Формирование культуры речи школьников на уроках украинского языка в старших классах




ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

2013
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Проблема урока в современной лингводидактици
1.2. Концептуальные основы обучения украинского языка
1.3. Цель, задачи и особенности обучения украинского языка в профильной звене
1.4. Родной язык - основа интеллектуального и духовного развития личности

2. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1. Основные подходы к обучению украинского языка и формирования личности выпускника
2.2. Особенности обобщения и систематизации важнейших сведений по языку
2.3 Формы занятий по языку в старших классах

3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА
3.1. Углубление и систематизация знаний, умений и навыков по культуре речи
3.2. План-конспект урока по теме: «Письменный перевод с творческим заданием»
3.3 План-конспект урока по теме: «Общие сведения о возникновении и развитии риторики как искусства красноречия»
3.4 План-конспект урока по теме: «Признаки культуры речи. Правила вещания »

ГЛАВА 4.

ВЫВОДЫ
СПИСОК
Приложения

 

Сновке

Современный урок украинского языка - полифункциональное, многоаспектное явление в учебно-воспитательном процессе. Он характеризуется рядом особенностей. Самая его особенность - воспитание языковой личности, национально сознательного гражданина Украины. Современный урок активно влияет на развитие познавательных и творческих способностей личности. Он позволяет реализовывать идеи когнитивной и коммуникативной методики, перевести их в практическую плоскость. Еще одной особенностью современного урока является его речевая направленность.
На уроках украинского языка осуществляется нравственное и эстетическое и нравственное воспитание, предусматривающий личностный подход к обучению., Анализ текстов на уроках украинского языка требует внимания к лексического богатства, удельного украинской лексики, значительная часть которой была незаслуженно изъята из словарного состава. Традиционная особенность урока языка - единство содержания и формы - требует современного осмысления. Современный урок следует рассматривать как сложную организационно-педагогическую систему, включающую взаимосвязаны и взаимообусловлены компоненты, в центре которой находятся субъекты учебно-воспитательного процесса - учитель и ученики.
Подчеркнем, что одним из важнейших ориентиров решения проблем обучения языку является Общеевропейские рекомендации по языковому образованию, где определяются подходы, уровне овладения языком, коммуникативные задачи и цели, компетенции и т.д..
Основой школьного курса украинского языка является лингвистическая наука - достаточно разветвленная система знаний о языке, ее структура, основные единицы и способы сочетания этих единиц в тексте. Для организации обучения родному языку важно раскрытие сущности языка и речи. В лингвистике язык определяется как своеобразная знаковая система, обеспечивающая мышление человека, общение с другими людьми, то есть служит средством формирования мыслей, восприятия окружающей действительности, обмена информацией, выражение различных чувств. Язык существует в сознании людей и реализуется в речи.
Применяя знания языка, школьники развивают навыки употребления языка для мышления и общения. Этот процесс тесно связан с усвоением норм литературного языка и формированием речевых умений и навыков.
Стоит отметить, что дифференциация учебно-воспитательного процесса становится определяющим фактором и условием гуманизации и демократизации, возрождение культуротворческой функции национальной школы. Согласно Концепции профильного обучения в старшей школе выделены следующие основные направления профилизации: общественно-гуманитарный, естественно-математический, технологический, художественно-эстетический, спортивный. Обучение учащихся в профильной школе - это накопление опыта научно-исследовательской деятельности по выбранному профилю, подготовка к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.
Школьное образование в Украине сегодня развивается и обновляется. Строительство самостоятельного государства и предоставлении украинскому языку статуса государственного требуют новых подходов к обучению родному языку. В украинской национальной школе родной язык выступает как первый и главный учебный предмет. Вполне естественным для ребенка является обучение на родном языке, обеспечивает его воспитание в атмосфере семьи, в сфере культуры родного народа, в естественном для него среде, которое выражает национальный дух народа, его мировосприятия. Чем больше человек знает понятий, выраженных родными словами, то она умнее, развитая.
Подытожим, что родной язык выполняет прежде всего две социальные функции - служит средством развития личности как предпосылки развития народа и используется как средство познания и коммуникации. Развитие человека происходит в умственном и эмоциональном планах. Известно, что родной язык формирует умственные и эмоциональные качества человека. Она, таким образом, является средством не только умственного, но и эмоционального общения. С помощью родного языка происходит художественное осмысление мира.
 
Обобщим, что основными подходами к обучению украинского языка и формирования личности выпускника являются: личностный подход, психологический подход, психолингвистические подход, общедидактический подход, системно-лингвистический подход, профессионально направленный подход, коммуникативно-деятельностный подход, функционально-стилистический подход и социокультурный подход.
Отметим, что в соответствии с Государственным стандартом базового и полного среднего образования ведущими задачами обучения украинского языка в старшей школе является формирование мотивации к изучению языка и литературы; познания через язык истории, культуры народа, эстетических и нравственных ценностей, формирование духовного мира учащихся, мировоззренческих представлений общечеловеческих ценностных ориентиров, выработка умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, находить, воспринимать, анализировать, оценивать, применять на практике сведения, полученные в словесной или иной форме, развитие умений общаться в разных ситуациях формулировать и высказывать собственное мнение, понимать других людей, находить общий язык с ними дальнейшее развитие базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, правописания умений и навыков на основе обобщения и углубления знаний учащихся о языке как общественное явление, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Обобщим, что сегодня, в школьной практике появляются нетрадиционные или нестандартные уроки, зачастую проводятся именно в старших классах. В лингводидактици существуют различные классификации нетрадиционных форм обучения, что свидетельствует о сложности вопроса. М.Гузик выделяет такие разновидности этих форм: урок-семинар, урок-лекция, урок-практикум, урок-зачет, урок защиты творческих работ, урок-отчет. О.Дорошенко к нетрадиционным формам обучения относит уроки-исследования, уроки-выставки, уроки-консультации, уроки-диспуты, уроки вопросов-ответов.
С целью формирования у учащихся умений внимательно, стилистически дифференцированно подходить к выбору языковых средств, выработки у старшеклассников языкового чутья, уважения к правильному нормативного украинского вещания, нетерпимости к порче языка программой предусмотрено повторение и углубление основных сведений по стилистике - понятие о языке и речи, функциональные стили речи.
Подчеркнем, что важно подробнее ознакомить учащихся со стилем науки: реферат, статья и т.д., системой выразительных средств научного стиля, обусловленных целью познавательно-коммуникативного процесса, - точно передавать мысли.
Приобретает особую значимость ознакомление учащихся с жанрами деловой речи: доверенности, протоколом, распиской т.п.. На уроках украинского языка старшеклассники учатся учитывать особенности языковых средств в различных стилях речи, (стилистически дифференцировать устное и письменная речь, придерживаться стилистических норм, внимательно относиться к выбору слова. Особую роль в воспитании, развитии современных старшеклассников играют тексты художественного стиля, имеющих значительный дидактико -воспитательный потенциал.
В то же время, основное внимание на уроках следует уделять формированию у учащихся умений и навыков подбирать литературу по определенной проблеме; реферировать прочитанное, составлять конспект, план выражения; правильно владеть голосом, уместно использовать невербальные средства - жесты, мимику, пользоваться разнообразием выразительных языковых средств ; устанавливать контакт с аудиторией; анализировать устный и письменный риторический текст; объективно оценивать выступления; аргументированно доказывать свое мнение, убеждать, вызывать желание высказаться, участвовать в дискуссиях, диспутах; моделировать ситуации общения последовательно соблюдать правила деловой игры, убедительно исполнять выбранную роль .


 
СПИСОК

1. Абрамович С. Д., Чикарькова М.Ю. Риторика / Под ред. С.Д. Абрамовича. - М.: Мир, 2001. - 311 с.
2. Анискина Н.А. Организация профильного обучения в современной школе / Под ред. Н.А. Анискин. - X.: «Основа», 2003. - 176 с.
3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Под ред. Г. Арнхейма. - M.: Прогресс, 1994. - С. 34-49.
4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
5. Беляев А. Содержание урока украинского языка / А. Беляев / / Укр. язык и букв. в школе. - 2003. - № 4. - С.2.
6. Беляев А. Концепция обучения государственного языка в школах Украины / А. Беляев / / Двоеслов. - 1996. - № 1. - С. 16.
7. Беляев А.Н. Обучение украинского языка в 10-11 классах / Под ред. А.Н. Беляева. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.
8. Василишин В. Язык и нация / Под ред. В. Василишина. - Дрогобыч, 2009. - С. 122
9. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: Учебник для вузов / Под ред. А. Я. Гойхман. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
10. Голобородько Е.С. Аттестация учителя. Уроки украинского языка: традиционные открытые, нестандартные: готовые конспекты, анализ методиста / Под ред. Е.П.Голобородько. - X.: Основа, 2006. - 175 с.
11. Горошкина А.Н. Теория и практика обучения украинскому языку в старших классах / Под ред. А. М.Горошкинои. - X.: Основа, 2012. - 171 с.
12. Горошкина А.Н. Лингводидактични основы обучения украинского языка в старших классах естественно-математического профиля / Под ред. А.Н. Горошкина. - М.: Альма-матер, 2004. - 362 с.
13. Горошкина А.Н. Обучение украинскому языку и профильной школе: Учеб. пособие. / Под ред. А.Н. Горошкина. - М.: СПД Резников BC, 2007. - 130 с.
14. Гоцкин Н.Г. Лингвистические факторы беспереводного понимания устных иноязычных высказываний (на материале немецкого языка) / Н. Гоцкин / / Обучение рецептивным видам речевой деятельности в школе и вузе. - Хабаровск: Хабаровский гос. пед.ин-т., 1981. - С. 12-22.
15. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. / Под ред. A.M. Грининой-Земсковой. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2002. - 120 с.
16. Дергачева Г.И. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Под ред. Дергачевой. - М.: Русский язык, 1989. - 248 с.
17. Государственный стандарт базового и полного среднего образования: стандарт / Под ред. O.A. Кривенко. - К.: КНТ, 2004. - 88 с.
18. Джидарьян H.A. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян / / Теоретические проблемы психологии личности. / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. - С. 145-169.
19. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения: научно-популярная литература / под ред. А. Дистервега. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
20. Донченко Т.К. Организация учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителей и студентов / Под ред. Т.К. Донченко. - М.: Фонд им. О. Ольжича, 1995. - 251 с.
21. Донченко Т.К. Структура урока украинского языка / Т. К. Донченко / / Укр. язык и букв, в школе. - 2004. - № 3. - С. 6-11.
22. Дорошенко O.A. Элементы исследовательской работы учащихся по языку / OA Дорошенко / / Укр. язык и лит. в шк. - 1993. - № 4. - С. 20-21.
23. Дорошенко O.A. Нестандартность при изучении украинского языка в средней школе / OA Дорошенко / / Укр. язык и лит. в шк. - 1990. - № 2-3. - В 20-21.
24. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Под ред. Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 - 370 с.
25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Под ред Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
26. Общеевропейские рекомендации по языковому образованию: изучение, преподавание, оценка / Наук. ред. укр. вид. доктор пед. наук, проф. С.Ю. Николаева. - М.: Ленвит, 2003. - 273 с.
27. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. - 2-е изд., Перераб. и доп. / Под ред. М. Иваницкой. - М.: Сов. шк., 1990. - 224 с.
28. Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. H.A. Ипполитовой. - М.: Наука, 1998. - 176 с.
29. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса: генезис чувственной культуры / под ред. A.C. Канарского. - М.: Высшая школа, 1982. - 192 с.
30. Караман С.А. Методика обучения украинскому языку в гимназии / Под ред. С.А. Карамана. - М.: Ленвит, 2000. - 272 с.
31. Караман С.А. Урок как основная форма организации обучения языку / С. Караман / / Украинская литература в общеобразовательной школе: Научно-методический журнал. - 2004. - № 11. - С. 46-54
32. Кизенко В. Дидактические требования к созданию типовых учебных программ для профильного обучения в старшей школе / В. Кизенко / / Образование и управления. - 2005. - Т. 8. - № 1. - С. 95-100.
33. Кизенко В. Формирование и реализация профильного обучения в старшей школе / В. Кизенко / / Образование и управления. - 2004. - Т. 7. - № 3-4. - С. 138-146.
34. Коваль А.П. Культура деловой речи. Письменная и устная деловое общение. Изд. 3-е. / Под ред. А.П. Коваля. - М.: Высшая школа., 1982. - 288 с.
35. Козачук Г.А. Повышение грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.А. Козачук. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.
36. Колосницына Г.В. Пути оптимального построения и оформления учебного аудиатекста (на материале русского языка как иностранного) / под ред. Г.В. Колосницына. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 10-13.
37. Концепция профильного обучения в старшей школе / / Информ. сб. М-ва образования и науки Украины. - 2003. - № 24. - С. 3-15.
38. Костенко Л. Гуманитарная аура нации, или Дефект главного зеркала / Л. Костенко / / Украинское слово: Хрестоматия укр. лет. и лет. критики XX в.: в 4 кн. - Кн.4. - М., 2001. - С. 21-33.
39. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, А. М. Шахнарович, Л.В. Сахарный; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
40. Леонтьев A.A. Место психологии в современной науке о чтении / AA Леонтьев / / Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975. - С. 43.
41. Липовая Л. Профильное обучение: проблемы, перспективы, опыт / Л. Липовая, В. Малышев, Т. Паламарчук / / Образование и управления. - 2007. - Т. 10. - № 1. - С. 49-56.
42. Лукьянченко О. Реализация принципа непрерывности в профориентационной работе со старшеклассниками и профессиональной подготовке студентов-будущих словесников: автореф. дис. на сдобы. наук. ступ. канд. пед. наук. 13.00.04 / О.Г. Лукьянченко. - М., 2003. - 20 с.
43. Львов М. Р. Риторика / Под ред. М.Р. Львов. - М., 1996. - 289 с.
44. Л. Климчук, Мацко А.Н. Риторика / Под ред. Л.И. Мацко. - М.: Высшая школа, 2003. - 351 с.
45. Мацко Л. Современные подходы к созданию учебников по украинскому языку: место лингвостилистики / Мацко Л. / / Чудо слово. - 1999. - № 8. - С. 39-41.
46. Мельничайко В.Я. Творческие работы на уроках украинского языка: Конструирование. Редактирование. Перевод: Пособие для учителей / Под ред. В.Я. Мельничайко. - М.: Сов. шк., 1984. - 223 с.
47. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: учебник для студ. высш. закл. образования / Руководитель авт. коллектива Ю. Николаева. - М.: Ленвит, 1999. - 320 с.
48. Мещеряков В.Н. Типология учебных текстов / под ред. В.Н. Мещерякова. - Днепропетровск: Просвещение, 1980. - 212 с.
49. Мурашов А. А. Обучение русскому языку и грамотность / AA Мурашов / / Рус. яз в шк. - М., 1999. - № 6. - С. 3-10.
50. Мучник B.C. Человек и текст: Основы культуры письменной речи / Под ред. Б.С. Мучника. - М.: Книга, 1985. - 252 с.
51. Непийвода Н. Сам себе редактор: руководство по украинскому языку / Под ред. Н. Непийводи. - М.: Рус. книги, 1998. - 170 с.
52. Николаева Е. Психологические основы обучения грамотности / Е. Николаева / / Рус. Словесности. - М., 2000. - № 5. - С. 14.
53. Онищук В.А. Функции и структура методов обучения: Методический материал / Под ред. В. А. Онищука. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
54. Павлов Н.Д. Открытые уроки украинского языка / Под ред. Н.Д. Павлова. - X.: Основа, 2008. - 160 с.
55. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / под ред. Е.И. Пассова. - М.: «Русский язык», 1977. - 216 с.
56. Педагогическое речеведению: Словарь-справочник / Под рид. Т.А. Ладыженской. - М.: Наука, 1998. - 312 с.
57. Пентилюк М.И. Изучение украинского языка в школах с русским языком обучения / Под ред. М.И. Пентилюк. - М.: Рута, 2000. - 121 с.
58. Пентилюк М.И. Методика обучения родному языку в средних учебных заведениях: учебник для студентов-филологов вузов / Под ред. М. И. Пентилюк. - М.: Ленвит, 2000. - 264 с.
59. Пентилюк М.И. Методика обучения украинского языка в средних образовательных учреждениях: Учебник / Под ред. М.И. Пентилюк. - М.: Ленвит, 2005. - 399 с.
60. Пентилюк М.И. Научные основы коммуникативной направленности в обучении родному языку / М.И. Пентилюк / / Укр. язык и л-ра в школе. - 1999. - № 3. - С. 8-10.
61. Пентилюк М.И. Теоретические основы обучения стилистики в средней школе: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / И. Пентилюк. - М., 1996. - 55 с.
62. Пентилюк М.И. Украинский язык: Учебник для учащихся ст. кл. Сред. учеб. закл. нефилол. профиля и абитуриентов / Под ред. М. И. Пентилюк. - М.: Ленвит, 2003. - 272 с.
63. Пономарев А.Д. Стилистика современного украинского языка: учеб. для студ. фак-тов журналистики ун-тов / Под ред. А.Д. Пономарев. - М.: Просвещение, 1992. - 248 с.
64. Потебня А.А. Мысль и язык / под ред. А. А. Потебня - М.: СИНТО, 1993. - 192 с.
65. Прокофьев М. А. Заметки о среднем образовании / М. А. Прокофьев / / Сов. педагогика. - 1989. - № 3. - С. 82-86.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по направ, и спец. психологии / под ред. С.Л. Рубинштейн. - С.: Питер, 2000. - 713 с.
67. Синельникова Л.Н. Социолингвистика: настоящее время / Л.Н. Синельникова / / Научные записки Луганского гос. пед. ун-та. Серия «Филологические науки». Сб. науч. трудов [Структура и содержание связей с общественностью в современном мире]. - Луганск: Альма-матер, 2002. - 452 с.
68. Словарь иностранных слов: словарь / Под ред. С.М. Морозова. - К.: Наукова думка, 2000. - 680 с.
69. Словарь-справочник по украинскому лингводидактики: Словарь / Под общ. ред. М. Пентилюк. - М.: Ленвит, 2003. - 149 с.
70. Стилистика украинского языка: Учебник для студ. филол. спец, высш. учеб. заведений / 31.1. Мацко, А. М. Сидоренко, А.Н. Мацко. - 2-е изд., Постирал. - М.: Высшая школа, 2005. - 462 с.
71. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В пяти томах. - Т. 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1976. - 654 с.
72. Ушинский К.Д. Родное слово / К.Д.Ушинский / / Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. - М.: Просвещение, 1983. - 489 с.
73. Хомяк I. Практика обучения орфографии в общеобразовательной школе / И. Хомяк / / Укр. язык и л-ра в шк. - 2000. - № 4. - С. 14-17.
74. Цинько C.B. Аудирование в обучении родному языку (психолого-педагогический аспект) / С. В. Цинько / / Вестник Черкасского университета. Серия «Пед. науки ». Вып. 18. - Черкассы, 2000. - С. 147-150.
75. Цинько C.B. Развитие у пятиклассников умений аудирования на уроках украинского языка: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / C.B. Цинько - М. 2001. - 248 с.
76. Черныш А.П. В добрый путь, гимназия / А.П. Черныш / / Сов. шк. - 1990. - № 9. - С. 3-7.
77. Шелехова Г. Компьютерные технологи в обучении языку / Г. Шелехова, А. Манако, Я. Остаф / / Двоеслов. - 1999. - № 3. - С. 33-35.
78. Яворская СТ. Формирование правописания навыков учащихся / С.Т. Явь Орска / / Двоеслов. - 1996. - № П.-С. 33.

Электронные источники

79. Программа для общеобразовательных учебных заведений (технологический, естественно-математический, спортивный, общественно-гуманитарный (экономический профиль) направления. Украинский язык 10-11 классов / Сост. М. Пентилюк, А. Горошкина, А. Никитина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.
80. Соколовская Т.П. Организация учебного процесса в профильной школе / Т.П. Соколовская, Н. И. Самойленко, Л.П. Семко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038