начальная школа. - 1997, № 9. - C. 63-65.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038