Административная ответственность юридических лиц





Апробация КоАП РФ института административной ответственности юридических лиц, квалификация как правонарушение значительного числа совершаемых ими деяний, установление столь жестких административных санкций как для самих юридических лиц, так и их должностных обусловливаются следующими обстоятельствами. Необходимые меры по выполнению положений норм и правил, направленных на: обеспечение жизни и здоровьяя граждан; охрану собственности, обеспечение безопасности в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте охране окружающей природной среды, обеспечение политики государства в области предпринимательской деятельности, финансов , налогов и сборов, рынка ценных бумаг, соблюдение порядка в таможенном деле и других, часто не только выходят за рамки основной деятельности юридических лиц, но и требуют от них существенных материальных, трудовых и иных затрат, противоречат экономическим интересам этих организаций.
Естественно, такие нарушения юридических лиц нередки в процессе их экономической и организационно-хозяйственной деятельности. Применение при осуществлении подобных правонарушений серьезных административных санкций призвано обеспечить соблюдение юридическими лицами установленных норм и правил вопреки их экономическим интересам.
Институт административной ответственности юридических лиц в современных условиях становится мощным рычагом государственного регулирования экономики. Основной особенностью этого института в отличие от административных ответственности физических лиц является не только его правоохранительная, но фискальная направленность.
Естественно, что при производстве по делам об административных правонарушениях юридических лиц, крайне важно обеспечить процесс производства по делу. С этой точки зрения необходимо, в частности, четкая регламентация осуществления так называемых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), территорий и вещей, находящихся там, и документов.
Законодатель в статье 27.8 КоАП РФ определяет, что осмотр помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, территорий и вещей, находящихся там, и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Термин "представитель" юридического лица или индивидуального предпринимателя в данном контексте явно неудачный, ибо согласно ст. 25.5 этого же Кодекса представителем является участник производства по делу об административном правонарушении, который оказывает юридическую помощь пострадавшему, в частности потерпевшему лицу. Видимо, в данном случае под представителем законодатель имел в виду какого-либо сотрудника юридического лица или работника индивидуального предпринимателя.
Представляется, что осмотр помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, территорий и вещей, находящихся там, и документов должен производится в присутствии законного представителя юридического лица или иного сотрудника, что есть в данный момент старшим в данной организации (или наделенного соответствующими полномочиями ), индивидуального предпринимателя, а в его отсутствие работника, выполняющего функции старшего. Подобная нечеткость законодательного регулирования может приводить к возникновению коллизий при осуществлении этой меры обеспечения производства по делу.
Об осмотре помещений, принадлежащих юридическому лицу или частному предпринимателю, территорий и вещей, находящихся там, и документов составляется протокол, в котором указываются, в частности, сведения о юридическом лице, о его законного или иного представителя, о частного предпринимателя или его представителя. Этот протокол подписывается частности законным представителем юридического лица, частным предпринимателем или в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем частного предпринимателя. И в этих контекстах "представитель" неудачен. Видимо, в протоколе должны быть указаны сведения о законного представителя юридического лица или иного сотрудника организации, присутствующему при осмотре, сведения о частного предпринимателя или другого присутствовавшего при осмотре работника.
Контролирующие органы Российской Федерации, уполномоченные федеральным законом проводить проверки деятельности юридических лиц с правом применения штрафных санкций.
Проект Кодекса Украины об административных правонарушениях разработан с целью реализации положений Конституции Украины, законов Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях", принятого Верховной Радой Украины Уголовного кодекса Украины по проекту Уголовно-процессуального кодекса Украины, действующего законодательства Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, к которой присоединилась Украина, результатов научных исследований, законодательства других стран. При этом сохранены те нормы действующего Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые оправдали себя на практике.
В главе 2 проекта впервые в административном законодательстве Украины вводится понятие административной ответственности, согласно которому административная ответственность - это средство охраны и защиты общественных отношений, которая используется государством как административное принуждение и состоит в применении к субъектамобъекта административного проступка административных взысканий и мер воздействия , установленных настоящим Кодексом.
Кроме того, в главе 2 предусмотрена административная ответственность должностных лиц, юридических лиц, военнослужащих и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, физического лица субобъекта предпринимательской деятельности, об \ объединений граждан, несовершеннолетних.
Учитывая требования статьи 124 Конституции Украины, в проекте Кодекса не предусмотрена передача материалов об административном проступке на рассмотрение товарищеского суда.
В отличие от действующего Кодекса в проекте впервые установлена административная ответственность юридических лиц (статья 11). Это вызвано общей потребностью ликвидировать пробел в административном законодательстве об административной ответственности юридических лиц, поскольку на практике уже существует ряд законов, который предусматривает такую ответственность. Административная ответственность исключительно юридических лиц предусматривают санкции более 20 статей проекта.
Приведенное в статье 6 проекта определения понятия административного проступка является вполне приемлемым как для физических, так и для юридических лиц, но при условии уточнения формы вины именно для последних.
Такое уточнение предусмотрено в статье проекта, в котором устанавливается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного проступка, если будет установлено, что у нее была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Таким образом, юридическое лицо вполне может считаться надлежащим субобъектом административной ответственности на основе положений проекта из 548 статей, представляющих особую частик проекта КоАП Украины, в 142 (т.е. в 26% статей) предусматривается ответственность юридических лиц или вместе с ответственностью граждан и чиновников, или сама по себе.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет