Конституционно-правовой статус Кабинета Министров Украины





СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШЕГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ Республиканская форма правления
1.1. Конституционно-правовой статус правительства в парламентских республиках.
1.2. Конституционно-правовой статус правительства в президентских республиках.
1.3. Конституционно-правовой статус правительства в смешанных республиках.

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ
2.1. Конституционно-правовой статус Кабинета Министров Украины по содержанию Конституционного договора между Верховной Радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995 года.
2.2. Конституционно-правовой статус Кабинета Министров Украины по содержанию редакции Конституции Украины от 28 июня 1996 года.
2.3. Конституционно-правовой статус Кабинета Министров Украины по смыслу Конституции Украины в редакции от 8 декабря 2004 года.

РАЗДЕЛ III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ релизации КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 3.1. Компетенционное дуализм исполнительной власти в Украине.
 3.2. Процедура формирования Кабинета Министров Украины: недостатки конституционной регламентации.
 3.3. Парламентская ответственность правительства в Украине: особенности конституционно-правового регулирования. 70
ВЫВОДЫ 77
Список литературы и литературы 80




Выводы


Украинская государственность имеет тысячелетнюю историю, но наука государственного строительства только начинает формироваться и проходит в сложных социально-политических и экономических условиях. Перед наукой государственного строительства поставлены сложные задачи, связанные с формированием демократического публичной власти и становления новых властных институтов. Становление Украины как суверенного правового государства требует решения широкого круга государственно-правовых проблем с учетом отечественного государства и зарубежного опыта.
Одним из актуальных вопросов является реформирование системы государственного управления в Украине, а именно совершенствование организации и деятельности Кабинета Министров Украины. Основой этого является определение конституционно-правового статуса правительства, который является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Процесс правового урегулирования статуса правительства затянулся, и большое количество отношений в этой сфере или не урегулированы, или регулируются актами государства или самого правительства.
Конституция современного правового государства является основным и действенный инструмент регулирования общественных отношений. Она должна объединять правовую систему государства, оказывать ей стабильности и благоустройства. Процесс принятия Конституции был для Украины очень важным и трудным. Перед принятием Основного Закона был принят ряд нормативно-правовых актов, которые не могли стать основой демократического правового режима. Таким образом, для ускорения и успешного завершения конституционного процесса в Украине был подписан Конституционный Договор, который носил временный характер. По данному договору государственная власть в Украине строится на принципах распределения ее законодательную, исполнительную и судебную. В первую очередь нас интересует исполнительная ветвь власти, которая была сосредоточена в руках президента. Он провозглашался главой государства и исполнительной власти, которую он осуществляет через возглавляемый им правительство. Однако, с принятием 28 июня 1996 года Конституции Украины порядок осуществления исполнительной власти изменился. Высшим органом исполнительной власти стал Кабинет Министров Украины. Он является ответственным перед Президентом, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Казалось бы, что на этом конституционный процесс должен завершиться. Однако, политико-правовой статус Правительства в системе разделения властей весьма неопределенный. Так, в тексте Основного Закона отсутствует надлежащая регламентация порядка и последовательности действий Главы государства и Парламента по формированию Кабинета Министров, а именно назначение Премьер-министра. Детальная регламентация вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти позволит предотвратить возникновение спорных вопросов. Например, государственная регламентация вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти должна быть отнесена к компетенции Кабинета Министров Украины. Это позволит в определенной мере обеспечить надлежащую организацию всей системы органов исполнительной власти. Необходимо усилить роль Кабинета Министров Украины в сфере исполнительной власти и в системе сдержек и противовесов. Этого можно достичь с помощью внесения корректив в конституционного механизма назначения, функционирования, ответственности и освобождения прежде всего Премьер-министра.
Коррективы были внесении путем принятия соответствующих поправок в Конституцию Украины. Они были обусловлены переходом Украины к парламентско-президентской формы правления и применения парламентского способа формирования Правительства. Отсутствие надлежащей регламентации полномочий Президента и Парламента приводит постоянную борьбу между ними за преимущества в контроле над деятельностью Правительства, что еще раз доказывает слабость Кабинета Министров Украины.
 Поэтому организация исполнительной власти требует улучшения в направлении перехода к рационализированного парламентаризма, который включает сильную и самостоятельную исполнительную власть. Такая власть может действовать лишь при условии формирования ее на партийной основе в условиях реального парламентаризма. При отсутствии политических партий, которые способны на основе парламентского большинства сформировать Кабинет Министров Украины взять на себя ответственность за его деятельность. К сожалению, в Украине условия для усиления роли правительства отсутствуют, а именно развитая многопартийная система. Поэтому наряду со слабым статусом правительства возникает другая проблема - неустановившихся характер партийной системы и отсутствие мощных центристских партий. После внесения изменений в Основной Закон мы вернулись в результате к первоначальной редакции Конституции Украины от 28 июня 1996 года.
Основной задачей конституционной реформы 2004 года было перераспределение соответствующих полномочий Президента Украины в пользу Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины с целью достижения большего баланса в системе разделения властей. Реформа предоставила реального характера соответствующим нормам ст. ст. 106 и 113 Конституции, которые закрепляют распределение компетенции в исполнительной сфере между Главой государства и Правительством. Таким образом в Украине была введена двойная структура власти, а точнее дуализм исполнительной власти. Определяющей чертой дуализма исполнительной власти в Украине в период действия Конституции Украины в редакции от 8 декабря 2004 г. стало то, что в условиях высокого конфликтного потенциала властвующих политических сил, который отчетливо прослеживался в ситуации "сосуществования", институт президента демонстрировал "функциональную недостаточность" и оказывался лишенным необходимых инструментов для реализации своего конституционного статуса. Фактически в этот период в ситуации "сосуществования" дуализм полномочия Главы государства и Правительства в исполнительной сфере превращался в конфликт полномочий. Острота этого конфликта представляла опасность для государственного суверенитета нашего государства.
Такой конфликт полномочий предоставил актуальность вопросу о пересмотре существующего дуализма в исполнительной сфере в рамках смешанной формы правления. Следствием такого пересмотра стало продолжение конституционного процесса, который вернул существующую модель дуализма исполнительной власти в другую сторону. Ища пути изменения формата дуализма исполнительной власти необходимо учесть следующие предложения: уравновешивании возможности влияния главы государства и премьера на принятие и реализацию совместных полномочий, принятие правительственных атомов, которые касаются полномочий Президента, на заседаниях КМУ под председательством Президента; изъятие из компетенции Президента права отменять акты КМУ; прекращении полномочий Премьер-министра Украины только по его заявлению. Предлагаемые предложения могут внести поправки в модель дуализма исполнительной власти.
 Еще одной актуальной проблемой государственно-правовой жизни Украины является отсутствие в тексте Основного Закона надлежащей регламентации порядка и последовательности действий Главы государства и Парламента по формированию Кабинета Министров Украины и, в частности, назначение премьер-министра Украины. Теории конституционного права известны две основные модели формирования правительства - парламентская и внепарламентская. Позапарламентский способ формирования правительства был также одним из главных факторов периодического обострения противостояния между Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины, обусловленного отстранением парламента от механизма формирования правительства и, следовательно, представительства в последнем интересов парламентских партий. Конституционная реформа 2004 года ввела парламентский способ формирования правительства, что позволило решить определенные противоречия во взаимодействии Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, но не все. Главным недостатком данного способа формирования правительства есть партийный критерий, по которому происходит формирование правительства. И снова возникает та же проблема о которой мы уже упоминали - отсутствие мощных центристских партий в представительном органе формирования коалиционного правительства всегда есть потенциально проблематичным. Особенности партийной системы Украины, а точнее, незавершенный характер ее развития, низкая вероятность образования мощной центристской большинства в представительном органе делает формирование правительства на коалиционной партийной основе малоэффективным, если не бесперспективным вообще.
Важным внутренним вопросом любой страны является стабильность в формировании и функционировании органов государственной власти. Весьма актуальным вопросом является проблема взаимоотношений различных государственных органов, а также их ответственность. Одним из элементов системы взаимной ответственности институтов государственной власти Украины является ответственность правительства. Следствием подотчетности и подконтрольности правительства перед парламентом является его ответственность перед представительным органом. Широкое использование форм парламентской ответственности правительства является характерной чертой парламентарных и приближенных к ним республиканских форм правления. В таких формах правления правительство формируется в парламентский способ, а применение института парламентской ответственности правительства тесно связано с болезненным для нашего государства вопросам, а именно особенностями партийной системы. Это проблема порождает вопрос срока полномочий правительства, поскольку нестабильность партийной системы и отсутствие сильных центристских партий приводит к сокращению срока деятельности правительства. Парламентская ответственность правительства должна обеспечить согласованность и последовательность действий законодательной и исполнительной властей. Она проявляется прежде всего в принятии парламентом программы деятельности правительства, выполнение которой является критерием оценки соответствия действий Кабинета Министров Украины общественным потребностям.
Фактически институт парламентской ответственности правительства в Украине до вступления в силу конституционных поправок 1 января 2006 оставался неразвитым и его потенциал должным образом не использовался. В Украине в указанный период парламентская ответственность правительства не получила того значения, которое она имеет в европейских развитых парламентарных и приближенных к ним республиканских формах правления. Следует отметить, что в президентских и приближенных к ним смешанных республиках институт парламентской ответственности правительства не функционирует.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет