Коммуникативно-ситуативный подход в обучении иностранному языку





СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ГЛАВА 1 теретической ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ коммуникативно-ситуативного подхода ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 Знание иностранных языков как одна из основных характеристик общеобразовательной подготовки современного человека 7
1.2 Коммуникативно-речевая ситуация как динамическая система взаимодействующих факторов 9
1.3 Компонентный состав учебной коммуникативной ситуации 17
ГЛАВА 2 коммуникативно-ситуативный подход ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 25
2.1 Коммуникативно-ситуативный подход при обучении лексики 25
2.2 Коммуникативно-ситуативный подход при обучении диалогической речи 30
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР при коммуникативно-ситуативного подхода 37
3.1 Общая классификация игровых упражнений для обучения иностранному языку 37
3.2 Ролевые игры 46
3.3 Лексические игры 53
3.4 Фонетические игры 57
ВЫВОДЫ 61
Список литературы 66




ВЫВОДЫ

Как известно, завтрашний день - это сократическая общество, зажигательная компьютерная образованность и международные связи. Чтобы дети чувствовали себя уверенно в этой среде, им нужно обеспечить соответствующую подготовку. На сегодняшний день учащихся не удовлетворяет сумма знаний, им нужны практические навыки владения иностранным языком в различных ситуациях, приближенных к реальным. Обществу не нужны работы с механическими знаниями, оно нуждается критически и творчески мыслящих граждан.
Задача педагога заключается в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, что позволяет детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать коммуникативно - ситуативный подход к изучению иностранного языка.
Коммуникативно-ситуативный подход - это овладение средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими), направленное на их практическое применение в процессе обучения в условиях, моделирующих ситуации реального общения.
Научным исследованием коммуникативно - ситуативного подхода занималось много ученых, среди них Близнюк А.И., Панова Л., Пассов Ю.И., Скалкин В.Л., Шубин Э.П., Китайгородская Г.А., Бухбиндер В . А. и другие.
В ходе данного исследования на основе упражнений с учебника английского языка Alla Nesvit нам удалось доказать, что коммуникативно-ситуативный подход является одним из эффективных при изучении иностранного мови.На основе упражнений из этого учебника удалось продемонстрировать, что коммуникативно - ситуативный подход используется для закрепления лексического материала, диалогической и монологической речи, а также при изучении интонации.
При изучении интонации коммуникативно-ситуативный подход помогает формированию у учащихся рецептивных ритмико-интонационных навыков или интонационного слуха в аудировании, а также производительных ритмико-интонационных навыков в говорении и при чтении вслух.
Важное место в коммуникативно-ситуативный подходе занимают игровые ситуации. Игры помогают общению, способствуют передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию коммуникативных навыков учащихся, их восприятие, памятьпамяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Кроме того, что игры имеют огромное методическую ценность, они очень интересны как учителю, так и ученику. Как и в любой коллективной игре, при ее проведении очень важны взаимоотношения между учениками и учителем, в классе вообще. Большое значение имеет присутствие на уроке духа соревнования, который возникает при восприятии и воспроизведении иноязычного высказывания: кто быстрее поймет, правильно ответившие на вопросы.
Также стоит отметить использование видеоматериала на уроках иностранного языка. Специфика видео состоит в том, что оно дает возможность совместить зрительные и звуковые образы в типических обстоятельствах, предлагает учащимся речевую ситуацию, в которой они с помощью преподавателя выступают в роли активных участников коммуникации. Работа с видеоматериалом способствует развитию навыков и умений аудирования и говорения.
В системе обучения иностранному языку коммуникативно - ситуативный подход является одним из важнейших. Его использование позволяет вызвать у учащихся интерес к общению и обучению иностранному языку в целом.
Проблема мотивированности обучения поднимается в работах многих ученых, педагогов-новаторов, учителей-методистов. Без глубокого изучения темы мотивированности обучения, ни один учитель не в состоянии спланировать и провести хороший урок. Наблюдая уроки учителей СОШ № 1 г. Коломыя, смогли убедиться, что проблема мотивации действительно одной из важнейших проблем на современном этапе преподавания английского языка. Ведь мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей. Приближение речевой деятельности на уроке к реальной коммуникации дает возможность использовать язык как средство общения, повышает интерес учащихся к обучению и к языку, который они изучают. Для того, чтобы урок был удачным и плодотворным, учитель должен тщательно к нему подготовиться, взвесив все мотивы и учитывая мотивационную сферу каждого учащегося в отдельности. В основе мотивации лежит потребность. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальной, потребность в осуществлении конкретного языкового поступка, потребность "вмешаться" в эту языковую ситуацию.
