Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия как основа разработки конкурентной стратегии




Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Условия возникновения и роль конкуренции в рыночной экономике 7
1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 17
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И МОТИВЫ ОБНОВЛЕНИЕ производства 21
2.1 Конкурентоспособность как источник нововведений 21
2.2 Предпосылки и мотивы обновление производства 27
2.3 Стратегия и тактика обновления производства 31
2.4 Общие подходы к обновлению производства 36
2.5 Система непрерывного улучшения процессов и продуктов (СБППП) 45
3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО "Фармак" И РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ 53
3.1 Особенности развития фармацевтической отрасли Украины 53
3.2 Историческая справка об ОАО "Фармак" 54
3.3 Структура управления и система менеджмента на предприятии 56
3.4 Основные конкуренты и политика относительно исследований и разработок 65
3.5 Стратегия ОАО «Фармак» на следующие годы 70
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложения 79
 


Выводы и предложения

Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов было обнаружено, что конкурентоспособность предприятия в период становления рыночных отношений является особенно важным показателем, так как ее повышение обеспечивает наиболее высокую покупную способность изделий пищевой промышленности.
Направляясь к гибкому использованию своих внутренних возможностей предприятие должно обеспечивать себе техническую и экономическую эффективность. Иными словами, оно должно найти способ оптимального сочетания технической и экономической эффективности для обеспечения наилучших условий предложения.
Исследования в области разработки стратегии прошли долгий путь начиная с ранних работ в 1960-х. Однако многие из ранних концепций являются эффективными и еще, или нашли свое отражение в современных исследованиях. Если ранние исследования в области разработки стратегии и внедрении было направлено на определение источников успешной деятельности, позднее в центр внимания попало изучение процесса управления стратегией, а также поиски источников конкурентных преимуществ. С ростом степени динамичности конкурентных сред, исследователи осознали необходимость динамического подхода к разработке стратегии. Такой подход предполагает, что успех организации нельзя объяснить применением конкретных методик.
Успешная деятельность в изменяющейся среде - это свойство, которое необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с изменениями в конкурентной среде и ценностях и возможностях организации. В условиях, которые быстро меняются, невозможно применение отдельных «чистых» стратегий или использовать результатами процесса стратегического анализа. Успешные стратегии вырабатываются и реализуются в процессе творчества и новаторства, с применением всех умений, опыта и таланта, которые есть в организации. Успешные стратегии руководствуются осознанием цели и обязательстваязку, которые нельзя насадить или передать словами, но происходят по организации и стали видением, очевидно как внутри, так и за пределами организации.
Итак, успешные стратегии осуществляются быстрее возможностями будущего, чем ограничениями прошлого. Этого невозможно добиться последовательным индуктивно / дедуктивным подходом к разработке и внедрению стратегии. Такой подход обычно приводит к общеизвестным решений, которые не всегда отличают организацию от ее конкурентов. Необходимо процесс предвидения, который приводит к творческим решениям. Этот процесс требует тесного сотрудничества всех членов организации и открытой и гибкой структуры общения.
Говоря о комплексной оценке конкурентоспособности предприятия отметим, что исследование внутренних условий формирования производственно-ресурсной базы предполагают:
- Оценку финансово - экономического положения предприятия - характеристика экономического потенциала и хозяйственной деятельности предприятия, эффективности работы предприятия и его рентабельности, финансового положения;
- Ревизию товарного ассортимента предприятия и анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции - составление перечня номенклатуры выпускаемых изделий, оценка вклада каждого вида товара в прибыльность работы предприятия, оценка технического и качественного уровня выпускаемой продукции, оценка издержек производства по номенклатуре изделий, выпускаемых предприятием, анализ цен по каждому виду продукции;
- Анализ стратегии предприятия на рынке - анализируется стратегия на рынке в целом и по отдельным его сегментам;
- Анализ организационной структуры управления предприятием и составления его схемы;
- Диагностику и учет производственных мощностей предприятия;
- Оценку материало-технической базы предприятия (обеспеченность материалами, энергией и сырьем);
- Оценку научно-технического потенциала предприятия - степень обеспеченности научно-исследовательских лабораторий и конструкторских бюро, уровень оперативности внедрения инноваций в производство, качество научно-технических нововведений, уровень квалификации инженерных кадров и т.д.;
- Оценку плановой работы предприятия и эффективности производственно-сбытовых и научно-технических прогнозов;
- Оценку рабочей силы предприятия, его кадрового состава, уровня образования и повышения квалификации;
- Оценку информационной инфраструктуры предприятия;
- Оценку маркетинговых и коммерческих составляющих деятельности предприятия;
- Оценку системы формирования и стимулирования спроса на выпускаемую продукцию и т.д..
Главная цель всех исследований - определить конкурентные возможности предприятия, выявить его сильные и слабые стороны, найти пути совершенствования деятельности с целью повышения конкурентоспособности фирмы на внутреннем и внешнем рынках.
В многогранной работе по достижению конкурентоспособности важное место принадлежит показателям, которые должны характеризовать и давать возможность оценивать конкурентоспособность того или иного объекта.
Подытожим, что ОАО "Фармак" является одним из ведущих предприятий фармацевтической промышленности Украины, которому принадлежит более 10% рынка отечественных лекарственных средств. Деятельность фирмы имеет очень важное значение для страны, потому что ОАО «Фармак» производит жизненно необходимые лекарства, предоставляет рабочие места значительном количестве граждан, обеспечивает благотворительную поддержку больниц, а также является одним из крупнейших налогоплательщиков в Киеве.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО "Фармак" является разработка и производство готовых лекарственных форм, субстанций и полупродуктов для их синтеза, а также разработка и клинические тестирования новых лекарственных средств и законченных лекарственных форм в сотрудничестве с Академией Медицинских Наук, Государственным научным центром лекарственных средств, высшими учебными заведениями, клиническими и лечебными учреждениями Украины. Основными стратегическими направлениями развития являются кардиология, ревматология, эндокринология и офтальмология.
За 2007 г. объем производства товарной продукции в действующих ценах составил 144,4 млн.грн.
Основной рынок сбыта продукции ОАО "Фармак" - фармацевтический рынок Украины, отгрузки на который составляет почти 88,7% от общих продаж.
Основными потребителями продукции ОАО "Фармак" на рынке Украины непосредственно являются коммерческие структуры, АО "Фармация", аптечные базы, Министерство здравоохранения, МВД Украины, медицинские учреждения, аптеки.
ОАО «Фармак» имеет развитую сеть каналов товародвижения. Это известные в Украине фармацевтические дистрибьюторские фирмы, которые имеют квалифицированных сотрудников и большое аптечную сеть. Также у общества налаженные каналы сбыта на рынки других стран: Латвии, Беларуси, Болгарии, Казахстана, России.
Деятельность ОАО "Фармак" является прибыльной. Объем реализации продукции предприятия за 1 полугодие 2007 года составил 75 215 тыс. .. Рентабельность реализованной продукции за 2006 г. составляет 27,16%. Чистая прибыль за 2006 г. составил 8807000 грн. Инвестиционной деятельностью ОАО "Фармак" не занимается.
В результате тщательно проведенного анализа производственной и финансовой деятельности предприятия можно сделать вывод, что общее и финансовое положение предприятия является стабильным и устойчивым, есть возможность самофинансирования.
 
Список источников

1. Закон Украины «О предприятии».
2. Закон Украины «О конкуренции».
3. Азарян Е.М. Маркетинг кондитерских товаров в Украине. - Донецк, 1997. - 289 с.
4. Азов Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М., 2004. - 329 с.
5. Бабанский А.В. Системы непрерывно улучшения продуктов и процессов. - Мн.: "Экоперспектива". 1999. - 237 с.
6. Бойчик И.М., Харив П.С., Хопчан М.И. Экономика предприятий - Львов, 1998. - 341 с.
7. Будзан Б. Менеджмент в Украину: современность и перспективы. - М., 2001. - 341 с.
8. Войчак А. В. Маркетинговый менеджмент: Шдруч. - М.: Изд-во КНЕУ, 1998. - 451 с.
9. Гаркавенко С.С. Маркетинг: Учебник. для вузов. - М.: Прогресс, 1998. - 391 с.
10. Герасимчук В.Г. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие. - К.: Вища шк., 1994. - 411 с.
11. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М., 1998. - 410 с.
12. ДьИнка В. Менеджмент СМК. Введение. - М., 2004.
13. Дикань В.Л. Обеспечение конкурентоспособности предприятия. - Х.: Основа, 1995. - 289 с.
14. Доил Д. Как создать предприятие. / Пер. с англ. - Таллин: Октобер, 1991. - 399 с.
15. Называемое Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. пред. и науч. ред. А. А. Горячев. - М.: Экономика, 2003. - 341 с.
16. Зверинцев А. Б. коммуникационный менеджмент. - СПб., 1997. - 467 с.
17. Иванов Ю.Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночно отношений. - М., 1997. - 294 с.
18. Иванов Ю.Б. Конкурентоспособность продукции. Теоретико-методологический аспект. - Кременчуг, 1994. - 371 с.
19. Ивахненко В.М., Горбаток М.И., Левочкин В.С. Экономический анализ. - М., 1999. - 401 с.
20. Кардаш В. Я. Маркетинговая товарная политика: Учеб. пособие. - М.: Изд-во КНЕУ, 1997. - 292 с.
21. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. - 288 с.
22. Коломиец В. Международные информационные системы. - М., 2001. - 362с.
23. Куденко Н. В. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Изд-во КНЕУ, 1998. - 299 с.
24. Курбатков К.Е. Маркетинг и организационно-экономические условия развития сбытовой деятельности в рыночных условиях. - М., 1996. - 349 с.
25. Лещишин М. Научная организация подготовки производства. Пер. со словацки. / Под ред. В.М. Данюлюка. - К.: Техника. 1998. - 328 с.
26. Маршалкин Г.А. Производство лекарственных изделий. - М., 1994. - 284 с.
27. Мочерный С.В. и др.. Основы экономической теории. / Под ред. С.В. Мочерного. - М.: «Академия», 1997. - 451 с.
28. Полищук В.Н. Управление конкурентоспособностью производства. - М., 1997. - 261 с.
29. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 374 с.
30. Портер М. Стратегия конкуренции: методика анализа отраслей и деятельности конкурентов. / А. Олейник. - М., 1996. - 510 с.
31. Промышленный маркетинг: теория и хозяйственные ситуации: Учебник. / Под ред. А. А. Старостиной. - К.: Иван Федоров, 1997. - 265 с.
32. Савельев Е. В. Маркетинг нового продукта. - М., 1994. - 310 с.
33. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Дело. 2000. - 376 с.
34. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. / Под ред. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 2004. - 236 с.
35. Мировая экономика: Учебник. / А. С. Филипенко, О. I. Рогач, А. И. Шнырков и др. - М.: Просвещение, 2000. - 481 с.
36. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 496 с.
37. Старостина А. А. Маркетинговые исследования. Практический аспект. - К.; М.; СПб.: Изд. дом "Вильямс", 1998. - 366 с.
38. Фитхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. - М.: «Бизнес-школа», 1995. - 329 с.
39. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск., 1997. - 672 с.
40. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М., 1996. - 231 с.
41. Юданов А.Ю. Фирма и рынок. - М.: Знание, 2000. - 259 с.
42. Юрчишин В. Валютные кризисы: Моногр. - М.: УАДУ при Президенте Украины, 2000. - 265 с.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038