Эффективность государственного управления и его критерии





СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Эффективность и государственное управление ....................................... 6
РАЗДЕЛ II. Критерии и оценка эффективности государственного управления ........... 14
2.1. Критерии эффективности государственного управления ............................. 14
2.2. Оценка эффективности государственного управления ............................... 20
РАЗДЕЛ III. Повышение эффективности государственного управления - цель его

3.1. Основные факторы, влияющие на повышение эффективности государственного управления ................................................................ 30
3.2. Материальный фактор как средство повышения эффективности государственного


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ ................... 51

ВЫВОДЫ
          В результате проведенного исследования научного анализа теоретических и прикладных аспектов эффективности государственного управления и ее критериев в Украине, а также возможных путей ее повышения, был установлен ряд выводов научно-теоретического и практического значения.
          Несмотря на значительный интерес ученых к проблематике эффективности государственного управления и ее критериев, в настоящее время в научной литературе отсутствуют комплексные исследования данной проблемы. Соответственно нет и общепризнанного определения понятия эффективности управления вообще и эффективности государственного управления в частности. Сложность определения цьго понятия обусловлена многими факторами, прежде всего, природой эффективности, ее содержанием и функциями. Эффективным следует считать управление, управление государством, когда каждый человек чувствует и живет в этой стране комфортно в материальном, моральном и духовном плане. К сожалению, это не касается нашего управления, управления государством с чрезвычайно низким мотивационным уровнем государственных управленцев, от которых напрямую и зависит эффективность государственного управления. Эффективности надо учиться. Это практика, практические навыки, которые следует приобретать в процессе постоянного и кропотливого труда.
         Эффективность государственного управления - это своеобразный результат достижения поставленной социальной цели при максимально возможной экономии общественного труда. Высокая эффективность управления зависит от многих факторов: политико-правовых, финансово-экономических, морально-идеологических, организационно-управленческих и профессионально-личностных. Эффективным государственное управление лишь тогда, когда управленческий процесс, то есть реализация функций управляющей системы, приведет к решению задач, стоящих перед ней и к желаемому общественно-полезного результата.
 Кроме того, следует отметить следующее:
1. повышения эффективности функционирования государственной службы Украины сегодня составляет актуальную проблему, требующую немедленного решения.
2. задача повышения эффективности государственной службы представляется возможным и необходимым решать в этической плоскости, учитывая уникальное значение нравственного сознания в структуре личности и особый статус государственной службы, как социально-нравственного феномена, который влияет на развитие государственности.
3. как непосредственный инструмент анализа тех ситуаций, от которых зависит эффективность функционирования государственной службы, целесообразно применить систему эволюционных мер, в которую входят целесообразность, адекватность, толерантность. Она позволяет не только адекватно проанализировать определенную кризисную ситуацию, но и предложить соответствующие шаги по ее нейтрализации.
         Что касается критериев ефетивности государственного управления, то, исходя из исследованного материала, в масштабах общества предлагается учитывать при измерении эффективности управленческой деятельности государства такие показатели: 1) уровень реального национального продукта на душу населения, 2) уровень роста реального национального продукта на душу населения, 3 ) степень использования расходов; 4) способность к потреблению произведенного, 5) уровень конкуренции; 6) адекватность и точность планирования.
         Но процесс управления - чрезвычайно сложная комбинация управленческих действий, обратных связей и зависимостей. Количественному измерению они, как правило, не подлежат, наверное, потому, что критерий эффективности управления является, прежде всего, качественной, сущностной характеристикой управленческой деятельности. Для количественных значений нужно знать продукт определенной сферы человеческой деятельности. Управление не является самостоятельным продуктом, это продукт материального и духовного производства. Социальный прогресс можно рассматривать как общий (общий) продукт деятельности работников, занятых в различных сферах общественной жизни, и управленцев. Управленческий труд непосредственно не создает элементов стоимостной формулы, т.е. в измерении результативности ее не могут применяться стоимостные количественные показатели. Хотя в науке управления делаются попытки определить общий критерий эффективности управления, однако научно обоснованных формул расчета "чистой" эффективности управления пока нет. Да и вряд ли возможно, поскольку на результат функционирования объекта управления оказывают влияние и другие факторы: политического, социального, психологического и иного порядка. Так, уровень эффективности управленческой деятельности обусловлен сложным взаимодействием многих факторов - технического, организационного, политического, социально-психологического и морально-идеологического характера.