Итак, основания для возникновения коммуникативной мотивации могут быть заложены при постановке задач урока, при соответствующем содержании и соответствующих организационных формах урока. Все это опосредуется учителем и зависит от стиля работы. Принципиально важно подчеркнуть, что коммуникативная мотивация обеспечивает не извне, а в рамках самого коммуникативного метода.
Обучение иностранным языкам в средних учебных заведениях определяется как система, функционирование которой определяется многими факторами. Главными из них являются: характер социального заказа на современном этапе развития общества, цели обучения и воспитания, принципы и содержание обучения иностранным языкам и другие. Принцип коммуникативности приводит отбор языкового и речевого материала, характер упражнений, методов и приемов обучения.
Подчеркнем, что организуя обучение устной речи, следует позаботиться, чтобы для учеников оно было мотивировано. Для достижения коммуникативной цели необходимые средства в виде слов, словосочетаний, грамматических конструкций, которые помогут ее реализовать.
Выполнение упражнений по технике чтения полезное и эффективное: учащиеся с удовольствием занимаются таким видом упражнения. Оно дает возможность быстрее перейти к чтению предложений и текстов, построенных на изученном материале, а позднее и в сложных текстов. Среди огромного количества упражнений, целью которых является формирование и совершенствование навыков техники чтения, можно назвать также создание игровых ситуаций. В школьной практике все чаще и чаще стали использоваться игры, направленные на формирование усномовленневих умений.
Важное место среди различных ситуаций занимают игровые. Как и в любой коллективной игре, при ее проведении очень важны взаимоотношения между учениками и учителем, в классе вообще. Большое значение имеет присутствие на уроке духа соревнования, который возникает при восприятии и воспроизведении иноязычного высказывания: кто быстрее поймет, правильно ответившие на вопросы. В системе обучения иностранному языку ситуативный подход является одним из важнейших. Его использование позволяет вызвать у учащихся интерес к общению и обучению иностранному языку в целом.
Игровые упражнения имеют большой методический потенциал: они обеспечивают мотивацию учебной деятельности, создают эмоциональную и позитивную атмосферу обучения, благоприятные условия для коллективного взаимодействия при выполнении игровых и учебных задач. Игровые упражнения, используемые в обучении иностранному языку, должны соответствовать дидактическим требованиям, а именно, реализовать принципы сознания, развивающего обучения, положительного эмоционального фона, посильной трудности, загальнометодичних требованиям, которые соотносятся с методическими принципами интенсивного обучения иностранному языку, а именно, личностно- ориентированного общения, личностно-ролевой организации учебного материала и учебного процесса.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Modern Languages: Learning, Assessment. A Common European Framework of Reference / Council of Europe - Strasbourg, 1998. - P. 224.
2. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching - Cambridge, 1991. - P. 171.
3. Алексюк А.М. Общие методы обучения в школе. - М.: Рад.школа, 1973. - 213 с.
4. Алексюк А.М. Методы обучения и методы учения. - М., 1980. - 221 с.
5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - 189 с.
6. Асахова В.М. Новые методы обучения / / Образование Украины. - 1998. - 29 апреля. - С. 7 - 8.
7. Багрянцева А. Ситуация в обучении грамматике английского языка / / English Language & Culture. - 2001. - № 34 (82). - С. 1 - 3.
8. Бех П.А., Биркун Л.В. Концепция преподавания иностранных языков в Украине / / Иностранные языки. - 1996. - № 2. - С. 3 - 8.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1991. - 319 с.
10. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1999. - 150 с.
11. Близнюк А.И. Иностранные языки: Журнал. - № 3, 1996. - 57 с.
12. Близнюк А.И., Панова Л. Игры в обучении иностранным языкам: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 64 с.
13. Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - Львов, 2001. - 137 с.
14. Валуева К. М. Игра в процессе изучения английского языка. / / Английский язык и литература. № 7 (89) март 2005. - С.2-4
15. Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке английского языка. - М., 1989. - 89 с.
16. Гапонова С.В. Современные методы преподавания иностранных языков за рубежом / / Иностранные языки. - 1998. - № 1. - С. 24 - 31.
17. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. - М.: Высшая школа, 1982. - 178 с.
18. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку / / Иностранные языки в школе. - 1988. - № 3. - С. 12 - 16.
19. Димент Л.Г. Организация игр на уроке / / Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3. - С. 10 - 16.
20. Житник Б.А. Методическое руководство: формы и методы обучения. - Харьков: Основа, 2005. - С. 23.
21. Закон Украины "Об образовании" / / Образование. - 1996. - 25 апреля. - С. 4.
22. Зимняя И. А. Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М. 1979. - 174 с.
23. Камартин И. Многоязычная нация. - 2001. - № 23.
24. Китайгородская Г.А., Бухблидер В.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1988. - 279 с.
25. Китайгородская Г. А. Активизация учебной деятельности / / Выпуск II - М., 1982. - 89 с.
26. Китайгородская Г. А. Особенности взаимодействия учителя и учеников. - М. 1980. - 112 с.
27. Коваленко А. Концептуальные изменения в преподавании иностранных языков в контексте трансформации иноязычного образования / / Иностранные языки в школе. - Педагогическая пресса, 2003. - 76 с.
28. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / / Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 38 - 42.
29. Колкер Л.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Academia, 2001. - 258 с.
30. Коломийцев Т. Н. English: Play and Learn. (Сборник обучающих игр на уроках английского языка) / / Английский язык и литература. № 27 (109) сентябрь 2005. - С.17-23
31. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранца. - М., 1993. - 164 с.
32. Крашенков А. А. Активизация учебной деятельности / / Выпуск. - М., 1981. - 87 с.
33. Кузовлев Н.Е. Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1985. - 87 с.
34. Кузовлев Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1985. - 132 с.
35. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. - М.: Высшая школа, 1979. - 139 с.
36. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1989. - 123 с.
37. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности обучения. - М., 1987. - 145 с.
38. Люшер М.А. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж: Реал, 1995. - 180 с.
39. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / / под ред. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 298 с.
40. Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. - М.: Высш. шк., 1991. - Вып. 14. - 1988. - 78 с.
41. Несвит А.М. Английский язык: Учебник. - М.: Генезис, 2008. - 256 с.
42. Николаева С.Ю. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях. - М.: Ленвит, 1999. - 320 с.
43. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников / / Иностранные языки в школе. - 1989. - № 1. - С. 24 - 27.
44. Онищенко К.И. Иностранные языки: Журнал. - № 1, 1995. - 78 с.
45. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению. - М.: Аноним, 1989. - 187 с.
46. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. - М.: Просвещение, 1988. - 130 с.
47. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычной речи. - М., 2001. - 212 с.
48. Пассов Е.И., Шарипов З. Коммуникативный метод обучения иноязычный речевой деятельности. - Воронеж, 1982. - 239 с.
49. Рогова Г.В. Методика преподавания иностранного языка. - М., 1999. - 310 с.
50. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 345 с.
51. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету, Иностранный язык у школьников. Иностранные языки в школе. - М., 1982. - № 2. - 89 с.
52. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 231 с.
53. Сержан Л. С. Активизация учебной деятельности / / Выпуск II. - М., 1982. - 92 с.
54. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983. - 148 с.
55. Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи в школе / / Иностранные языки в школе. - 1985. - № 1. - С. 22 - 26.
56. Скорнякова М. Е. Современные методы преподавания английского языка. / / Английский язык и литература. № 28 (110) октябрь 2005. - С.2-12
57. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. - М., 1978. - 187 с.
58. Стронин А.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 173 с.
59. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. - Т.5. - М., 1976.
60. Творческая направленность деятельности педагога / / Сборник научных трудов под редакцией Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобськои. - Л., 1978. - 259 с.
61. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. - М.: Приор - издат, 2006. - 107 с.
62. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Выбор. пед. произведения: В 2-х т. - Т.1. - М.: Просвещение, 1957. - 406 с.
63. Филатов В.Н. Методическая типология ролевых игр / / Иностранные языки в школе. - 1988. - № 2. - С. 41 - 47.
64. Нарядная М. В. Ролевая игра - один из основных средств личностно ориентированного обучения. / / Английский язык и литература. № 22-23 (104-105) август 2006. - С.17-27
65. Шостак Т.Г. Иностранные языки: Журнал. - 2000, № 2. - 71 с.
66. Шубин Е. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. - М., 1963. - 154 с.
67. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. - М., 1969. - 129 с.
68. Якубовская Л.П. Ролевая игра как метод учебной деятельности на занятиях по иностранному языку / / Сборник научных трудов № 18, часть II - М.: Изд-во Национальной академии ПВО, 2001 - С. 253-258.
69. Яцковская Г.В. Иностранные языки в школе. - 1985. - № 5. - С. 12 - 17.
70. Curry Dean. More dialogs for Everyday Use.Washington, DC-1997
71. Dobson Julia M. Dialogs for Everyday Use.Washington, D.C.-1994
72. McFarlane.If .... questions for the Game of Life.Villard.New York.-1995
73. New Way of Using Communicative Language Games.TESOL.Alexandria VA.-1999

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет