Влияние национальных меньшинств на политическую ситуацию в Украине





Содержание
Введение ................................................................................ 3

Раздел I
Теоретические подходы к определению понятия национальных меньшинств
и коренных народов ............................................... ...................................... 10
 
Раздел II
Правовая база защиты прав национальных меньшинств в Украине ................ 17

Раздел III
Организации национальных меньшинств в украинской политике .......................... 28

Выводы ................................................................................ 36

Список использованной литературы .................................... 40




Этнонациональные процессы и движения всегда выступали мощным фактором развития цивилизации. В канун нового, третьего тысячелетия они не только обусловили коренные изменения как регионального, так и глобального масштаба, но и привели к огромным конфликтам и жертв.
Сложность ситуации заключается в том, что Украина не имеет собственного опыта решения \ вязания вопросов взаимных отношений государства и этносов, поскольку еще недавно национальную политику определяла Москва. Сейчас собственную этнонациональную политику производят с учетом, во-первых, замены имперских концепций о месте и роли украинского этноса и других национальных меньшинств в политическом поле, во-вторых, создание собственной законодательной базы для демократического развития национальных отношений, где отражено и украинскую специфику, и международный опыт. Составляющей теоретических основ концепции должны стать идеи политологической мысли о национально-государственную перестройку.
Причины национальных движений объясняют такие концепции: внутреннего колониализма (концентрирует внимание на экономических факторах) етноцистська (определяющими являются этнокультурные факторы); неоетноцистська (объединяет различные факторы - политические, экономические, культурные, психологические).
В Украине преобладает в теории и практике этнотерриториальные концепция, которая предусматривает формирование нации по территориально-гражданским и этническим принципам. Формирование современной украинской нации происходит на основе консолидации всех групп (этнических, социально-классовых и религиозных) вокруг национальной идеи в политико-государственном, экономическом и этнокультурном аспектах.
Нами в процессе исследования:
• доказано, что национальные меньшинства Украины могут находиться на трех уровнях развития: латентном - на этом уровне находится большинство малочисленных национальных меньшинств, формально заявили о своем существовании; организационном - когда нацменьшинства создали собственные общественные организации, активно интегрируются в общество; политическом - когда меньшинства создали собственные политические движения и партии, активно участвуют в выборах всех уровней и в политической жизни государства; исследованы политические последствия для национальных меньшинств и государства пребывания этнической группы на каждом уровне
• обосновано, что в соответствии с уровнем развития национальных меньшинств, главными политическими последствиями их эволюции являются: активная ассимиляция или эмиграция; интеграция и дезинтеграция;
• определено, что оптимальным вариантом для государственного интереса каждой страны является поддержка второго уровня развития национальных меньшинств - интеграционного, поскольку это обеспечивает единство и стабильность развития государства.
• впервые проанализированы формы и методы политической мобилизации в отношении представителей национальных меньшинств Украины, намечены пути превращения национальных групп на потенциальных политических актеров. Политическая мобилизация национальных меньшинств выступает как альтернатива ассимиляции с титульной нацией и выражается налаживанием тесных коммуникаций, проведением совместных мероприятий и акций, выражением своей активной позиции по тем или иных политических решений.
В работе проанализированы три уровня мобилизационных процессов национальных меньшинств:
• латентный, на котором находятся большинство национальных меньшинств. В основном, эти меньшинства лишь формально заявили о своем существовании, этот уровень характеризуется быстрой ассимиляцией и раздробленностью национальных меньшинств;
• организационный, на этом уровне находятся небольшая часть национальных меньшинств. Эти меньшинства создали собственные общественные организации, активно развиваются интеграционные процессы. На данном уровне политической мобилизации меньшинства являются активными как в внутригосударственных, так и на межгосударственных процессах.
• политический уровень - до этого уровня доходят лишь отдельные национальные меньшинства. Преимущественно, это многочисленные национальные меньшинства, которые создали собственные политические движения и партии, участвующие в выборах различных уровней и в политической жизни государства. На этом уровне находятся русский национальное меньшинство и крымские татары, которые создали собственные политические движения и партии. Однако результаты показали, что на этом уровне прослеживаются дезинтеграционные процессы в этническом поле и усиливается общественно-политическое деление.
Исследование показало, что процессы политической мобилизации национальных меньшинств активизируются чаще накануне важных общегосударственных акций, в частности, выборов различных уровней. Одним из критериев политической мобилизации выступает именно политический интерес. Особую роль в условиях политической мобилизации национальных меньшинств, как и вообще других групп, играют такие факторы, как "мотив опасности" и так называемый принцип справедливости. Именно эти факторы являются ли эффективными в условиях политической мобилизации и их часто применяют как политические лозунги. Не менее важную роль в становлении политической мобилизации национальных меньшинств играют такие категории, как авторитетность организаций, представляющих ту или иную национальное меньшинство, наличие влиятельных лидеров среди представителей национального меньшинства. Это связано с уровнем национального самосознания, этнической культурой, осознанием проблем этнического развития и путей их ровязання, степенью выраженности этнической самобытности, наличием такого важного фактора консолидации, как лидерство. Также стоит подчеркнуть, что фактор численности национальных меньшинств играет не основную роль в политических мобилизационных процессах. Как пример можно назвать белорусскую национальное меньшинство, которая занимает третье место среди национальных меньшинств по численности, но имеет ли низкий уровень политической мобилизации, в частности, представителями этого меньшинства созданы или не меньше национальных обществ на региональном уровне, практически не выходят средства массовой информации белорусов Украине .
Анализ современных документов отечественного права в отношении коренных народов в контексте обеспечения политических, социально-экономических и этнокультурных прав крымских татар как окремишной, самобытной нации, которая не имеет собственной государственности, свидетельствует в пользу необходимости активизировать национальный законодательный процесс с целью всестороннего обсуждения и принятия Верховной Радой проекта закон о статусе крымскотатарского народа как коренного народа Украины и проекта концепции государственной политики Украины относительно коренных народов. Вместе с тем, необходимы дополнительные усилия для полного выполнения рекомендаций, постановлений и других нормативных документов, подготовленных исполнительной властью, и более энергичное использование инструментов международного права и опыта демократических стран Европы и мира. Таким образом, в области этнополитики в Украине можно выделить минимум две серьезные проблемы. Во-первых, существует несогласованность между Конституцией и действующими законами и законопроектами, ибо у последних отсутствует такая категория, как "коренные народы". Во-вторых, в некоторой степени игнорируются европейские подходы к законодательному решению проблем меньшинств. Если же сравнить общеукраинское законодательство с некоторыми статьями Конституции Автономной Республики Крым, несогласованность и несоответствие отдельных его положений национальным правовым нормам еще больше обостряет эту коллизию.
В нашем исследовании мы также определили основные формы политической деятельности национальных меньшинств, факторы, которые обуславливают политическую деятельность национальных меньшинств, - политическую институализации национальных меньшинств, делегирование национальными меньшинствами своих полномочий политическим партиям. Анализ показал, что хотя политические симпатии национальных меньшинств являются разными, можно выделить четыре основных направления, на которые ориентируются национальные меньшинства: центризм, регионализм, левая и национал-демократическая идеология.
Национальные общества Украины заметно активизировали свою деятельность на международном уровне, возросло их участие в работе международных организаций, в совместных международных комиссиях. Часто внимание к проблеме национальных меньшинств сопровождается политическими спекуляциями и выступает средством давления одного государства на другое. Как показывает анализ, начиная с 90-х годов Россия активно спекулирует на положении русского национального меньшинства в Украине.
Анализ показал, что среди национальных меньшинств Украины наиболее активными на внешнеполитическом уровне есть евреи, русские, поляки, венгры, румыны, немцы. На уровень активности национальных меньшинств во внешнеполитических процессах влияют различные факторы, в частности, связи с этнической родиной, территориальная близость к этнической родины, членство в международных организациях, активность приграничного сотрудничества, создания межнациональных институтов (межпарламентские группы, межправительственные комиссии и т.д.), настройка системы информационного обмена.
Рассматривая национальные меньшинства как субъекты политики, мы убедились, что среди всех национальных меньшинств, проживающих на территории Украины, по нескольким (русские, евреи, крымские татары) мы можем констатировать выход на уровень политического становления и превращения в субъектов политической жизни на общегосударственном уровне. На региональном уровне таких национальных меньшинств несколько больше, в частности, это венгры, румыны, поляки. Следовательно, значительная часть национальных меньшинств Украины через разобщенность, латентный уровень мобилизации, отсутствие связей с этнической родиной находятся на этапе ассимиляции и принимают активное участие в эмиграции.
С развитием демократии деятельность национальных меньшинств активизируется и этот процесс переходит в политическую плоскость, а потому национальные меньшинства нужно рассматривать как потенциально влиятельный политический фактор. За последние годы в Украине четко прослеживается тенденция по активизации деятельности национальных меньшинств, которые выходят на арену общественно-политических отношений государства и, кроме культурных, образовательных и религиозных интересов, все активнее ставится вопрос удовлетворения политических интересов. Это закономерное явление, характерное для всех обществ, однако его решения во многом зависит от уровня демократичности самого общества.



















Список использованной литературы

1. Абашидзе А., Блищенко И. Проблема правового статуса НАЦИОНАЛЬНЫХ меньшинств: (Статус Аландских островов, Финляндия) / / США: Экономика, политика, идеология. - 1995. - № 12. - 102 с.
2. Аблетиоров Р. Проблемы законодательного урегулирования государственной политики по обеспечению прав коренных народов и национальных меньшинств Украины / / Разработка государственной политики. Аналитические записки. - М.: Изд-во «К.И.С», 2002.
3. Агафонова И. История и культура национальных меньшинств как объект научного исследования / / Возрождение. - 1993. - № 9. - 13 с.
4. Алмаши М. Конвенция меньшинства / / Государство и право: Сб. научных трудов. Юридические и политические науки. Вып. 20. - М., 2003.
5. Бабин Б. Развитие правового положения крымскотатарского этноса как основа предоставления ему статуса коренного народа Украины / / Проблемы правоведения и правоохранительной деятельности: Сборник научных трудов. - № 4. - Донецк, 2002.
6. Бадзьо Ю. Основа правды нашей: (Права наций в проекте Конституции Украины) / / Голос Украины. - 1996. - 6 трав. - 5 с.
7. Белицер Н. Еще раз к вопросу о национальных меньшинствах в Украине / / Время / Тime. - 1995. - 30 июн. - 3 с.
8. Беляев А. Опираясь на древние традиции: Возрождение культур национальных меньшинств, достижения и проблемы / / Политика и время. - 1994. - № 7. - 70 с.
9. Пеночки М. Этнонациональная политика на этапе украинского государства / / Перестройка государства. - 1994. - № 12. - 27 с.
10. Власенко А. Политико-правовое положение россиян в Украине / / Русская культура в контексте социально-исторических реалий Украины (конец ХХ столетия): Материалы международ. науч. - практ. конф. - М., 1993. - 34 с.
11. Газин В. Проблемы национальных меньшинств в новейшее время: Веймарская история и реальность / / Современность. - 1994. - № 7-8. - 92 с.
12. Дашкевич Я. Национальный вопрос в Украине / / Наука и культура. Украина. - М., 1994. - Вып. 28. - 17 с.
13. Ивановский В. К вопросу развития законодательства Украины о статусе национальных меньшинств / / Концепция развития законодательства Украины: Материалы наук. - Практ. конф., май 1996 г., Киев. - М., 1996. - 152 с.
14. Киценко Д. Определение международно-правового статуса коренных народов: Проект Декларации ООН о правах коренных народов / / Молодежь в юридической науке: Сб. тезисов, докладов Первых Всеукраинских осенних юридических чтений студентов и аспирантов. - Хмельницкий, 2002.
15. Лищик В. Определение понятия «коренные народы» в международном праве / / Журнал Киевского университета права. - 2003.
16. Луцишин Г. Эволюция этнонациональных отношений в Европе в двадцатом веке: теоретический и практический измерения / / Вестник Львовского университета. Серия международные отношения. - 2001. - Вып. 5. - 58 с.
17. Луцишин Г. Национальные меньшинства: проблема определений и концепций / / Вестник Львовского университета. Серия философские науки. - 2001. - Вып. 3. - 346 с.
18. Луцишин Г. Политическая мобилизация национальных меньшинств Украины на современном этапе / / Украинская национальная идея: реалии и перспективы: Сб. наук. пр. - Львов, 2002. - № 10 - 102 с.
19. Луцишин Г. Роль национальных меньшинств в европейской интеграции Украины / / Социально-экономические исследования в переходный период. Проблемы европейской интеграции и трансграничного сотрудничества: Сб. наук. пр. - Львов; Луцк, 2001. - Вып. 29. В 2 т. Т. 1. - 128 с.
20. Луцишин Г. Роль национальных меньшинств во внешней политике Украины / / Вестник Львовского университета. Серия международные отношения. - 2000 - Вып. 2. - 23 с.
21. Медведь Ф. Национально-государственный интерес Украины: вопрос создания / / Государственность. - 1994. - № 1 - 2. - 8 с.
22. Основы политологии: Учебное пособие.-3-е изд., Перераб. и доп. - М.: Общество "Знание", КОО, 1999. - 427 с.
23. Политология: Учебник / И.С. Дзюбко, К.М. Левковский, В.П. Андрущейка и ин.-К.: Высшая шк., 1998. - 415 с.
24. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчакы / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. - М.: Наука, 2003. - 459 с.
25. Шульга М. Национальные меньшинства Украины под защитой государства / / Украина. Европа. Мир. - 1995. - 26 апр. - 2 с.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет