Антонимия поэзии Леси Украинки





Содержание

Введение 3
1. Методолого-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Исследование художественного текста как единицы коммуникативного акта 6
1.2 Понятие лексической антонимии 10
ГЛАВА 2 антонимия И ЕЕ стилистические ФУНКЦИИ В ПОЭЗИИ
ЛЕСИ УКРАИНСКОГО 22
2.1 Антонимични градуальная качественная противоположность и противоположность
координационных понятий в поэзии Л. Украинской 22
2.2 Комплементарные антонимы в стихах Л. Украинской 27
2.3. Антонимы - контративы в поэтических текстах Л. Украинской 31
2.4. Антонимы и контекст 35
2.5. Стилистическое использование Л. Украинский лексических антонимов в
поэзии 37
Выводы 46
Список использованных источников и литературы 52
 

 

 
Выводы

Проблема изучения языка художественных произведений имеет длительную историю, она по-разному решалась в зависимости от уровня развития языкознания и смежных с ним наук, от мировоззренческой позиции исследователя.
Целью лингвистического анализа текста является изучение различных элементов языка в той мере, в какой они связаны с пониманием литературного произведения как такового. В то же время задачи, которые выполняют указанные виды анализа, не совпадают полностью: то, что является целью лингвистического анализа, является средством для стилистического, а то, что является целью литературного, - одно из средств стилистического анализа. В целом же лингвистический, стилистический и литературоведческий виды анализа исследуют текст, его смысловую структуру.
Важное место в поэтической речи Леси Украинские занимают лексические антонимы как художественное средство экспрессивного усиления выражения чувства и мысли. Традиционно антонимы характеризуют как слова, имеющие противоположное значение Антонимы - это слова, принадлежащие к одной части речи, но нельзя игнорировать систематическое употребление в художественном тексте рядом с одночастиномовнимы мижчастиномовних антонимов.
Обычно выделяются три признака, по которым антонимические слова вступают в отношения оппозиции: градуальнисть / неградуальнисть признаки; направленность / неспрямованисть действия или признаки, соответствие одному явлению или процессу.
Рассматриваемый класс антонимов в стихах Леси Украинский представлен прежде всего качественными прилагательными и соотносимыми с ними существительными и наречиями, а также местоимениями и словами категории состояния и некоторыми другими категориями слов, выражающих координационные понятия.
Комплементарные антонимы представлены в Л. Украинской сравнительно небольшим количеством антонимических пар. Среди них есть антонимы-существительные, антонимы прилагательные и антонимы-наречия. Уместно будет суммировать, что вопрос о комплементарные антонимы, противопоставляющие живые существа по полу, еще недостаточно изучен и не имеет однозначного решения.
Формой оппозиции в антонимов, выражающих противоположную направленность действий, признаков и свойств, является антонимичная пара. Это противоположность двух действий, признаков или свойств, в которой можно выделить несколько подтипов. Прежде всего, симметричные отношения, когда оба действия (признаки) направлены одна против другой, и несимметричные отношения, где одной действия (признаку) противостоит другая, направленность которого не выражена.
Наряду с антонимами, противоположность значений которых познается как в тексте, так и вне его, нередко встречаем в Украинском слова, которые вступают в антонимические отношения только в определенном тексте, только в определенной ситуации. Чаще всего такие слова употребляются в переносном, образном смысле и вне текста не имеют противоположное значение, т.е. в общем потреблении не являются антонимами.
Семантическая природа антонимов, предусматривающий выражение противоположностей, позволяет широко использовать их как яркий выразительное средство в художественной речи. Антонимы, использует Украинской, воспроизводят его темперамент, потому что с помощью антонимов поэт может построить и противопоставить полярные чувства и настроения. Художник видит жизнь в контрастах, что свидетельствует не о противоречиях, а о целостности восприятия им действительности.
При анализе стилистических функций синонимов в стихах Л. говорилось, что в поэтическом произведении имеет важное значение не только семантика слов, но и способы их введения в художественный текст. Это относится и антонимов. Поэтическое мастерство Л. проявляется не только в новых смысловых связях антонимических слов в тексте, но и в способах их введения в текст. Одним из распространенных у поэтессы приемов является употребление антонимов с антонимичными эпитетами с целью усиления противопоставления. Другим способом включения антонимов в текст в стихах Л. есть антонимический параллелизм.
Говоря о стилистические особенности антонимии в поэзии Леси Украинские можно отметить, что:
1) в поэзии выявлено три типа антонимов: градуально, антонимы-комплементативы, антонимы-контративы;
2) наиболее употребляемыми среди них градуально (около 80%) антонимы, к которым относятся слова, реализующих контрарные противоположность. Этот тип антонимов включает восемь тематических групп, среди которых:
а) доминируют антонимические пары для обозначения психической и физиологической характеристики человека и его состояния. В ней поэт предпочитает градуальних оппозициям горе (печаль, мука, печаль, боль, тревога) - счастье (радость, отрада), любовь - ненависть;
б) мало уступают первой группе антонимические пары, обозначающие координационные понятия. Опорным образом этой группы является градуальная оппозиция день - ночь;
в) небольшим количеством слов представлены другие тематические группы, включающие:
• градуально антонимы, реализующих нравственную и эстетическую оценку явлений. В этой группе выделяется оппозиция старый - новый;
• антонимические слова, характеризующие явления природы и состояния погоды с опорным образом солнце - туман (туман)
• градуально оппозиции для обозначения количества, порядка расположения предметов, времени событий, среди которых доминирующая - миг - вечность (эра, бесконечность);
• антонимические пары, обозначающие физические качества, свойства или состояния предметов с опорной оппозицией тишина (молчание, безмолвие) - крик (рев, гул)
• градуально оппозиции, характеризующие социальные явления с доминирующим антонимических образом обладатель (хозяин) - раб (хлоп, раб)
• антонимы для обозначения оценки характера и поведения, внешнего вида и физических качеств человека, среди которых выделяется оппозиция юность - старость;
3) менее многочисленными, чем градуально есть комплементарные антонимы (около 10%), которые включают антонимические пары, которые характеризуются каждое своему значению и дополняют друг друга в выражение всего родового понятия. Антонимы-комплементативы, использующий Леся Украинской, делятся на три группы по морфологическим признакам: именные, прилагательных и наречий. В определенных группах сквозной опорный образ - жизнь (живой, бессмертный) - смерть (мертвый, смертный, потусторонний)
4) антонимы-контративы, как антонимы-комплементативы, представленные в поэзии Леси Украинский сравнительно небольшой группой антонимических пар (около 10%). Этот тип антонимов включает слова, которые представляют векторную противоположность и делятся в Леси Украинские на пять тематических групп:
а) антонимы, характеризующие социальные явления (зло - добро)
б) антонимы для обозначения движения предмета в пространстве (пришел - ушел)
в) антонимы, отражающие разного рода конкретные действия (открой - закрой)
г) антонимы, характеризующих явления природы (дуют - перестанут)
д) антонимы, выражающие различные эмоции, чувства (захолодив - согрей). У поэта преобладают антонимы, выражающие чувства, внутреннее состояние, эмоции, а не материальные явления;
5) поэтической речи Леси Украинские свойственно употребление контекстуальных антонимов, преимущественно именных (огонь - лед, мир - смерть). Характерным является использование нескольких пар контекстуальных антонимов для развития текста, для выражения или снятия внутреннего напряжения. Диапазон сравниваемых, сопоставимых и противопоставляемых понятий чрезвычайно широкий и одновременно существует круг доминирующих тематических групп и образов в каждом из типов антонимов.
В нашей работе мы провели анализ изобразительных функций различных контрастных оппозиций, присущие поэтической речи Леси Украинский, и это дает право сделать определенные обобщения:
1) наиболее распространенным явлением, с помощью которого поэт достигает яркого стилистической окраски антонимических оппозиций, является антитеза (неразвернутые, развернутая, структурно сложная), которая может выступать в поэта как средство реализации экспрессивно переносного значения слов, служить обрамлением всей тематической группы антонимов, характеризовать градацию какого-то качества или закономерности или градацию названий временных и пространственных;
2) в антонимических текстах поэта реализуются следующие виды семантических отношений (значений), как:
а) конъюнкция (антонимичная единство), которая находит выражение в поэта с помощью союза и (й), что подчеркивает некоторые из значений и объединяет противоположности в одно целое (века и минуты), и отрицательных частиц не, нет (ни ), подчеркивающие отсутствие четко выраженной признаки или действия (ни жить - и умереть)
б) охват всего класса предметов, разделенных на противоположности. Такие конструкции у Леси Украинские характеризуют преимущественно бесконечность времени и пространства (эра (бесконечность) - мгновение)
в) противоречие (сочетание противоположных начал), базирующейся в поэта на оценочном характере значений преимущественно прилагательных антонимов (светлые и скорбные)
г) взаимное превращение, тождество противоположностей, что позволяет соединить противоположности в нечто единое. Особенно выделяются у поэта прилагательных оппозиции (первый - последний);
д) сопоставление, которое достигает у поэта особенно высокой концентрации в сравнительной конструкции (тогда - как сейчас);
е) чередование (последовательность), что у писателя проявляется преимущественно в глагольной антонимии и подчеркивается союзом то (то сравнимые - то накапливает)
е) дизъюнкция (сильная и ослабленная), антонимический контраст которой у Леси Украинские создают основном повторяющиеся союзы (или) - или, (ли) - и (или мир - или смерть);
3) одним из распространенных средств образности в поэтических произведениях Леси Украинский является оксюморон, встречающийся преимущественно в сочетании означаемого и признаки (беззвучный крик, невечное долголетия);
4) широкое использование ризночастиномовних антонимов, которые дают возможность особенно глубоко раскрыть сущность обозначенного в его сложном противоречии - одна из стилевых признаков Леси Украинский. Такие антонимы у поэта делятся на три типа:
а) антонимические оппозиции, которые не образуют одночастиномовну антонимия (зрячие - заслипла)
б) антонимические оппозиции, которые образуют конструкции с другими антонимичными смыслами (подвиг (праздники) - дело обыденное (будни));
в) антонимические оппозиции, соответствующие одночастиномовний антонимии (бессмертие - смертный, хорошие - злость).
Многочисленной ризночастиномовною оппозицией в поэтическом языке Леси Украинские есть оппозиция прилагательное - существительное.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет