Эмоционально окрашенная лексика в поэзии шестидесятников





План
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эмоционально окрашенные слова в творчестве поэтов-шестидесятников:
 1.1 Проблема определения понятия .................................................... 8
 1.2 Семантическое разнообразие эмоциональной лексики в поэтическом творчестве
РАЗДЕЛ II. Семантико-деривационные средства создания экспрессии в произведениях поэтов-шестидесятников:
2.1. Слова с суффиксами субъективной оценки .................................. 38
2.2. Окказиональные неологизмы ...................................................... 52
Заключение ............................................................................ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 59

Выводы
    В первом разделе определены понятия эмоционально окрашенной лексики, под которой понимаем лексику, кроме понятийного, имеет еще и эмоциональное значение, т.е. может указывать на положительную или отрицательную оценку. Экспрессивные слова служат для выражения чувств, эмоций, способны вызывать определенные представления и ассоциации. Анализ основных семантических групп эмоционально окрашенной лексики позволил выделить синонимические ряды слов, которые, основываясь на семантической схожести, проявляют разнообразие эмоций и чувств. Богатое отражение в лексике нашла почти вся гамма чувств человека. Однако выяснено, что авторы преимущественно употребляют лексику негативную окраску. Среди морфологических средств экспрессивности языка занимают как служебные, так и самостоятельные части речи. Привлекают особое внимание индивидуально-авторские употребления слов, в основе которых лежит творческая фантазия художника, который создает субъективный образ объективного мира. Эмоциональность таких новообразований главным образом основывается на таком признаке, как специфичность и ненормативность. Через призму этих признаков воспринимаются тонкие семантические нюансы неологизмов. Распространенными в стихах есть неологизмы, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов от абстрактных существительных, существительных-топонимов, особой колоритностью отличаются окказиональные неологизмы, образованные от личных местоимений, числительных, некоторых обстоятельственных наречий. В зависимости от стилистической заданности высказывания они порождают экспрессию лиризма, пафоса или иронии. Яркой экспрессивностью выделяются слова, образованные с помощью префиксов. Одним из выразительных-экспрессивных средств являются поэтические слова. С этой лексикой ассоциируются особые, небудничные представления, поэтому применение ее обычно ограничивается языком поэзии (например, звечориння, заоблачный). Среди эмоционально окрашенной лексики встречаем в языке поэзии так называемые разговорно-просторечные слова, которые могут иметь ироничный, шутливый характер. Также среди разговорно-просторечных слов существуют и такие, которые воспринимаются как снижены, згрубили или вульгарные. Для создания торжественного фона авторы часто используют так называемую книжную лексику, а именно слова старославянского происхождения. Выяснено, что экспрессия относится к временным и переменных явлений, она может модифицироваться, двигаясь от контекста к контексту. Довольно часто для создания своеобразного экспрессивного эффекта, который достигается через увеличение выразительной силы отдельной лексемы с помощью контраста, привлекаются к художественной речи иншостильови или иншосистемни лексические единицы. Так, например, эмоциональность свойственен историзм и архаизмов, которые воспринимаются как контраст к общеупотребительным и принятых словоупотреблений.
    Во втором разделе проанализированы эмоционально окрашенную лексику со словообразовательными аффиксами. Выяснено, что суффиксы ласки, измельчавшей или згрубилости способны вносить в семантику слова разные оттенки эмоций: пренебрежение, ласковость, гнев, нежность, симпатию, доброжелательность, осуждение, иронию и т.. Оценочные суффиксы с позитивной окраской могут сочетаться с основами, как с конкретным так и абстрактным значением. Среди образующих основ с конкретным значением более лексем, связанных с общими названиями людей и других живых существ. Также считаем мнение, что суффиксы субъективной оценки могут присоединяться к словам, которые уже содержат в себе определенное оценочное значение. Это прежде существительные для обозначения абстрактных явлений. К продуктивной группы лексики, которая выражает положительное субъективное отношение говорящего, относится группа существительных на определение семейных и родственных отношений (дедушка, бабусенька, бабусечка, бабусенция, доченька, матушка, матушка т.д.). Многочисленной является группа существительных на определение различных живых существ, предметов (котик, часики и т.д.). Для существительных также характерно сосуществование в пределах одного слова отрицательной или положительной оценки, истинное значение которых реализует контекст. Довольно часто эти нюансы трудно уловить: высокая лексика при определенных условиях приобретает шутливо иронической окрашенности, иногда бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое пренебрежительно. Наблюдения над языковым материалом дает возможность определить такие контекстуальные средства выражения положительного эмоционального окраса: сочетание эмоциональных существительных с прилагательными, местоимениями, которые несут позитивную окраску; сопоставления исходной формы со словом, которое содержит в своем составе суффиксы субъективной оценки; употребление наречий рядом с эмоционально окрашенными словами может вносить новые оттенки в значении. Поэтому появление в слове в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков значительно расширяет изобразительные возможности лексики.
Язык стихов очень насыщенной эмоционально окрашенной лексикой, ввод которой в текст способствует выражению отношения к изображаемому, переживаний автора, что является обязательным условием обеспечения эмоционального воздействия поэтического произведения на читателя.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет