Концепция естественного права в отечественном правопонимании





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ естественного правопонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.1. Концепция естественного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.2. СУЩНОСТЬ ПРАВА В КОНТЕКСТЕ Соотношение естественного и позитивного права В творческом наследии П.Д. Юркевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2. Концепция естественного права В ОТЕЧЕСТВЕННОМ правопонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.1. Идея естественного права философской мысли УКРАИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.2. Концепция естественного права и законодательства. . . 64
ВЫВОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . 81






ВЫВОДЫ

Исследование данной темы, выяснения ее основных аспектов и проблемных моментов позволило нам прийти к следующим выводам.
Проблема правопонимания заключается в том, что пока не выработалось единого понятия права.
Право никогда не имело единого определения. Различные мыслители высказывали самые различные мнения, отвечая на вопрос "что такое право?"
Учение мыслителей имели влияние на формирование современных правовых концепций. В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права, а от того, что берется за основу права - норма, правосознание или правоотношения - сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории права.
На основе представлений о праве сформировались современные правовые системы: англо-саксонская, романо-германская, мусульманская, социалистическое и др..
Многообразие подходов к пониманию права обуславливается сложностью права, различными исходными философскими и методологическими основами, онтологическими, политическими, идеологическими, религиозными причинами.
Исходное понимание сущности права этсвязано с сущностью человека. Сущность человека надгосударственная - не государство создает человека, а человек государство. Поэтому определяющим правопониманием для всей юриспруденции является надгосударственное правопонимания. Вместе определяющий характер надгосударственной природы права не отрицает важности его государственного измерения.
С позиций взгляда на право как один из важнейших факторов содействия социальному прогрессу, его следует рассматривать как меру свободы и равенства, отражающий господствующие представления о справедливости и потребности общественного развития, основы которых складываются в процессе повторяющихся общественных отношений, которые признаются, одобряются и охраняются государством.
Согласно теории естественного права, родоначальниками которой были Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др.., В обществе наряду с правовыми нормами, установленными государством, существует также естественное право. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением или вообще преступлением. Позитивное право устанавливается государством в форме законов и других нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается постольку, поскольку он отвечает, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право - таков основополагающий принцип данной теории.
В середине ХХ в. теория естественного права была существенно обновлена. Расширилась система естественных прав человека. Теперь в него вошли не только права, призванные охранять личность от государственного произвола, но и многие социально-экономических, политических прав, без реализации которых личность не может быть свободным в своих действиях. Это право народа устанавливать конституцию, активно участвовать в политической жизни, объединяться в политические партии, право на труд, на справедливую заработную плату, равенство граждан перед судом и законом.
Естественно-правовые концепции ХХ ст. образуют возрожденную естественную школу права. Среди них: концепции неотомизма (Ж. Маритен), неогегельянства (В. Дильтей), неокантианство (Р.Штаммлер), феноменологии (А. Троллер), экзистенциализма (Э. Фехнер), герменевтики (В. Гассемер), этические (Л. Фуллер) и антропологические (Е. Боденхаймер) теории и др.. Нами определено достижение естественной школы права, проанализирована ее слабые стороны и свыяснено актуальность опыта естественно-правового мышления.
Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории) то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественного права, вытекающего из человеческой природы. В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления - неотомистского теория права и "светские" концепции естественного права.
Неотомизм - новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Божественный закон призван устранить несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают преобладание естественного права над правом человеческим, позитивным, есть установленным государством.
"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, которая не совпадает с положительным правом.
Но при всем своем демократизме теория естественного права имеет существенные недостатки, которые легко обнаружили ее оппоненты.
Во-первых, эта теория является антиисторической. Она содержит перечень таких прав, которые якобы всегда принадлежали человечеству и неизменно сопровождают его и в наше время и ничто их не может отменить или изменить. Подобный принцип был выдвинут Гроция, который признавал естественное право столь незыблемо, что оно не может быть изменено даже Богом.
Между тем история человечества убедительно доказывает обратное - постоянное изменчивость как условий существования человека, так и необходимой для существования системы правил поведения. Людям, которые жили в условиях родового строя, неизвестные и не нужны большинство естественных прав, выведенных буржуазными идеологами. Например, им неизвестно право частной собственности, право на личную свободу. В условиях экономического равенства были ненужными и основные принципы естественного права - равноправие и братство.
Во-вторых, представители теории естественного права не имеют четких критериев, по которым можно было бы как-то отличить естественное право от позитивного. Так, Гроций признавал естественным рабство. В качестве формы государственного устройства, которая наиболее соответствует принципам естественного права, Гоббс признавал неограниченную монархию, тогда как Локк - ограниченную монархию.
В-третьих, теория естественного права никак не могла объяснить, каким образом на основе сравнительно небольшой совокупности естественных прав вырастает такое многообразие правовых систем.
Положительное значение естественно-правовой теории в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека, во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право, в-третьих, она концептуально соединяет право и мораль.
Автором современной нормативистской концепции правопонимания считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой».
Предмет изучения теории права составляют нормы, их элементы, их взаимоотношения, порядок как целое, его структура. Цель теории - снабдить юриста (правоведа и практика), прежде судью, законодателя или преподавателя пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм. По мнению Кельзена, правовая реальность - в позитивности закона. Реальность, т.е. само существование позитивного права, не зависит от своего соответствия или несоответствия справедливости или "естественному праву". То, что не может быть обнаружено в смысле позитивных юридических норм, не может войти в понятие права.
Сведение права только в позитивных норм не верно, поскольку приводит к выводу, что без государства нет права. А между тем государство в качестве определенной формы общества появилась сравнительно поздно в истории человечества. К ней были другие, более ранние формы общества. В средние века появляются такие виды права, которые создавались отдельно от государства и государственной власти - особое право горожан, право крестьян, право цехов и гильдий, право, установленное церковью.
Положительное значение нормативизма заключается в том, что: такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, однородное применения норм права, в-третьих, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко очертить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения.
Но при всех своих положительных моментах, нормативный подход к пониманию права все же односторонний. Право при таком подходе принимается как данное, как внешняя по отношению к индивиду система правил, призванных управлять его поведением, игнорируются естественные и моральные начала в праве (за исключением "широкого" понимания), абсолютизируется государственное влияние на правовую систему. Но вместе с тем пониманием права должны охватываться и закономерности правообразования, и место правовой надстройки во всей общественной системе, и право в действии - сочетание нормативов с реальной человеческой деятельностью.
Ценность права состоит в том, что оно выступает как мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальный государственную защиту. Право - нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь закон, который не соответствует справедливости, есть право, а справедливый закон - это правовой закон.
В продолжение всей истории понятия права развивалось. Развитие права происходило в направлении постепенной рационализации мифических представлений. Сначала оно понималось как заповеди, повеления Бога. Позже в правом стали понимать также законы, установленные государством. Но почти всегда главным содержанием права считали свободу и справедливость.
Правовые идеи различных мыслителей нашли свое отражение и в современных правовых концепциях, которые во многом опираются на их труда.
Во втором разделе нами осуществлен анализ концепции естественного права в отечественной юридической науке и охарактеризованы философско-этические основы взглядов отечественных ученых на естественное право. Также проанализированы генезис отечественного правопонимания, длительное время базировалось на возведении сущности права исключительно в официально установленных правил поведения, и пришли к выводу, что понимание сущности права тесносвязано с историей формирования правовых идей. Без знания истории формирования взглядов на природу права становится невозможным обобъективное исследование проблемы правопонимания.
Отечественные ученые-правоведы своими исследованиями стремились внести новые данные и аргументы в решении наиболее сложных и спорных теоретико-правовых вопросов. Учитывая особенности их идей и взглядов, можно утверждать, что многие из них отличались от известных западноевропейских школ и течений. На основе анализа и систематизации первоисточников и архивного материала в контексте общего развития мировой науки права осуществлено комплексное исследование правовых идей и взглядов таких отечественных ученых-юристов, как С. Ориховский, П. Юркевич, П. Новгородцев, Н. Бердяев, Б. Кистяковский, И. Покровский, В. Гессен, И. Михайловский, Е. Спекторский, Е. Трубецкой, С. Булгаков.
Показательно, что правовые взгляды отечественных ученых-юристов имеют большое историческое значение для развития юридической науки Украины, своими научными разработками они заложили основу для дальнейшего развития и совершенствования права.
Начало ХХ века. в России и Украине отмечался плюрализмом взглядов на сущность, ценность и назначение права. Представители природного, исторического, психологического, социологического подходов к его пониманию (Б. Чичерин, П. Новгородцев, М. Ковалевский, Л. Петражицкий, С. Муромцев, Б. Кистяковский и др.). Активно дискутировали с представителями юридического позитивизма (Г. Шершеневич , Е. Васьковский, В. Катков и проч.). Большинство правоведов утверждали, что сущность права метафизическая и познать право можно лишь раскрыв его философское источник, а оно - в природе человеческой личности. Итак, человеческая личность - это первоисточник права и право производно от человека. Данное понимание права было результатом прогрессивного развития юриспруденции начала ХХ в. Но вскоре и к большому сожалению, такое направление юридической науки оборвала Октябрьская революция 1917 года. Началась эпоха узконормативного правопонимания, которое базируется на отождествлении права с силой государственной власти (а иногда и ее насилием).
Сегодня, когда отечественной юридической науке снова характерные мировоззренческий и методологический плюрализм, необходимо осознавать важность перехода от исключительно нормативистского толкования права к такому его пониманию, которое содержит надгосударственный измерение. Только в пределах интеграции правовых взглядов возможно определение путей познания права в полном объеме. Отдельно взятая правовая теория может исследовать сущность права целостно, дать всестороннюю характеристику права. Стремление осмыслить право как целостное общественное явление и обусловливает необходимость интегративного подхода к правопонимания.
Многоаспектное правопизнання является действительно важным, ведь чем больше использовано подходов в изучении права, тем содержательнее наше представление о его природе. Сегодня беспрепятственное сосуществование и реальная возможность применять при исследовании права и повсвязанных с ним социальных явлений разных научных направлений способствует как выявлению широкого спектра признаков и свойств права, так и установлению об \ объективной и разносторонней картины правовой жизни общества. Кроме того, применение различных подходов к изучению и объяснению сущности, формирования и функционирования права свидетельствует, что общество заинтересовано в создании правового государства.
Юридическая наука требует синтезирующего решения проблемы правопонимания, которое опиралось на достижения различных правовых школ. Ученые-правоведы должны сосредоточить внимание на изучении сути идеи единства многообразия, с помощью которой становится возможным изучение целостности любых правовых явлений.
Противопоставление разных концепций права является свидетельством научной неполноценности, ведь приводит к затьмарювання определенной правовой теорией всех остальных. Сегодня нужно направлять усилия не на культивирование (всегда ограничен и, как правило, опасным) отдельной правовой идеи, а на поиск гармонии между многочисленными (и по-своему ценными) правовыми взглядами.
Правопонимания отражает результат процесса познания сущности права, осмысление его предназначение в жизни отдельного человека, общества, государства. Многообразие подходов к пониманию права обусловливает существование различных его определений; каждое из них является результатом исследования определенного аспекта права и ни одно из них не является препятствием для возможности существования всех остальных. Современному обществу необходима окончательная переориентация правопонимания: от толкования права только как совокупности предписаний государства к изучению сущности права как сложного многоаспектного явления.
Понятие права будет развиваться и впредь, потому что человек на каждом этапе своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты его соотношение с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых ученый: Учебное пособие - М.: Юриспруденция. - 2002. - 536 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. - Том 2. - М., 1982. - С. 5, 8.
3. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 158-159.
4. Бердяев Н.А. Борьба за идеализма / / Мир Божий, 1901, № 1, С. 1-26.
5. Бердяев Н.А. О новом русском идеализме / / Вопросы философии и психологии, 1904, № 5, С. 683-724.
6. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма / / Проблемы идеализма. - М., 1902, С. 91-136.
7. Величко А.М. Развитие идеи естественного права в трудах Б.Н.Чичерина / / Правоведение, 1994, № 3, с.72-77.
8. Возьний В. Правовая концепция С.Днистрянский / / Право Украины, 1999, № 6
9. Вольтер. Разговоры между А, В и С / / Вольтер Избранные произведения. - М., 1947.
10. Гаджиев К. С. Политическая философия / Отд-ние экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». - М.: ОАО «Издательство« Экономика », 1999. - 381 с.
11. Гегель Философия права, М., Мысль, 1990
12. Генезис отечественного правопонимания / / Государство и право. Сборник научных трудов / Юридические и политические науки. - Вып. 6. - М., 2000. - С. 10-18.
13. Гоббс Т. Левиафан / / Гоббс Т. Избранные произведения: в 2-х т. - М., Т. 2, 1991, С. 3-390.
14. Гроций Г. О праве войны и мира / / История политических и правовых учений. Хрестоматия. - Харьков, 1999. - С. 135-136.
15. Евдокимов Валерий, Ермоленко Владимир, Юлдашев Алексей. Использование модульной технологии обучения / / Юридическая Украина. - 2002. - № 1. -С.49.
16. Жоль К.К. Философия и социология права. - М., 2000.
17. Жуков В.Н. Школа «возрожденного» естественного права в России: между законом и благодатью / / Право и политика, 2001, № 4, 14-20.
18. Законодательство Украины: проблемы и перспективы развития / / Материалы межвузовской научной конференции. г. Косов, 30 января - 2 февраля 2000 г. выпуск 1 (тезисы опубликованы).
19. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. - М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998.-736с.
20. Историко-философская реконструкция концепции естественного права в контексте анализа переходных обществ: Автореф. дис ... канд. философ. наук: 09.00.05 / В.П. Культенко; Киев. нац. ун-т им. Т.Шевченко. - М., 2004. - 17 с.
21.
22. - С. 44.
23. канд. юрид. Тараса Шевченко. - М., 2002.
24. - 2000. - № 3.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31. Котюк В.А. фак. - К.: Вентури, 1996.
32.
33.
34. - 2002. - № 3.
35. - М., 2002.
36. - М., 2001.
37. ст. докт. юрид. наук.
38.
39.
40. Избранные произведения. - М., 1955.
41. Нерсесянц В.С. - С. 15.
42.
43.
44. Сочинения. - М., 1995.
45.
46.
47. - 2002. - № 1.
48.
49. - 1997. - 492 с.
50. Общая теория права. - 384с.
51.
52.
53. - 2004.
54.
55. Юрид. и полит. наук. - Вып. 14.
56. дис ... канд. юрид. акад. - М., 2003. - 20 с.
57. дис ... канд. юрид. ун-т внутр. дел. - 20 с.
58. - 2001. - 249 с.
59. - 2003. - № 1.
60. - М., 2001.
61.
62. Скакун О.Ф. Теория государства и права.
63. - 720 с.
64. Юрид. и полит. наук. - Вып. 13.
65.
66. - Вып. 13. - М., 2001.
67. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов.
68. Тарановский Ф.В.
69. Теория государства и права. ред.
70. дис. канд. юрид. акад. - М., 2003. - 16 с.
71.
72.
73. - Вып. 1. - М., 2000.
74. - М., 2001.
75.
76. - 1996.
77. - С. 44.
78.
79.
- С. 35.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет