Индивидуально-авторская адективна номинация в украинской поэзии ХХ века





ПЛАН

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ неологизации .............................. 5
1.1 Понятие неологизм: сущность и особенности создания ........................... 5
1.2 Классификация неологизмов и их значение .................................... 10
2. Семантические КЛАССИФИКАЦИЯ Определительные и обставинни Наречия СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА ........................................................................................ 16
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКРЕТНЫХ ГРУПП Адвербиальний ЕДИНИЦ ПО функциональным подходом .............................. 26
3.1 Качественно-определительные наречия на обозначение семантических классов "человек" и "человек и природа" ................................ ........................................... 26
3.2 Обстоятельственные темпоральные наречия, указывающие на способ выполнения действия по отношению к моменту речи ...................................................... 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 37
Приложения ................................................................................... 40


ВЫВОДЫ

Одним из результатов речевой деятельности личности является индивидуально-авторский лексический новообразование. Срок новообразование употребляем для обозначения новых слов, образованных в украинском языке по собственным словообразовательных образцами [Карпиловская 2004, 2005]. Новообразование как составная часть инновации в современной лингвистике трактуется как форма, элемент, слово и т.д.., Образовавшееся заново. Ведь, как отмечает И. Огиенко, "новообразования - это живой двигатель роста каждого языка, а потому надо только радоваться, когда они появляются в нашей речи" [Цит. по: Мазурик 2000:47]. Г.М.Вокальчук называет новообразованиями новые производные слова, созданные в системе украинского языка по собственным словообразовательных образцами и отмечает, что "именно такие инновации преобладают в современном украинском лексиконе" [Вокальчук 2006:35]. Во авторскими новообразованиями понимаются такие, которые впервые встречаются на страницах печатного текста и не зафиксированные в общеязыковой словарях [Намитокова 1989:84].
В.М.Русанивский квалифицирует индивидуально-авторские новообразования как "такие слова, которые спонтанно возникают в речи одного человека или употребляются в небольшом коллективе" [Русановский 1989:30]. И отмечает, что: "Писатель не только хороший знаток языка, он активный участник ее развития и обновления", - отмечает известный современный лингвист [Русановский 1989: 29].
В современной неологии авторский новообразование рассматривается как речевое образование системного и асистемного характера, возникшее в процессе индивидуального творческого акта как результат сознательного нарушения автором языковой нормы. Такие новообразования - это периферийные лексические элементы, созданные преимущественно со стилистической целью и впервые заверенные в письменных текстах художественного, научного или публицистического стиля, кроме того, они не зафиксированы в словарях национального языка соответствующего периода. Авторские новообразования присущи признаки нестандартности и новизны [Намитокова 1986:22; Стишов 2005:47; Вокальчук 2006:31].
Авторские новообразования раскрывают новые выразительные возможности поэтической речи, передают новые семантические оттенки, которых нет в общеупотребительных словах, и тем самым способствуют раскрытию художественного замысла произведения поэта. Художник прибегает к словообразованию, утверждая эстетику слова, красоту его сложности и простоты.
Художник прибегает к словообразованию, утверждая эстетику слова, красоту его сложности и простоты.
Обогащение языка - это прежде всего появление новых слов, новых значений слов, новых выражений и устойчивых словосочетаний, которые возникают на почве имеющихся языковых средств в результате индивидуальной мовотворчости: "вне, равнодушие, будущее, незаживающих, мечта (Старицкий), отношение (и . Нечуй-Левицкий), постепенный, фактор (И. Франко), розбрататися, розкрилитися (Рыльский), девушка (П. Тычина) "[Плющ, Грипас 1990: 31]. Писатели не только создают новые номинации, но и отбирают их из диалектной, разговорной, профессиональной сферы общения, способствуя "олитературнюванню" названных средств.
Индивидуальную мовотворчисть писателя нельзя рассматривать как явление только субъективное. Она сочетает в себе признаки художественного, разговорного и публицистического стилей и основывается на добыче экспрессивных средств воздействия на читателя (слушателя). Существенное значение для актуализации окказионального лексики имеют новые социальные условия, порожденные демократизацией общественной жизни, в свою очередь способствовало формированию новых языковых вкусов в обществе, на которые должен реагировать и писатель. Безусловно, автор всегда рассчитывает на благосклонность и взаимопонимания читателя, своего современника. Кроме того, на формирование индивидуальных языковых вкусов писателя всегда влияет языковой опыт его предшественников, поэтов и прозаиков, а также знание различных сфер духовной жизни народов мира, многочисленных участков науки, искусства и культуры и одновременно тесная связь с языком родного народа, с народной творчеством и разговорной традицией.
Исследовав неологизации наречных системы современного украинского языка, осуществив семантический анализ наречий, определив их лексические подсистемы и выделив лексико-семантические группы, мы пришли к выводу, что действительно наречия современной украиськои языка - это лексическая система, которая является неотъемлемой составляющей словарного богатства языка, а особенность этой системы состоит в том, что она постоянно открытой и интенсивно пополняется новыми лексемами.
Обе подсистемы наречных лексической системы - определительные и обстоятельственные наречия подвергаются семантической дифференциации, а класс определительные наречий продолжает пополняться новыми номинациями, что является своеобразным свидетельством растущей потребности качественной дифференциации признаки, особенно процессуальной. Характеризуя адвербиальни единицы конкретных групп на основе их функциональности, мы пришли к выводу, что качественно-определительные наречия семантического класса "человек" достаточно развитой системой адвербиальних лексем, что они выполняют определенную стилистическую функцию: изображают некоторые особенности внешности человека, характеризуют его внутреннее состояние (беспозвоночные , экстазным, жаханно, жаждиво, смутился, сокрушением, соревнования, уничтожены, любовь, молчание, обездужено), отражают эмоции как положительные (бесстыдно-радостно, бестрепетно-смело, бодро-смирно, нежно-мечтательно, радостно-печально) так и отрицательные (неудобно-мучительно, нервозны-вакханно, скучно-медленно, литхарно-неловко, жадные, парадоксально-случайный, тихо горестно). Помогают понять человека как личность. Вызывают у чичата ряд ассоциаций.
Адвербиальни лексемы цветной семантики современного украинского языка тоже пополняются новообразованиями. Цветовая гамма как важный мовноестетичне явление является одним из показателей индивидуального стиля автора, а ее анализ имеет принципиальное значение для понимания специфики национальной языковой картины мира. Мы пришли к выводу, что о цвете можно говорить, как о своеобразном продуманный прием, который использует писатель, чтобы передать свои собственные чувства, также мнения и отразить индивидуальные черты авторского мировоззрения. Наречия цветной семантики часто используемые в текстах художественной литературы (как в прозаических, так и поэтических) при изображении пейзажей, при описании явлений природы.
Современный украинский литературный язык имеет достаточно развитую лексическую систему наречий темпоральной сементикы, которые, как мы пришли к выводу, выполняют роль конкретизаторив продолжительности действия или процессуального состояния в их временных измерениях. Обстоятельственные темпоральные наречия, указывающие на способ выполнения действия по отношению к моменту речи определяют время независимо от человека, от любого ориентира, который берется за основу измерения временных отношений: временные ориентации днем-ночью, вчера-вечером, далеко-давно, завтра когда-то, вчера когда-то, кождодня, всякое, середночи, что-октября; регулярность повторяющейся действия ежевечерне, щоментово, ранняя, уточняют временную характеристику описываемой автором события, явления и т.п..
Значительная часть наречий привлекает к себе внимание новизной, нестандартностью употребления. В художественном тексте в большинстве случаев наречие приобретает эмоциональную окраску, несет эстетическую нагрузку, семантически усложняется, участвует в создании образности и выразительности. В поэтическом мовленнi также широко используются композиты, с помощью которых поэты лаконiчнiй форме выражают такое богатство представлений индивидуальных поэтических ассоциаций, для выражения которых потребовалось бы значительно больше слов, возможно, целых синтаксических соединений, если в тексте не было оказiоналiзму. Контекстуальное окружение действует на семантическую структуру наречий, их коммуникативная функция неразрывно связана с функцией эстетического воздействия на коммуниканта. Оказиональний словообразование прислiвникiв влияет на взаимодействие современного украинского языка и языка художественной литературы.
Неологизмов - это производные номинативно-речевые единицы, которые ликвидируют индивидуально-авторский "лексический дефицит" и характеризуются своеобразными структурными особенностями. Наличие в поэтическом дискурсе новой структурно-семантической единицы увеличивает процент контакта между автором и реципиентом. Собственно окказиональных слов в современной поэзии меньше, чем слов потенциальных, что объясняется разной природой их создания. Создание окказиональных слов с малопродуктивными или непродуктивными моделями демонстрирует расширение границы действий активных морфем современного украинского языка. Монолитность поэтических произведений зависит от того, насколько правильно будет высказано мнение, поэтому создание инноваций - это сложный и кропотливый процесс, который предполагает творческое переосмысление действующих в языке словообразовательных законов.
   Создание слова происходит лишь в индивидуальном языке, в которой воплощена язык общий. Даже созданные оказионально (за малопродуктивными или непродуктивными моделями), новые слова всегда отражают тенденции развития языка, его словообразовательные возможности.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенко Е. В. Стериотипное и окказиональное в лексике соврименной немецкой рекламы: Дис. ... Канд. филол. Наук: 10. 02. 04. Ин-т языкознания РАН. - М., 2003.
2. Бабий И. М. Семантика, структура и стилистические функции названий цветов в современном языке: Автореф. дис. ... Канд. филол. наук. - М., 1997. - 21 с.
3. Бажан М. Вступительное слово / / Семенко М. Поэзия. - М.:, 1985. - С. 3 - 14.
4. Берест Т. Язык поэтических произведений участников группы "Бу-Ба-Бу" / / Культура слова. - 1998. - Вып. 51. - С. 30 - 36.
5. Богдан С. К. окказиональные обращения Украинской эпистолярии / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии. Сб. наук. трудов Ровенского гос. Гуманитарного ун-та. - Вып. 10. - Ровно, 2002. - С. 86 - 95.
6. Воспитанник И. Г. "могут самодзвонного слова" / / Культура слова. - 1991. - Вип.41. - С. 3 - 5.
7. Вовчук Н.И. Авторские неологизмы как специальное средство художественной выразительности и как единица поэтического текста / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии. Сб. наук. трудов Ровенского гос. гуманитарного ун-та. Ви.8. - Ровно, 2000. - С. 62 - 66.
8. Вокальчук Г. М. Авторские новообразования в поэзии 20-30-х годов / / Культура слова. - К.: Наукова думка, 1992. - Вып. 42. - С. 44 - 45.
9. Вокальчук Г. М. Индивидуально-авторские лексические новообразования из значений соборности в украинской поэзии ХХ столитя / / Проблемы грамматики и лексикологии украинского языка. Сб. наук. работ НПУ им. М. П. Драгоманова / Отв. ред. А. П. Грищенко. - К., 2002-в. - С. 185 - 194.
10. Вокальчук Г. М. оказиональна номинация лиц в украинской советской поезици 20-30-х годов / / Украинское языкознание. - М.: Просвещение, 1991-б. - Вып. 18. - С. 95 - 104.
11. Вокальчук Г.М. К вопросу о типологии окказиональных лексических новообразований / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии. Сборник научных трудов Ровенского государственного гуманитарного университета. - Вип.13. - Ровно, 2000. - С.166 -169
12. Вокальчук Г.М. Оказиональне слово в поэтической речи 20-30-х гг. ХХ в. / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии. Сборник научных трудов Ровенского государственного гуманитарного университета. Вып .. 7. - Ровно, 1999 - С.56-61.
13. Вокальчук Г. М. Семантика единиц оказионально-предметной номинации в украинском поэтическом словаре ХХ века / Г. М. Вокальчук / / Семантика языка и текста: сб. статей VIII Международной конференции. - Ивано-Франковск: Плай, 2003. - С. 99-104.
14. Вокальчук Г. М. Статистический аспект исследования авторских лексических новообразований в украинской поэзии ХХ века. / Г. М. Вокальчук / / Материалы IX Международной научно-практической конференции "Семантика языка и текста". - Киев: Издательско-дизайнерский отдел ЦИТ, 2006. - С. 46-47.
15. Вокальчук Г. М. Частотный анализ авторских лексических новообразований в поэтическом словаре "Молодой музы" / Г. М. Вокальчук, Т. И. Мамчич / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии: сб. наук. трудов Ровенского гос. гуманитарного ун-та. Вып. 14. - Ровно, 2006. - С. 44 - 47.
16. Герман В. Индивидуально-авторские неологизмы (неологизмов) в современной поэзии (60-90-е годы): Автореф. дис. ... Канд. филол. наук. - М., 1999. - 22 с.
17. Гладкий М. Язык современной украинской литературы / / жизнь и революция. - 1928. - Кн. XI. - С. 128 - 134.
18. Доленго М. Поэт и быт / / Красный путь. - 1926. - № 10. - С. 186 - 193.
19. Домбровский В. Украинская стилистика и ритмика: Учебник для средних школ и для самообучения. - Перемышль, 1923. - 176 с.
20. Ермоленко С. Я. Фольклор и литературный язык. - К.: Наукова думка, 1987. - 245 с.
21. Жижома А. Индивидуально-авторские новообразования в поэтическом дискурсе 80-90-х годов ХХ века: Автореф. дис. ... Канд. филол. наук: 10. 02. 01. - М., 2003. - 18 с.
22. Жовтобрюх М. А. Неологизмы / / Шевченковский словарь: В двух томах. - М., 1978. - Т.2. - С. 44.
23. Мазурик Д. Поэтические неологизмов: традиция и современность / / Культура слова. - Вып. 55 - 56. - М., 2000. - С.45 - 51.
24. Николайчук И. Функции лексических новообразований в художественном тексте (на материале поэзии Игоря Калинца) / / Актуальные проблемы современной филологии. Языковедческие студии. Сборник научных трудов Ровенского государственного гуманитарного университета. - Вып .. 12. - Ровно, 200. - С. 57-60с.
25. Пашко Л.В. Структурно-семантическая и стилистическая характеристика авторских неологизмов в произведениях А.Т. Гончара: Автореф. дис. ... Канд. филол. наук. - М., 1994. - 23 с.
26. Шевченко Л.Ю. Современный украинский язык: Справочник / Л.Ю.Шевченко. В.В.Ризун, Ю.В.Лисенко Под ред. О.Д. Пономарева. - М.: Просвещение, 1993. - 336 с.
27. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.М.Ярцева, - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 685 с.
28. Юдина А.Д. Окказиональные наименования лиц (по материалам периодики 60-80-х годов): Дисс. ... Канд. филол. наук. - Л., 1989.
29. Украинская литературная энциклопедия: В 5 т. / Редкол.: И. А. Дзеверин (отв. ред.) И другие. - М.: "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1995. - Т.З. - С.483.
30. Украинский язык. Энциклопедия / Редкол.: Русановский В. М., Т ара ненко А.А. (Сопредседатели), М. П. Зяблюк и др.. - М.: "Украинская энциклопедия", 2000. - С. 377

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет