Новеллистика Николая Хвылевого поэтика




Новеллистики Николая Хвылевого: Поэтика
Бакалаврская работа студентки 4 курса
специальности ««

2012
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НИКОЛАЙ ВОЛНОВОЙ КАК ПИСАТЕЛЬ И ЕГО ЭПОХА 7
1.1 Основные идеи художественного восприятия творчества Хвылевого 7
1.2 Эстетическая основа модернизма и экспрессионизма в прозе Хвылевого 15

ГЛАВА 2 зачинателей НОВОЙ УКРАИНСКОЙ ПРОЗЫ, характеристика стилевых самобытной ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Николая Хвылевого 22
2.1 Изображение действительности в новеллах Хвылевого («Арабески», «Я (романтика)») 22
2.2 Трансформация трагичности в новеллах Хвылевого: формы выражения («Лилюли») 37

ГЛАВА 3 новеллистики Николая Хвылевого: влияния импрессионистической ПОЭТИКИ, ЭЛЕМЕНТЫ экспрессионизма и сюрреализма 46

ВЫВОДЫ 59
СПИСОК 62
ВЫВОДЫ

Итак, Николай Григорьевич фитиль, известный под псевдонимом Николай Волновой (1893-1933), был одним из самых талантливых писателей 20-30-х годов в ХХ в. Именно его большинство исследователей считают основоположником новой украинской прозы, хотя это в течение многих лет замалчивалось. Его произведения, в свое время столь бурно вошли в литературный процесс, вызвали чрезвычайную активность среди представителей тогдашней литературоведческой мысли. Отметим, что те идейно-психологические коллизии, которые были освещены в произведениях искусным пером автора, не часто считались новаторством, временами даже вызывали раздражение и несправедливые оценки литературоведческих критиков.
Отметим, что Николай Волновой дал эмоциональный толчок открытию в украинской литературе новой страницы. Каждый раз, когда писатель пытается увидеть в обычной человеку Человека с большой буквы, описать читателю ее внутренний мир, отразить непростую психологическую реакцию на новую социально-экономическую реальность, он усиливает биологический фактор при изображении черт характера героев произведений, сосредоточивает особое внимание на патологических и сексуальных моментах, иногда увлекается подсознательным.
Подытожим, что проза Хвылевого создала три основные жанры. Первый - героика революции (Волновой предпочитает говорить «романтика») - от певучей, как старая дума, «Легенды» в високотрагичного «Я», силой своей не имеет себе аналогий в новейшей прозе. Мы находим много тематических аналогий к этому жанру. Писателем изображается сатирическое, иногда переходящий в элегию - изображение внутреннего неурядицы в среде бывших идейных борцов, распаду, что ведет к печали, к смещению, к моральной смерти.
Есть подчеркнуть, что свой стиль и стиль коллег-товарищей Николай Волновой определил как «романтику витаизму». В то же время, романтизм Хвылевого ни был столько литературным направлением и сущностью творчества писателя, сколько сущностью личности и способом видения реальности, действительности. Его нонконформизм, позиция в обществе, борьба со всем ненужным и вредным, его поведение художника, идеалистический пафос - все это и составляло вместе с его «беспорядочной» творчеством «романтику витаизму».
Проанализировав произведение «Арабески», подытожим, что это произведение современный. В то же время, «модернизм» - это, прежде всего, мифотворчества. Автор в строках «Арабесок» проводит высокий художественный синтез Я с ТЫ, искусно изображая судьбу и реальность жизни главных героев.
В свою очередь, новелла «Я (романтика)», является в определенной степени оговоркой о безвозвратной потере на выбранном пути настоящих ценностей и истинных гуманистических идеалов. В новелле «Я (романтика)» поединок добра и зла было перенесено в душу главного героя. Эта вечная борьба добра и зла вызывает серьезную тревогу за новый мир и человека, которая существует в нем. Сам автор на страницах произведения мастерски освещает подсознание персонажа. В то же время, он изображает, что только он и никто другой несет ответственность за свои действия. Выбор, который он сделал, был сознательным, а преступление - непростительным.
Рассмотрев рассказ «Лилюли», отметим, что оно оказалось ли не самым трудным для понимания и восприятия читателем. К сложным особенностей отнесем полисемантичность смыслов, большое количество явных и скрытых цитат, аллюзий, ссылок, оперирование широким культурным контекстом, психологическая контрастность, двусмысленность и трагикомизм ситуаций и т.д. обусловливают сложность рецепции рассказы.
Подытожим, что проблема декодирования аспектов функционирования произведений М Хвылевого связана с экспрессивной насыщенности текста, что является абсолютным показателем его качества. Эмоциональность - относительный показатель, ведь ее степень зависит от потенциального читателя. В отличие от понятия, художественный смысл не только интеллектуальный и примечателен обобщенно-абстрактным характером. Его сущность составляет еще и эмоциональная выразительность. Эстетическая оценка - доминанта в содержании художественного образа - всегда эмоциональна. Художественный образ - единство эмоционального и рационального, субъективного и объективного. О субъективное говорится потому, что эстетическая оценка является оценкой автора и рещпгиента. Синергизм экспрессионистических художественного мира направлен на реализацию текста как социализированного конгломерата чувств, мыслей, эстетического начала.




 
СПИСОК
Монографии, статьи, учебные и практические пособия

1. Агеева В. П. Николай Волновой / / История украинской литературы ХХ века: в 2 кн. / B. П. Агеева. - М., 1994. - Кн. 1. - С. 533-551.
2. Агеева В.П. «Лишние люди» в прозе Николая Хвылевого / В.П.Агеева / / Современность. - 1992. - № 3. - С. 3-9
3. Агеева В.П. Украинский импрессионистическая проза / В.П.. Агеева. - М., 1994. - 158 с.
4. Аристотель. Риторика. Поэтика / Перев. с древнегреч. Дыбенко А.П., Аппельрот В.Г. - М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.
5. Безхутрий Ю. М. Волновой: проблемы интерпретации / Ю.М. Безхутрий. - Харьков: Фолио, 2003. - 459 с.
6. Белецкий А. О прозе вообще и о нашей прозе 1925 / Белецкий А. / / Красный путь. - 1926. - № 11. - С. 121-129.
7. Волгина Н. Теория текста / Н. Волгина. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. - 210 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М: Искусство, 1986. - 573 с.
9. Гуляк А.Б. Синкретизм жанрово-стилевых модификаций прозы Михаила Коцюбинского / / Научные записки Винницкого педагогического университета имени М. Коцюбинского. Серия «Филология». - 2005. - № 7. - С. 106-109.
10. Гундорова Т. Разрушение романтической метафизики / Т. Гундарова / / Слово и время. - 1993. - № 11. - С. 22-28.
11. Дзюба И. Николай Волновой: «Азиатский ренессанс» и «психологическая Бвропа» / И. Дзюба. - М.: Изд. дом «Киево-Могилянская академия», 2005. - 48 с.
12. Энциклопедия постмодернизма / Под ред. Ч. Винквист и В. Тейлора; пер. с англ. В. Шовкун. - К.: Основы, 2003. - 503 с.
13. Еременко А. Образный мир в экспрессионизма прозе (на материале малой прозы В. Стефаника и Хвылевого) / А. Еременко / / Украинский язык и литература. - 2010. - № 22. - С. 17-20.
14. Жулинськин М.Г. Николай Волновой / М.Г. Жулинский. - М.: Т-во «Знание» Украины, 1991. - 32 с.
15. История украинской литературы ХХ века: В 2 кн. Кн.1: Первая половина ХХ века. Учебник / Под ред. В.Г. Дончика. - М.: Просвещение, 1998. - 464с.
16. Кислый Ф. Николай Волновой / Ф. Кислый / / Новые имена в программе по украинской литературе. - М., 1993. - С. 146-169.
17. Лавриненко Ю. Репрессированные возрождения: Антология 1917-1933: Поэзия - проза - драма - эссе / Передм., Послесловие Ю.Лавриненко; Послесловие Е.Сверстюка. - К.: Факел, 2004. - 992 с.
18. Литературная энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / Авт.-сост. Кузнецов Ю. И. - М.: Академия, 2007.
19. Литературоведческий словарь-справочник / Под ред. Р.Т. Громьяк, Ю.И.Ковалива, В.И. Теремка. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 752 с.
20. Художник и власть. Мотивы и интертекст в рассказе Хвылевого Лилюли / Безхутрий Ю. / / Слово и время. - 2003. - № 5. - С. 47-56
21. Наенко М. Три этапа развития украинского модернизма (славянский контекст) / Михаил Наенко / / Университет. - 2009. - № 1. - С. 79-82.
22. Научные записки. Серия «Филологическое». - Харьков: Издательство Национального университета «Острожская академия». - Вып. 10. - 2008. - С. 282-290.
23. Павлычко С. Дискурс модернизма. - М., 1999. - 446 с.
24. Пахаренко В. Суть и эволюция идеологии Хвылевого / Василий Пахаренко / / Перестройка государства. - 1996. - № 7. - С. 44-48.
25. Петров В. Деятели украинской культуры (1920-1940) - жертвы большевистского террора / Виктор Петров. - М.: Воскресенье, 1992. - 80 с.
26. Полищук Я.А. Литература как геокультурный проект: Монография. - М.: Академвидав, 2008. - 304 с.
27. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / А.А.. Потебня. - М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
28. Словарь иностранных слов / Л. А. Пустовит, А. И. Скопненко, Г.М. Сюта, Т. В. Цимбалюк. - К.: Доверие, 2000. - 1018 с.
29. Современный словарь-справочник по литературе. - М.: Олимп, 2000. - 700 с.
30. Соловей О. Психологический импрессионизм Хвылевого: генезис стиля / А. Соловей / / Вестн. Донецк. ун-та. Ср. Б: Гуманитарные науки. - 1998. - Вып. 2. - С. 150-157.
31. Флакера А. Авангардизм Хвылевого / А. Флакера / / Вселенная. - 1993. - № 7 - 8. - С. 194-151.
32. Хомяк Т. Поэтика стиля Николая Хвылевого / Т. Хомяк / / Вестн. Луганск. гос. пед. ун-та. Ср.: Филологические науки. - 2000. - № 5. - С. 93-99.
33. Цюпьяк И. екзистенциалив смерти как измерение бытия в прозе Хвылевого / / Слово и время. - 2001. - № 3. - С. 72-76.
34. Шахматная К. Экспрессионизм как художественное явление / Кира Шахматная / / Экспрессионизм: сб. наук. трудов / [составитель Т. Гаврилов]. - Львов, 2005. - С. 11-35.
35. Шумило Н. Литературный феномен Василия Стефаника (национальный вариант экспрессионизма) / Наталья Шумило / / Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2001. - № 3. - С. 34-42.

Электронные ресурсы

36. Поэтика повестей Николая Хвылевого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
37. Волновой М. Арабески / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
38. Волновой М. Ангары, что за городом / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
39. Волновой М. Кот в сапогах / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
40. Волновой М. Лилюли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
41. Волновой М. Редактор Подзатылок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.
42. Волновой М. Я (романтика) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - название с экрана.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038