Конкурентная разведка: понятие и признаки





Содержание
Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы учения о
конкурентную разведку 7
1.1 История становления конкурентной разведки 7
1.2 Общее понятие конкурентной разведки 15
1.3 Методы конкурентной разведки 17
Раздел II Организация конкурентной разведки на предприятии 23
Раздел III. Противодействие конкурентной разведке 30
3.1 Направления борьбы с промышленным шпионажем 30
3.2 Методы и средства защиты от промышленного шпионажа 33
3.3 Основные направления противодействия утечке информации 43
Выводы 52
Список использованных источников и литературы 58
 



Выводы

Никогда не надоедает смотреть, как горит огонь, течет вода и работают люди. В условиях наблюдения за деятельностью профильных предприятий становится обязательным. Информация о планах других предприятий необходимо маркетологам, рекламистам и производственникам, чтобы оперативно реагировать на изменения рынка и новаторства конкурентов. Поэтому конкурентная разведка (КР) в том или ином виде существует на любом предприятии с самого начала его деятельности.
Гендиректор, ежедневно просматривает корпоративные новости в деловых изданиях, финансовый аналитик, который отслеживает биржевые котировки, маркетолог, который наблюдает за действиями других компаний, делают примерно то же, что и конкурентный разведчик. Разница лишь в том, что специалист по КР целенаправленно собирает, анализирует и сортирует информацию, готовит рекомендации для руководства фирмы.
На небольших предприятиях со сбором и сортировкой информации, особенно на первых этапах развития компании, вполне может справиться один человек. Совсем не обязательно, чтобы человек занимался исключительно КР - помимо поиска и анализа информации она вполне может занимать должность, например, заместителя директора по персоналу. Создавать отдельное подразделение конкурентной разведки нужно, когда объем необходимой информации настолько возрастает, что нельзя обойтись без системной обработки данных.
Не наши методы
Конкурентная разведка - не промышленный шпионаж, как многие ошибочно считают, хотя у них есть общие черты. Цель как КР, так и промшпионажу - получение сведений о деятельности конкурентов, и нынешних, и потенциальных. Конкурентной разведкой, как шпионажем, обычно занимаются специалисты. Но на этом общее заканчивается.
Главное отличие КР от шпионажа - методы и способы получения информации. Все, что используется разведчиком, является законным. Промшпионаж, наоборот, предусматривает нелегальные методы и технологии. Служба КР пользуется только открытыми источниками, основная работа разведчика - информационно-аналитическая, т.е. сбор и обработка различных данных, которые влияют или могут повлиять на развитие бизнеса. Шпионаж заключается главным образом в оперативной работе, в частности в вербовке инсайдеров и сборе конфиденциальной информации для достижения конкурентных преимуществ.
Кроме того, промшпионаж предусматривает только сбор информации, как правило, довольно четко указанной руководством. Конкурентная разведка ориентирована не только на сбор и анализ различных данных, но и на выработку управленческих рекомендаций, а также для прогнозирования возможных действий конкурентов или изменений рынка.
Начало большого пути
При создании службы КР на предприятии следует обратить внимание на обязательное соблюдение нескольких ключевых условий. Во-первых, желание создать подразделение КР должно быть сознательным. Лучше, когда руководитель четко представляет, какая конкретная цель и какие задачи перед ним будут поставлены.
Второе условие - заранее рассчитанный бюджет будущей службы. Исходя из суммы, которую руководство предприятия готово потратить на создание и работу подразделения, консультант рассчитывает предполагаемые возможности и потребности службы КР. В некоторых случаях специалист настаивает на расширении бюджета, поскольку с предлагаемыми средствами конкурентный разведчик не сможет выполнять поставленные перед ним задачи. Основные расходные статьи бюджета - оформление подписки на профильные печатные издания, платные интернет-рассылки, посещение семинаров, тренингов, конференций и специализированных выставок, а также закупка необходимых технических средств и программного обеспечения. Отдельным пунктом могут быть включены так называемые представительские расходы - вероятные затраты на получение информации в процессе личного общения.
С целью определения показателя эффективности работы информационного отдела смысл периодически сравнивать ценность предоставленной информации с затратами на ее получение.
Следующий шаг - подбор персонала для службы КР. Руководство предприятия должно решить, назначать ли специального человека, который будет заниматься исключительно конкурентной разведкой, или помимо КР на нее будут возложены и другие обязанности. Не менее важно, чтобы сотрудник службы КР был сотрудником компании, поскольку в таком случае он лучше, чем приглашенный специалист, разбираться в нюансах работы предприятия и специфике рынка. Вместе, внештатный консультант может на первых этапах помочь будущему разведчику в обучении.
Когда топ-менеджмент компании определил человека или людей, которые будут осуществлять конкурентную разведку, и заручился их согласием на занятие этой должности, начинается четвертый этап - обучение. Основы знаний могут дать консалтеры, курирующие процесс создания службы КР на предприятии. Кроме того, как в Украине, так и в России есть специализированные семинары для специалистов - начинающих КР.
После того как разведчик прошел курс обучения и готов действовать, компания должна обеспечить его необходимыми условиями для эффективной работы. Прежде подразумеваются современная компьютерная техника, специализированное программное обеспечение, неограниченный доступ к информационным ресурсам, главным образом к интернету и профильных печатных изданий.
Кроме перечисленных условий необходимо отметить еще одно - руководство компании должно предоставить конкурентному разведчику достаточно широкие полномочия, прежде всего при определении источников сбора информации и оперативном планировании. Чтобы служба КР приносила наибольшую пользу, нужно, чтобы все информационные потоки замыкались на ней.
То есть вся информация, поступающая как из внешних источников - интернет, СМИ, аналитические и информационные рассылки и сводки, так и внутренних - сотрудники компании, отделы логистики и маркетинга, подразделения стратегического планирования, должна быть известна руководителю подразделения конкурентной разведки. Иначе подготовленные им рекомендации для руководителей могут оказаться неполными или неточными. Специалист КР сам разрабатывает и внедряет в компании систему управления информационными потоками (управление знаниями). Основная проблема, с которой сталкивается КР на предприятии, - это внедрение культуры информационного обмена, т.е. создание ситуации, когда каждый работник добровольно делится информацией, которая может заинтересовать руководство.
Создавай и властвуй
Существует несколько способов создания службы конкурентной разведки в компании. Первый - «под руководителя». В этом случае топ-менеджер приглашает специалиста и предоставляет ему полномочия и средства на создание разведслужбы. Фактически руководитель КР входит в число топ-менеджеров и полностью отвечает за эффективность работы своей службы.
Другой вариант - постепенная эволюция других подразделений в службу КР. Например, на предприятии долгое время работал аналитический отдел или отдельный специалист, который собирал информацию (возможно, выполнял эту работу даже не по долгу, а по зову души). Постепенно круг его обязанностей расширялся, поставленные задачи усложнялись, объем выполняемой работы увеличивался. Наконец такой отдел или человек начинали работать фактически как конкурентные разведчики, а потом формировался отдельный подраздел со своей структурой, функциями и бюджетом. Именно таким образом зачастую и создается служба бизнес-разведки.
В новом подразделении конкурентной разведки чаще всего работает один человек, который и выполняет всю работу самостоятельно. Постепенно, с увеличением количества необходимой информации и расширением круга задач, служба КР разрастается. Впрочем, это происходит не всегда - и в небольших компаниях сотрудник конкурентной разведки может самостоятельно выполнять все задачи, связанные с поиском, обработкой и хранением информации.
Каким бы путем служба КР создавалась, необходимо помнить, что ее главная задача - предоставление компании конкурентных преимуществ, прежде всего путем полного и объективного информирования топ-менеджмента о возникновении или исчезновении факторов, влияющих на развитие бизнеса, и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. То есть служба КР должна быть подотчетной и подконтрольной руководству компании, а результаты ее работы должны быть заметны и могут быть выражены в денежном эквиваленте.
Источники и методы
Создавая службу, отдел, управление конкурентной разведки в компании, следует помнить, что основная задача КР - непрерывный сбор и анализ информации (см. «Розвидцикл»). Впрочем, здесь нужно сделать оговорку: нередко разведчик получает задание добыть конкретную информацию только один раз. Этот тип задач не относится к непрерывному циклу поиска и анализа данных; в таком случае служба КР действует по тому же алгоритму, но однократно.
В рамках розвидциклу подразделения конкурентной разведки применяют множество различных методик и способов сбора и анализа данных в зависимости от выбранного источника их получения. Сейчас основным источником информации для конкурентного разведчика является интернет, затем следуют профессиональные конференции и семинары.
Не меньшее количество информации грамотный разведчик получит и от работников собственной компании, которые общаются с партнерами и конкурентами. Определенный объем необходимых данных можно найти и в печатных СМИ, особенно аналитических или занимающихся проведением журналистских расследований. К отдельной категории следует отнести корпоративные газеты конкурентов. Нередко там печатается интересная информация, на получение которой традиционными путями понадобилось бы много времени и ресурсов.
Кроме упомянутых выше источников информацию разведчик может получить и совершенно неожиданно - от так называемого джокера. Имеются в виду родственники, старые друзья или знакомые, которые работают в компании, услышанный разговор на улице или в транспорте, общение со случайным знакомым на вечеринке подобное. Иногда таким способом получают больше информации, чем из всех перечисленных каналов.
Методы конкурентной разведки можно разделить на прямые и косвенные. Например, получение данных о хозяйственной деятельности акционерного общества с официальной публикации или из отчетов государственных органов - это прямой метод. Косвенным способ вычисления одного показателя через его связь с другими. Например, вычисление объемов продажи продукции и занимаемой ею доли рынка по квартальным показателям прибыли и продаж всей продукции исследуемого предприятия.
Также различают информационно-аналитическую и оперативную работу службы КР. Во время оперативной работы разведчик непосредственно общается с людьми, которые обладают необходимой информацией, например, бывшими работниками нужного предприятия. Сюда же можно отнести сбор данных через общение с партнерами, контрагентами или кредиторами нужного предприятия (см. «Практика конкурентной разведки в Украине»).
В целом методы и способы получения информации службой конкурентной разведки ограничены лишь тремя факторами: законом, фантазией разведчика и бюджетом разведмероприятий. Информацию разведчик может получить и совершенно неожиданно - от так называемого джокера
Приведем наиболее типичные методы и способы снятия конфиденциальной информации: дистанционное скрытое видеонаблюдение или фотографирование; закладка в офис устройств, подслушивающие; перехвата электромагнитных излучений и наводок; копирование носителей информации; перехват модемной и факсимильной связи \\\\ \\\связи; преступная изменение комп \\\\\\\ компьютерных программ, придания им наряду с основными функциями обработки информации дополнительных, осуществляющих несанкционированный сбор и регистрацию защищаемой информации, и так далее.
В Украине более 20 предприятия имеют лицензию на разработку и изготовление подслушивающих закладных устройств. Эти предприятия, как и предприятия, выпускающие оружие, находятся под неусыпным государственным контролем. Согласно Закону Украины "Об оперативно розыскной деятельности", пользоваться техническими средствами для несанкционированного съема информации имеют право сотрудники ведомств, ведущих оперативно-розыскную деятельность (СБУ, МВД, СВР, Министерство обороны, пограничники).
 
Список использованной литературы

1. Постановление Кабинета Министров Украины от 27 ноября 1998 г. N 1893 Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства;
2. Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-участникам о доступе к официальным документам (принята Комитетом министров 21 февраля 2002 г. на 784-м заседании заместителей министров)
3. Competitive Intelligence Tools. Business Wire May 15, 1997.
4. Miller J. Millenium Intelligence; Understanding and Conducting Competative Intelligence in the Digital Age, Business Intelligence Braintrust, 2000.
5. Pellemans P. Les nouvelles йtudеs de маrсhй qualitatives. In: La Recherche Marketing. Paris: Ediscience, 1994, pp. 97-125.
6. Sullivan, Tom. Business intelligence keeps tabs on the Net / / InfoWorld, 5 марта 2003 ст.33.
7. Алексенцева А.И. Конфиденциальное делопроизводство. - М., 2001г.;
8. Березин И. Промышленный шпионаж, конкурентная разведка, бенчмаркинг и этика цивилизованного бизнеса «Практический Маркетинг» № 101, 22.07.2005
9. Вадим Кульпинов. Коммерческий смерш. - Контракты. - № 43. -2006 Г.
10. Вари М.И. Специфические формы и методы воздействия на электорат. - Политико-психологические предвыборные и избирательные технологии. - Киев.: Ника-Центр. - 2005 г. - c. 237
11. Васильев В. Д. и Лифляндчик Б. И. Использование научно-технических документов для повышения эффективности патентных исследований. Ленинград: ЛДНТП, 1982.
12. Окно в мир. - № 39 от 31.05.2005
13. Гавловский В. Д. Общая теория организации информационной безопасности по защите информации в автоматизированных системах от преступных посягательств. - Научно-практический журнал. - № 3. - 2006 г.
14. Гаврюшин Г. "Мы могли бы служить в разведке" / / Контракты. - № 7. - 2006.
15. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. - М.: Международные отношения, 1986 г. -; 78
16. Даллес А. Искуство разведки. - М.: Международные отношения - МП "Улисс", 1992. - 288 с.
17. Демидов Б., Величко А., Волощук И. Тайный фронт / / Национальная безопасность Украины. - № 7-8, 2005. -; 17-23
18. Доронин А. Бочкарева Г. Аналитическая обработка материалов Открытого доступа. - М.: Изд-во.: Моск. ун-та, 2004. - 119с.
19. Экономическая разведка: не шпионаж, а оценка надежности партнеров. - Безопасность предпринимательства. - № 14. - 2004г.
20. Егоров В. Из истории развития промышленного шпионажа / / Зеркало недели. - 31.12.94. - № 13. -, 14
21. Ивченко Олег Промышленное (экономический) шпионаж: конкурентная разведка и контрразведка. - Юридический журнал. - № 7. - 2003 г.
22. Комова М.В. Делопроизводство / Национальный университет «Львовская политехника», Институт гуманитарных и социальных наук. - Львов, Триада плюс. - 2006;
23. Контракты. - № 7. - 2006 г. -, 45
24. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. - С.-Петербург., 2000 г. -; 114
25. Костов Л. Экономическая разведка: не шпионаж, а оценка надежности партнеров. - Безопасность предпринимательства. - № 14. - 2004 г.
26. Красноперов А., Бироваш М. Безопасность с оглядкой на PR / / F + S Технологии безопасности противопожарной защиту. - № 1. - 2006. -; 12-15
27. Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика - информационная технология нового века / /
28. Кульпинов В. Коммерческий смерш. - Контракты. - № 43. -2006 Г.
29. Марат Давлетханов Конкурентная война в сети / /
30. Александр Доронин. Дезинформация или война в королевстве кривых зеркал / /
31. Александров А.Н. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. - 2-е изд., Перераб. и доклада. - М.: Просвещение, 2000.;
32. Рафалевський А. Служба безопасности предприятия под ключ.
33. Сереев С.С. Тотальный шпионаж. - К.: Молодь, 2001. - 248 с.
34. Вернут В.С., Степанков В.С. Из истории украинской разведки и контрразведки: (Очерки). - М.: Ин-т СБ Украины, 1994. - 203 с.
35. Телешун С.А. Баронин А.С. Политическая аналитика, прогнозирование и политические консультации. - М., 2001. - С.112
36. Фирсов В. Международный рынок технологий / / Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - № 1.; 71-78.
37. Филиппова Л. Системы управления электронным документооборотом: общие понятия терминологии, организации, технологии (зарубежный опыт) / / Вестник Книжной палаты. -2001. - № 4. -С. 15-18.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет