Библейские образы и мотивы в лирике Леси Украинки




Библейские ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ЛИРИКЕ ЛЕСИ УКРАИНСКОГО

г, 2012
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ творчества ЛЕСИ УКРАИНСКОГО 7
1.1 Лирика Леси Украинский: идейно-философские особенности 7
1.2 Методологически-мировоззренческая концепция писательницы 14

2. Библейские ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ лирического жанра ЛЕСИ УКРАИНСКОГО 20
2.1 Лексико-стилистические особенности употребления библейских образов и мотивов 20
2.2 Библейские легенды и их созвучность современности в лирической наследии писательницы 34

ВЫВОДЫ 39
СПИСОК 42

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, Леся Украинский обращалась к народу, к его национального достоинства, будила национальное сознание. В первых поэтических произведениях Леси Украинский четко очерчиваются основные мотивы его лирики. Именно анализ основных идей лирики Леси Украинский позволяет выделить главные мировоззренчески-философские концепции ее творчества. Да, любовь у поэтессы - это нечто «вечное», что стоит более потребностями дня, более толпой, то, что творит Человека и без чего она погибает. Отметим, что пейзажным описаниям, в которых звучат и печальные, и бодрые настроения посвящены целые циклы и отдельные стихи: «Сосна», «Горит мое сердце», «Снова весна», «В детском круге» и другие, но никогда поэтесса НЕ отстраняется от социальных мотивов.
Лирика Леси Украинский «трогательно женская» в настроениях интимных и «сильная и смелая» в стихах на гражданские темы. Почти каждая строка, каждая мысль его гражданской поэзии неразрывно связаны с Украиной. Поэтесса - за активность, отвагу, особенно когда речь идет о свободе родного края и народа. Своих современников, а также тех, которые осознают порабощения свое, поэтесса считает рабов, хуже египетских феллахов и индийских париев.
Есть обобщить, что многие поэты стремились найти пути борьбы за социальное и национальное освобождение, но Леся Украинский опередила многих. Ведь призвание поэта для нее одно - будить к бою. Леся Украинский поднимает еще целый пласт проблем, среди которых выделяется проблема социального назначения языка, еще в XIX в. рассматривали Гумбольдт и Потебня. Это вопрос для Украины чрезвычайно важно и, к сожалению, не утратило актуальности и остроты сегодня.
Стоит подытожить, что самое важное для Леси Украинский - найти ту «оружие», которая станет главной в борьбе за высшие жизненные идеалы. Согласно романтических идеалов и привычно экзистенциальной особенности украинской духовности, она убеждается в могуществе, силе воздействия именно слова. Леся Украинский нетерпимо относилась к «народности» как только крестьянственности, рассматривая этнографизм как путь к бытовизма. По ее твердое убеждению, интеллигенция должна идти в народ и приспосабливаться к нему, а наоборот - задача интеллигенции состоит в том, чтобы творить высокого уровня культурные ценности и к ним медленно поднимать народ.
Проанализировав те методологические особенности, которые предлагают европейские позитивистского направления художественно-эстетические концепции, Леся Украинский производит свою собственную методологически мировоззренческую концепцию, которую сама она определяет как неоромантизм, выделяя его специфические особенности, объясняют нам ее собственное понимание этого направления. Для Леси Украинский одинаково далеким и чужим был пессимизм европейского и российского неоромантизма и позитивистское «уничтожение» художественно-образного отражения мира.
Следует также добавить, что Леся Украинский неоднократно отмечает следующее характерное для неоромантизма противопоставление чувств интеллекту. В своей же творчества она вопреки этому противопоставлению, объединяет чувство и осмысления в этом порыве, который направлен на достижение вершин, которых, в конце концов, достичь невозможно.
Использование мотивов и образов из Библии Лесей Украинский можно объяснить во-первых тем, что Священное писание - это неисчерпаемый источник «вечных» тем, идей, мотивов, образов, которые известны многим читателям во всем мире (а писательница, безусловно, свое собственное творчество видела в контексте мирового литературного процесса): таким образом украинская литература приобщалась непосредственно к европейской, в которой использование библейских сюжетов стало давней традицией. Должны отметить, что подавляющее большинство произведений Леси Украинский христианского цикла - это произведения, ставшие новым явлением в украинской литературе и театральной культуре и принесли писательнице славу писателя-новатора.
Подытожим, что Леся Украинский, обратившись к библейским сюжетам, мотивов и образов, которые уже закрепились в памяти многих поколений и народов, сконцентрировала определенные идеи, отражая их в нетрадиционном для украинского театра виде - не в социально-бытовом, а в философско- идеологическом.



 
СПИСОК
Монографии, статьи, учебные и практические пособия

1. Аврахами Г.Г. Художественное мастерство Леси Украинский / Г.Г. Аврахами. - М.:, 1964. - 143 с.
2. Агеева В.П. Поэтесса излома веков. Творчество Леси Украинский постмодернистской интерпретации / В.П. Агеева. - М.: Просвещение, 2001. - 264 с.
3. Акулов И.Б. Этические взгляды Леси Украинка: Дис. канд. филос. наук / И.Б. Акулов. - Дрогобыч, 1996. - 277 с.
4. Бабышкин А. Леся Украинский: жизнь и творчество / А. Бабышкин. - М., 1995. - 320 с.
5. Бетке И. Библия как источник идей в творчестве Леси Украинский / И. Бетке / / Слово и время. - 1991. - № 3. - С. 26-35.
6. Бычко А. Леся Украинский: Мировоззренчески-философский взгляд / А. Бычко. - К.: Украинский Центр духовной культуры, 2000. - 186 с.
7. Библейские сюжеты и мотивы в украинской поэзии конца XIX - начала XX в. / / Украинский язык и литература в школе. - 1991. - № 10. - С. 61-72.
8. Билан Т.А. Украинская идея в контексте творчества Леси Украинский / Т.А. Билан / / "Дни науки" - Тезисы научных докладов ... Киевский университет. - М., 1996. - С.59-67.
9. Бойко Ю. Эстетические взгляды Леси Украинский и ее стилевые искания / Бойко / / Избранные труды. - М., 1992. - С. 126.
10. Веретельник И. Феминизм в драматургии Леси Украинский. К 120-летию со дня рождения / И. Веретельник / / Современность. - 1991. - № 2.
11. Войтюк А.Ю. Природа историзма Леси Украинский / А.Ю. Войтюк. - Советское литературоведение. - 1984. - № 5. - С.31-40.
12. Галич А. Теория литературы / А. Галич. - М.: Фемина, 2001. - 439 с.
13. Головаха И. Общественно-политические и философские взгляды Леси Украинская / И. Головаха. - М., 1953. - С.209.
14. Грушевский М. Памяти Леси Украинский / М. Грушевский / / ЛНВ. - № 10-12. - 1913. - С. 10-11.
15. Гундорова Т. Феминистическая утопия Леси Украинский / Т. Гундорова / / Современность. - М., 1996. - № 5. - С.91-95.
16. Гундорова Т. Тенденции развития художественного мышления (нач. XX в.) / Т. Гундорова / / Слово и время. - 1993. - № 1. - С. 55-67.
17. Два типа государства в драматургии Леси Украинский / / Леся Украинская и национальная идея. Сборник докладов под ред. Я. Полищука и А. Криловця. - М.: Изд-во им. О. Телиги, 1997. - С. 105-108
18. Демська Л.Н. Проблема индивидуальной свободы в драматургии Леси Украинский: Автоpеф. дис. ... канд. филол. наук / HАH Укpаины. Ин-т литеpатуpы им. Т.Г.Шевченко. - М., 2000.
19. Донцов Д. Поэтесса украинского рисоржименту / Д. Донцов / / Укр. слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в. - М.: Рось, 1994. - 327 с.
20. Драй-Хмара М. Леся Украинский: Жизнь и творчество / М. Драй-Хмара / / Из литературно-научного наследия. - М.: Днепр, 1999. - 274 с.
21. Ефремов С.А. История украинской литературы / С.А. Ефремов. - М.: Фемина, 1995. - 374 с.
22. Жертва и месть: два лица одной женщины. (По мотивам драматической поэмы Леси Украинский "Каменный хозяин") / / "Каменный хозяин" Леси Украинский и феномен Средневековья ". - Сборник докладов под ред. Я. Полищука и А. Криловця. - Острог: Дева, 1998. - С. 76-81.
23. Жулинский М. Традиция и проблема идейно-эстетических поисков в украинской литературе конца XIX - начала ХХ века / М. Жулинский / / Записки наук. общества имени Т. Шевченко. Труда филолог. секции. - Львов, 1992. - С.141-153.
24. Жулинский М. Как разбудить разум, заснул? / Жулинский / / Литературная Украина. - 1996. - 28 марта.
25. Забужко А.С. К характеристике философско-исторической концепции Леси Украинский / А.С. Забужко / / Философская и социологическая мысль. - 1989. - № 4. - С.86-96.
26. ЗАДЕСНЯНСКЕ Г. Творчество Леси Украинский / Р. ЗАДЕСНЯНСКЕ. - Мюнхен, 1984. - 341 с.
27. Зеров М. Леся Украинский / Зеров / / Сочинения: В 2-х т. - М.:, 1990. - Т. 2. - 590 с.
28. Зеров М. Леся Украинский. По случаю нового издания сочинений / Зеров / / Книжник. - 1991. - № 1.
29. Кирпель И. Леся Украинский - впереди нас / И. Кирпель / / Славянское вече: ХХ век. - М., 1996. - № 2. - С. 171-185.
30. Козак С. Неоромантическая концепция слова Леси Украинский / С. Козак / / Современность. - 1993. - № 2. - С. 138-144.
31. Криловец А.А. Кассандра Леси Украинский и европейский модернизм / А.А. Криловец. - Харьков: 1998. - 390 с.
32. Крымский А. Ю. Из воспоминаний искреннего друга - Произведения В 5 т. / А.Ю. Крымский. - М., 1972. - Т.2. - 750 с.
33. Кулинская Л. В мире идей и образов / Л. Кулинская. - М.:, 1971. - 137 с.
34. Лесная песня Леси Украинский - попытка эстетического анализа / / Украинский язык и литература в школе. - М., 1999. - № 45
35. Лосев Очерки античного символизма и мифологии / А. Лосев. - М.: Искусство, 1993. - 212 с.
36. Маланюк Е. К годовщине Леси Украинский (13.11.1871) Книга. наблюдений: В 2-х т. / Е. Маланюк. - Т. 1. - Торонто, 1992. - С. 91-102.
37. Мороз Н.А. Летопись жизни и творчества Леси Украинский / Н.А. Мороз. - К.: Наукова думка, 1992. - 120 с.
38. Нечволод Л.И. Руководство-руководство по украинской литературы / Л.И. Нечволод. - М., 1997 г. - 430 с.
39. Новая европейская эстетика и философия эпохи / / Научные чтения - 1998. Труды молодых ученых Украины. - М.: Институт литературы им. Т. Шевченко НАН Украины, 1999. - С. 46-53
40. Одарченко П. Эпистолярное наследие Леси Украинский / П. Одарченко / / Украинский Свободный университет. Научный сборник. Мюнхен, 1971. - Т.7. - С. 329-342.
41. Одарченко П. Заря Украины (К 75-й годовщине со дня смерти знаменитой поэтессы Леси Украинский) / П. Одарченко. - М., 1994. - С. 4-14.
42. Онуфриенко А. Главные мировоззренчески - философские основы лирики Леси Украинский / А. Онуфриенко / / Укр. лет. в общеобразовательной шк. -1999. - N 6. - С. 31 - 36.
43. Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе: Монография / 2-е изд., Переработанное и дополненное / С. Павлычко. - М.: Просвещение, 2001. - 156 с.
44. Полищук Я. Мифологический горизонт украинского модернизма. Литературоведческие студии / Я. Полищук. - Киев: Лилея НВ, 1998. - 287 с.
45. Скупейко Л. Леся Украинский и феминизм: (нефеминистичний взгляд) / Л. Скупейко / / Слово и Время. - 1999. - № 8. - С. 43-48.
46. Смирнова Г. Через художественные образы к философскому осмыслению категории бога: религиозные сюжеты в творчестве Л. / Г. Смирнова / / Вестник НАН Украины. - 2001. - N 7. - С. 48-54
47. Ткаченко И. Напечатанные листы Драгоманова к Лесе Украинский / И. Ткаченко / / Красный путь. - Львов. - 1923. - № 7.
48. Турган А. Украинская литература к. XIX - нач. ХХ в. и античность / А. Турган. - М., 1995. - С. 117-133.
49. Хрестоматия критических материалов, 2-е издание. - Т. 3. - М.: «Просвещение», - 1956. - 790 с.
50. Чижевский Д. История украинской литературы (от истоков до эпохи реализма) / Д. Чижевский. - Тернополь, 1994. - 589 с.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038