          Обобщая научные исследования по этой проблеме и практическую деятельность органов власти, можно сделать вывод, что ее результаты имеют двойную характеристику - объективную и субъективную. Именно это разделение должно быть первичным в классификации критериев эффективности. Если работа должностного лица положительно оценивает непосредственный руководитель - это, безусловно, его субъективная оценка, хотя такой вывод может быть подкреплен количественными и качественными критериями оценки результативности работы этого лица. Но когда из-за неэффективной работы того же лица (возможно, это будут проявления грубости, равнодушия, небрежности) клиенты государственного управления обращаются с жалобами к руководству - это уже объективная оценка.
 Таким образом, государственное управление в широком смысле предполагает привлечение широких слоев населения к определению результативности деятельности властных институтов. Именно такая оценка является наиболее объективной. Она определяет качественную интегральную эффективность системы государственного управления в его трехмерном пространстве (законодательная, исполнительная, судебная власть). Любое сужение понимания понятия государственного управления упрощает проблему определения его эффективности за счет выделения отдельных элементов системы. Можно сделать вывод, что проблемы оценки эффективности должны решаться с учетом направленности деятельности органов государственного управления. Эффективность представительной власти должна определяться ее способностью отражать в законодательных актах потребности и интересы граждан. Это касается и органов местного самоуправления, которые ставят целью обеспечения реализации интересов территориальной громады. Эффективность исполнительной власти должен определяться по направлениям работы и сферами влияния отдельных органов. Здесь можно применить систему специальных количественных показателей. Наиболее существенную объективную оценку можно получить только за счет установления надежного обратной связи с потребителями услуг государства - гражданами.
          Следовательно, достижение высокого качества любого вида социальной деятельности человека зависит от повышения эффективности управления и развития демократических форм и методов его осуществления. Поэтому повышение функциональной результативности работы государственного аппарата зависит от расширения и углубления демократических принципов его деятельности. При этом следует учесть и такие факторы обеспечения высокой эффективности управления, как политико-правовые, финансово-экономические, технико-технологические, организационно-управленческие, морально-идеологические, профессионально-личностные и другие. Свидетельством этого является наша действительность: демократических принципов, можно сказать, достаточно, а эффективность государственного управления на обычные низкая.
     Демократия, справедливость и эффективность управления - взаимосвязанные понятия. Причем справедливость выступает социально-нравственным и правовым фактором и критерием эффективности государственного управления. Демократизм, справедливость, высокое качество и эффективность - основные организационные и морально-правовые основы реформирования государственного управления. Но эти принципы определяются не как абстрактные ценности, а как реальные масштабы для измерения социально-нравственных характеристик служащих и управленческих действий. И чем выше будут эти требования, тем выше должна быть и эффективность управленческой деятельности. Реформирование, оптимизация организации государственного управления будут оправданы, если все звенья государственного аппарата функционировать эффективно. Чрезмерная громоздкость и затрудненность государственного аппарата не может обеспечить высокой социальной эффективности управления.
          Что касается материального фактора, то среди факторов повышения эффективности труда вообще и работы в сфере государственного управления в частности, он играет одну из решающих ролей и остается для большинства людей достаточно сильным фактором для повышения мотивации. Учитывая зарубежный опыт, с целью совершенствования оплаты труда, повышение эффективности государственного управления и улучшение социальной защищенности государственных служащих в Украине следовало бы:
1. руководителям центральных органов виконачои власти осуществить конкретные меры, направленные на совершенствование структуры аппарата управления;
2. при утверждении фонда оплаты труда органов исполнительной власти предусмотреть средства на выплату должностных окладов, доплаты за ранг государственного служащего, надбавки за классный чин, квалификационный класс, знания, надбавки за интенсивность труда и особый характер работы, премий и материальной помощи;
3. ввести надбавку за выслугу лет в соответствующем размере, начиная с одного года;
4. в системе президентской власти должны быть соответствующие научно-исследовательские центры по изучению и прогнозированию институтов государственного управления;
5. целесообразно создать государственный центр структур и институтов государственной власти и учредить соответствующий фонд государственной службы.
          Рассматривая материальный стимул мотивации как средство повышения эффективности государственного управления необходимо учесть следующие вещи: любые изменения в оплате труда с целью повышения его эффективности, в том числе и повышение заработной платы, становятся для персонала уже недействительными через два месяца после введения, поскольку начинает срабатывать эффект привыкания к доходу. Поэтому прежде чем решать вопрос о повышении заработной платы, необходимо досконально изучить мотивационную структуру сотрудников. Очень важно правильно установить величину изменения заработной платы. Классическая экономия труда опирается на постулат: люди хотят работать меньше, нести меньшую ответственность, меньше рисковать и получать большее вознаграждение. Существует такая категория, как порог материальной чувствительности к стимулированию. Только когда ожидаемое вознаграждение воспринимается работником как значительная, он склонен затрачивать свое время и усилия, принимая на себя ответственность. То есть, поднимая заработную плату госслужащим необходимо тонко и умело продумать механизм повышения вознаграждения за выполненную работу для того, чтобы лучше мотивировать работника.
          Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что в целом в ходе проведенного исследования выполнены основные его задачи.
          Практическая реализация данных выводов и предложений должна способствовать успешному решению задач в сфере эффективности государственного управления.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. ИСТОЧНИКИ
1. Конституция Украины (Основной Закон): Принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28.06.1996 г. - Х.: Фолио, 2005. - 45 с.
2. О государственной службе: Постановление Верховной Рады Украины от 16.12.1993 года / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1993. - № 52. - Ст. 490.
3. О стратегии реформирования системы государственной службы в Украине: Указ Президента Украины № 599/00 от 14.04.2000 года / / Официальный вестник Украины. - 2001. - № 15. - Ст. 87.
4. О повышении эффективности системы государственной службы: Указ Президента Украины № 280/04 от 05.03.2004року / / Официальный вестник Украины. - 2004. - № 25. - Ст. 47.
5. О концепции развития законодательства о государственной службе: Указ Президента Украины № 1/05 от 05.01.2005 года / / Официальный вестник Украины. - 2005. - № 38. - Ст. 147.

II. ЛИТЕРАТУРА

6. Алюшина Н. А. Диагностика мотивов самореализации Современных управленцев / / Новая парадигма. Спецвыпуск. Вып. 8. 1998. - М.: ЗГУ, 1998. С. 75-79.
7. Англо-украинский словарь терминов и понятий государственного управления / Заключили Г. Райт и др. .. Пер. с англ. - К.: Основа, 1996. - 128 с.
8. Артим И. Современные подходы к оценке эффективности государственного управления / / Социально-экономическая эффективность государственного управления: теория, методология и практика. Материалы ежегодной научно-практической конференции, 23.01.2003. Част. 1. - М.: ЛРИДУ, 2003. - С.78-82.
9. Атаманчук Г. Р. Теория ГОСУДАРСТВЕННОГО управления. - М.: Юрид. Лит., 1997. - 178 с.
10. Билык Р. Критерий эффективности деятельности районной администрации / / Вестник УАДУ. Вып. 2. Ч. 1. - М.: УАДУ, 2001. - С. 68-71.
11. Василенко В. А. Теория и практика разработки управленческих решений. - ЦУЛ, 2002. - 275 с.
12. Венедиктов В.С., Иншин Н.И., Клюев О. Организационно-правовые основы современной государственной службы Украины: Научно-практический комментарий. - М.: Изд-во Национального университета внутренних дел, 2004. - 287 с.
13. Воронько Л. Культура труда государственного служащего: попытка понятийного определения / / Вестник УАДУ. Вып. 3. - М.: УАДУ, 2001. - С.306-317.
14. Государственное управление: Учеб. пособие. / Под ред. А. Ф. Мельник. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.:, 2004. - 252 с.
15. Государственное управление: теория и практика / Под общ. ред. В. Б. Аверьянова. - М.: Просвещение-Интер, 1998. - 246 с.
16. Занюк С. Психология мотивации: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.
17. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социально наук и общей теории права. - М., 1916. - 612 с.
18. Килиевич А. Эффективность государственного управления и конкурентоспособность национальной экономики / / Сборник научных трудов УАДУ при ПУ. Вып. 2. Част. 1. - М.: УАДУ, 1999. - С. 111-121.
19. Колот А. Мотивация персонала: учебник. - К.: КНЕУ, 2002. - 149 с.
20. Колпаков В. Административное право Украины: Учебник. - М.: Интер, 1999. - 244 с.
21. Козюра И. В. Повышение эффективности новоизбранных депутатов местных советов / / Актуальные проблемы государственного управления: научный сборник. Вып. 1. Част. 3. - М.: ХаРИДУ, 2001. - С. 29-31
22. Козловский В. Морально-психологическое состояние управленцев как критерий эффективности управления / / Вестник УАДУ. Вып. 3. - М.: УАДУ, 2001. - С. 64-71.
23. Колтун В. "Этика" и "эффективность" в государственной службе: / / Сборник научных трудов УАДУ при Президенте Украины. Вып. 1. - М.: УАДУ, 2001. - C. 180-192.
24. Королько И. Пути самореализации молодого государственного служащего / / Эффективность государственного управления в контексте становления гражданского общества: Материалы ежегодной научно-практической конференции, 22.01.2002. - М.: ЛРИДУ УАДУ, 2002. - С.51.
25. Крупчан А. Важнейшее направление реформирования государственной службы - повышение эффективности ее функционирования / / Сборник научных трудов УАДУ при ПУ. - М.: Издательство УАДУ, 1998. - Вып. 1. - С. 230-233.
26. Лесечко М., Чемерис А., Рудницкая Р. Технология принятия управленческих решений в государственном управлении и местном самоуправлении. - М.: ЛРИДУ НАГУ, 2003. - 115 с.
27. Марко Г. Совершенствование управления персоналом в государственных учреждениях / / Эффективность государственного управления в контексте становления гражданского общества МЩНПК, 22.01.2002. - М.: ЛРИДУ УАДУ, 2002. - С. 56-58.
28. Малиновский В.Я. Государственная служба. - М., 2003. - 196 с.
29. Миронова Н. С. Современные подходы к оценке эффективности государственного управления / / Актуальные проблемы государственного управления: научный сборник. Вып. 1. - М.: ХаРИДУ, 2000. - С. 16-25.
30. Нижник Н.Р., Машков А. Системный подход в организации государственного управления. - М.: УАДУ, 1998. - 208 с.
31. Нинюк И. Как стать профессиональным чиновником (государственным служащим) (опыт Республики Польша) / / Сборник научных трудов НАГУ при Президенте Украины. Вып.1. - М.: НАГУ, 2004. - С. 99-108.
32. Нинюк М. Пути совершенствования организационной работы по формированию нравственной культуры государственных служащих / / Вестник УАДУ. Вып. 3. - М.: УАДУ, 1999. - С. 238-248.
33. Оболенский А. Направления повышения эффективности государственной службы в местных органах власти / / Вестник УАДУ. Вып. 2. Част. 1. - М.: УАДУ, 2001. - С 46-52.
34. Озирська С. О целесообразности и необходимости изучить мотивации профессионального поведения государственных служащих / / Вестник УАДУ. - 1997. - № 3-4. - М.: УАДУ. - С.43.
35. Рудницька Р. М. Эффективность и результативность деятельности органов государственного управления / / Социально-экономическая ЕДУ: теория, методология и практика. МЩНПК, 23.01.2003. Част. 1. - М.: ЛРИДУ, 2003. - С. 92-94.
36. Савченко Б. Г. Исследование эффективности территориальных органов власти / / Актуальные проблемы государственного управления: научный сборник. Вып. 1. - М.: ХаРИДУ, 2003. - С. 160-164.
37. Савченко Б., Калинкина Н. Исследование эффективности территориальных органов власти / / Актуальные проблемы государственного управления: сборник научных трудов. - Харьков, 2002. Вып.2. - С.111-128.
38. Селиванов В. Диденко Н. Диалектика частного и публичного в правовом регулировании / / Право Украины. - 2001. - № 11. - С. 15-22.
39. Селиванов В. М. Правовая политика в Украине / / Право Украины. - 2001. - № 12. - С. 6-14.
40. Селиванов В. М. Частноправовые основы развития отечественной юридической науки / / Право Украины. - 2001. - № 3. - С. 25-29.
41. Степанюк В. Социальная защита государственных служащих как фактор развития государственной службы / / Сборник научных трудов УАДУ при Президенте Украины. - М.: УАДУ, 1999. Вып.2. Ч.2. - С. 154 - 157.
42. Слободян И.М. Адаптация института государственная служба в евро стандартам / / Эффективность государственного управления в контексте европейской интеграции: Материалы ежегодной научно-практической конференции ЛРИДУ НАГУ. 23.01.2004р.
43. / Пер. с англ. - 230 с.
44. - Вып. 4.
45. - Вып. 2.
46.
47. - 457 с.
48.
49. ред.
50.
51. - М., 2001.
52. с англ. - 184 с.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет