Притча - жанр устного народного творчества




Притча - ЖАНР УСТНОМУ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Курсовая работа студентки курса

2013
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИТЧИ КАК ЖАНРА УСТНОМУ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1. Понятие притчи 6
1.2. История притчи в древнерусской литературе 8
1.3. Притча как литературоведческая проблема 16

2. ТИПОЛОГИЯ И Поэтика притча 19
2.1. Виды притч 19
2.2. Поэтика притч 23

ВЫВОДЫ 27
СПИСОК 29

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведя данное исследование в соответствии с поставленными задачами мы можем сделать следующие выводы и обобщения:
Притча - это небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактическая по назначению. Процесс творчества в создании притч противоположный поэтическому. В создании притч движение мысли вперед отсутствует.
Своей искусственностью, более-менее удачным сближением двух разнородных по содержанию понятий и предметов, притча удовлетворяла вкусы древнерусских граматистив, а своим наставлением, удаленным с помощью аллегорического объяснения - его религиозным требованиям. Простых людей она захватывала картинностью изложения и интересными подробностями в развитии ее содержания.
Образцами притчи в византийской литературе послужили наставления из Священного Писания. Что касается действительных притч, сказанных Иисусом Христом, то вообще они излагаются не совсем, как в Евангелии, а урывками, только первые слова притчи.
Отметим, что древнерусские притчи отличаются особой формой: они, в основном, вид диалогов. В этих сказках древнерусский Грамотник воплощал свои заветные мысли и идеи в образы, чтобы они понятнее и резче запечатлелись в умах и сердцах читателей.
Подчеркнем, что современные исследователи древнерусской притчи подчеркивают важном среднем положении притчи между двумя группами жанров, на которые распадается для нас вся литература Древней Руси, - между «заземленными» жанрам (историческая повесть, послание) и жанрам «замечательными» (житийной литература).
Притча имела различное значение в Древней Руси, это слово первоначально означало прибавку к чему-то, потом загадку, пословицы как прибавку в языке. Впоследствии слово «притча» стало обозначать образ, пример, аналогию, поучительный и загадочный выражение, пророчество и, наконец, определенную литературную форму ».
Стоит обобщить также, что в притче события не определены ни хронологически, ни территориально. Они рассказывают о неизбежном в обобщенно-трансформированной форме. Притчи были характерны для интеллектуальной литературы. Символика образов, философский подтекст, определенная запрограммированность сюжетной коллизии раскрыть ее «поучительный» смысл, заостренность морально-философских выводов и ситуаций - все это характерные черты притчи. Притчи - это малый повествовательный жанр литературы, которому характерен параболический развитие мысли, дидактизм, аллегоризм.
Также подытожим, что над вопросом классификации притч ученые только начинают работать. Так, М.И. Прокофьев делит притчи на «сюжетно-аллегорические, сжатые афористические и присловных» и выделяет также «притчи оригинальные, мирские и библейские, летописные и авторские, притчи-пословицы, притчи-басни».
В нашем исследовании мы рассмотрели и охарактеризовали различные виды притч в культурном наследии народов мира: суфийские притчи, восточные притчи, даосские притчи, буддийские притчи, Дзенские притчи и христианские притчи.
В основе притчевой повествования лежит сравнение, наполненное особым символическим значением. Реальный образ или картина раскрываются не в прямой, а образно-аллегорической плоскости, а в воображении слушателя эти две плоскости сопоставляются. Поэтому притчи присуща специфическая поэтика. В ней полностью исключается описательность, характерная для других эпических произведений. Композиционно притча состоит из двух элементов. В структурном плане притча нередко лишена традиционных сюжетных компонентов, они взаемопидминяються, переставляются. Важную роль в притчах играет еще и поэтический градация.
Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.


 
СПИСОК

1. Византия и Русь. - М.: Наука, 1989. - 412 с.
2. Возняк М. История украинской литературы. - Львов, 1994. - Кн. 2.
3. Денисюк И. Развитие украинской малой прозы XIX - начало ХХ в. - М.: Высшая школа, 1981.
4. Дзира Я. «История русов» - выдающийся памятник украинской историографии: новые данные о ее авторе / Я. Волчок / / Общие нации. - М., 1997. - С. 123-132.
5. Древнерусская притча. - М.: Советская Россия, 1991. - 281 с.
6. Древнерусское искусство (художественная культура Новгорода). - М.: Наука, 1968. - 315 с.
7. Ефремов С. А. История украинской литературы / под ред. С.А. Ефремова. - М.: «Фемина», 1995. - 686 с.
8. Культура Древней Руси. - М.: Наука, 1966. - 471 с.
9. Лановик М.Б., Лановик С. Б Украинский устное народное творчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. - Название с экрана.
10. Мишанич А. Украинская литература XVIII века. / А. Мишанич / / Украинская литература XVIII века. Поэтические произведения. Драматические произведения. Прозаические произведения. - К.: Наукова думка, 1983.
11. Мишанич А.В. Украинская литература второй половины XVIII в. и устное народное творчество / под ред. А.В. Мишанича. - М.:. мысль, 1980. - 343 с.
12. Мишанич С. Фольклористическая наследие [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. - Название с экрана.
13. Мишанич Я. «История русов»: историография, проблематика, поэтика / под ред. Я. Мишанича. - М.: ООО «Издательство« Обереги », 1999. - 240 с.
14. Мишанич Я. «История русов»: литература и история / / Литературоведение: материалы ИИИ конгресса Международной ассоциации украинистов (Харьков, 26-29 августа 1996 г.)
15. Оглоблин А. К вопросу об авторе «Истории Русовъ» / А. Оглоблин / / Киевская старина. - М., 1997. - № 6. - С. 69 -95; 1998. - № 1. - С. 100-132
16. Памятники литературы Древней Руси IX-XII вв. - М.: Художественная литература, 1989. - 375 с.
17. Пропп В.Я. Морфология сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
18. Словарь древнерусского, языка в 10 т. - М.: Русский язык, 1989. - 987 с.
19. Соболь В. Перспективы исследования «Истории Русов» / В.А. Соболь / / 12 путешествий в страну древнего литературы. - Донецк: Восточный издательский дом, 2003. - С. 85-96.
20. Степанишин Б. Древняя украинская литература в школе / под ред. Б. Степанишина. - М.: Просвещение, 2000. - 504 с.
21. Чижевский Д. История украинской литературы (от истоков до эпохи реализма) / под ред. Д. Чижевского. - М.: МЧП «Презент» с участием ООО «Фемина», 1994. - 480 с.
22. Шевчук В. О древней украинской прозе, в частности о летописи / В. Шевчук / / Слово и время. - 1993. - № 10. - С. 57-65.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038