Языковая специфика стихов А.Блока




ЯЗЫКОВАЯ специфики ПОЭЗИЙ А.Блока
Курсовая работа студента курса

2012
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА БЛОКА НА ФОНЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА 6
1.1 Художественные особенности лирики писателя 6
1.2 Тема родины в поэзии Блока 10

2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА БЛОКА 13
2.1 Метафоры в поэзии Александра Блока 13
2.2 Эпитеты и цвета в поэзии А. Блока 17

3. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СИМВОЛОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА 26


ВЫВОДЫ 32
СПИСОК 34

 

ВЫВОДЫ

Александр Блок - великий поэт старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт стал связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и подобию Блока сочетаются несовместимые черты и качества личности.
Подытожим, что образ родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
Отметим, что метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам. Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономическое сдвиги. Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него срок, содержащий отрицание. Метафора выполняет две основные функции - функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов.
Обобщая информацию о метафоры в поэзии Блока, отметим, что в поэзии Блока метафора является естественной составной частью. Однако надо заметить, что у Блока (как и в других символистов) метафора используется чрезвычайно широко. Этому способствует тот факт, что символ, как отмечают многие исследователи, по своей форме и содержанию близок к метафоре. Несомненно, наибольшее количество метафор в поэзии Блока отдано женщине. Блоковська женщина - это и Прекрасная Дама, и ее волшебный образ, и знаменитая Незнакомка.
Метафора позволяет передать Блока его отношение к женщине в ее различных ипостасях. Образ женщины расчленяется на различные составляющие, и Блок для каждого из стихотворений выбирает тот или иной, соответствующий сути, и воплощает его с помощью символа, а следовательно - с помощью метафоры. В результате женщина у Блока предстает перед нами во всем многообразии образов, представлял собой поэт. Чрезвычайно часто использует Блок метафору для обозначения внешности, а из-за внешности - характера героя. Метафора используется Блоком и для характеристики философских понятий.
Также в своей поэзии Блок использует множество лексико-стилистических средств, среди которых - многочисленные эпитеты. Эпитетами в стихах Блока присущи цвета, свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций. все стихи А.Блока насыщенные эпитетами и, в частности, цветами. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок - поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено присущими цвету свойств символа и способностью порождать массу ассоциаций. Наиболее часто в поэзии Блока применяются такие цвета, как белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый. Каждый цвет - это определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику любого цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Особенно очевидно для Блока - это свойство слова в поэтическом языке. Многозначное слово и является символом. Поэтому важнейший уровень поэтического языка Блока - лексико-семантический, уровень слов и их значений.
Все значения блоковських символов порой очень трудно перечислить, и это важная черта его поэтики, художник убежден, что в символе всегда оставаться что-то «невыразимое», «тайное» не передано ни сроками науки, ни бытовым языком. Однако для блоковського символа характерно и другое: каким бы многозначительным он ни был, у него всегда сохраняется и его «первый» - земной и конкретный - смысл, яркая эмоциональная окрашенность, непосредственность восприятия и чувства.

 
СПИСОК

1. Абрамец И.В. К понятию символического ряда в лирике А.Блока. / / Вопросы стилистики русского языка. - Самарканд, 1981. - С. 19-29.
2. Амосова H.H. К вопросу о лексическим значении слова / / Н.Вестник ЛГУ, Серия истории, языка и литературы. - Л., 1957. - N 2, вып. 1.
3. Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности / / экспрессивные средства английского языка. - Л., 1975. - С. 3-15.
4. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора / / Лингвистика и поэтика. - М., 1979. - С. 147-173.
5. Блок А. Собрание сочинений в 6-ти т. - Л., 1980-1983.
6. Большой синонимически словарь русского языка: в 2 т. - СПб.: Нева, 2003. - 678 с.
7. Виноградов В.В. В теории художественной речи. - М., 1971. - 312 с.
8. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / / Избранные работы по русскому языку. - М, 2002. - 345 с.
9. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык / / Контекст 1982. - М., 1983. - С. 255-283.
10. Выходцев П.С. Блок и народная художественная культура: К эволюции идейно-эстетических взглядов поэта. / / Рус.лит. - 1980. - N 3 - С. 64-91.
11. Громов П. А. А. Блок, его предшественники и современники. - М., 2001. - 245 с.
12. Долгоополов Л. Поэзия русского символизма / / История русской поэзии в 2-х томах, т.2. - С. 253-330.
13. Долгополов Л.К. Александр Блок: Жизнь и творчество. - Л., 1980. - 213 с.
14. Журавлев А.П. Фонетическое значение. - М.: ЛГУ, 2001. - 160 с.
15. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2003. - 247.
16. Краснова JI.B. Поэзия Александра Блока. К проблеме концептуальности поэтических форм. Диссертация доктора фи-лол. наук. - Дрогобыч, 1991.
17. Кузьмина H.A. Поэтическое слово Александра Блока / / Вопросы стилистики. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1985. - С. 34-54
18. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока, М.: Сов.писатель, - 2003. - 289 с.
19. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. - М., 2000. - 180 с.
20. Минц З.Г. Блок и русский символизм. М.: Наука, 2000. - 521.
21. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 289 с.
22. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 456 с.
23. Соколова Л.А. Неопределенно-субъективные предложения в русском языке и поэтике А. Блока. - М., 1980. - С. 161-213.
24. Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Издательство, 2002. - 178 с.
25. Суслова Н.В. Новый литературоведчески словарь-справочник. - М., 2000. - 241 с.
26. Фатющенко В.И. Поэтический символ в А.Блока / / Вест. Моск. Ун-та. - Сэр. 9. Филология. - 1980. - N 6. - С. 12-17.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038