Психолингвистические основы изучения глагола в начальных классах





СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел I. Проблемы мотивации учебной деятельности учащихся на уроках родного языка в начальных классах
1.1 Понятие о мотиве и его особенности
1.2 Психологические особенности мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста
1.3 Познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности
на уроках родного языка в начальных классах
Раздел II. Теоретико-практические основы изучения глагола в начальных классах
2.1 Лингво-дидактические подходы к изучению глагола в начальных классах
2.2 Система изучения глагола в начальном классе
2.3 Анализ раздела программы и учебников по украинскому языку
Раздел III. Эффективность изучения раздела «Глагол» в начальных классах на основе предложенной методики
3.1 Работа с учебником как эффективное средство изучения глагола
3.2 Составление грамматических таблиц и алгоритмов при изучении глагола
3.3 Процесс и результаты экспериментального исследования
Выводы
Список использованной литературы
Дополнения
 
Введение

Изучение глагола как части речи является одной из задач начального звена обучения родному языку в школе.
Усвоение глагола младшими школьниками обеспечивает развитие коммуникативных умений, изучение главных орфоэпических, орфографических и пунктуационных правил украинского литературного языка; обогащает словарный запас и совершенствует грамматический строй устной и письменной речи школьников; вырабатывает умение связи выражать свои мысли в устной и письменной формах, воспитывает культуру речевого общения; учит контролировать правильность и целесообразность своих высказываний, делать самостоятельные выводы; развивает у детей важны мыслитель ни операции.
Качество изучения глагола учащимися начальных классов обусловлена многими факторами. Уровень методической работы, квалификация учителя, стиль преподавания и общая атмосфера школьной жизни - все это в большой степени влияет на учебно-воспитательный процесс. Однако даже самых образцовых организация деятельности учителя, все его стремление научить учащихся обречены на неудачу, если ученики равнодушны к изучению родного языка, когда фактические знания не возбуждают их фантазии, не влияют на чувства, не вызывают радости познания. Поэтому одной из центральных проблем обучения и воспитания личности школьника является формирование у него соответствующих стимулов, потребностей и мотивов, которые побудили его к обучению.
Формирование умений и желания учиться зависит от уровня развития познавательного интереса у ребенка. Ведь познавательный интерес - это большая движущая сила, которая открывает ум и сердце ребенка для благотворного влияния науки. Благодаря интересу детская мысль последовательно проникает в суть явления, настойчиво ищет связи, и, преодолевая трудности и препятствия, достигает радостного озарения, когда неизвестное открывается во всей логической целостности и красоте. Добыта ценой активной работы и творческих усилий, соединенная с личным жизненным опытом, истина в сознании школьника превращается в собственное убеждение. А это значит, что достигнута основная цель обучения: не только обогатился знаниями ученик, а развивается и формируется его личность.
Учитывая сказанное, тема дипломной работы «Психолингвистические основы изучения глагола в начальных классах» актуальна сегодня, когда ученики так откровенно игнорируют и обесценивают школьные знания, открыто проявляют свое негативное отношение к школе, демонстрируют нежелание учиться.
Объект исследования: процесс изучения глагола в начальных классах.
Предмет исследования: методическое обеспечение данного процесса.
Целью дипломной работы является анализ психолингвистических основ изучения глагола учащимися начальных классов.
Гипотеза: успешное изучение глагола как части речи учащимися начальных классов возможно при условиях:
1) определение мотивационных характеристик учебной деятельности младших школьников на уроках родного языка;
2) учет принципа преемственности и перспективности при изучении глагола;
3) нестандартного решения содержания изучения глагола в соответствии с требованиями программы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингво-дидактические подходы к изучению глагола в начальных классах;
2. Выяснить основные положения системы изучения глагола;
3. Определить основные элементы мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках родного языка;
4. Провести экспериментальное исследование с целью определения уровня усвоения грамматических категорий глагола и его зависимости от уровня развития познавательного интереса.
В процессе работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Основным методом был психолого-педагогический эксперимент, который включал в себя анализ психолого-педагогической литературы, целенаправленные наблюдения, беседы, анализ результатов деятельности. Кроме того, в контрольном эксперименте была использована модификация методики Гамезо М.В., а также методики изучения частей речи в начальных классах, предложенные В.И.Бадер, М.С.Валушенко, С.И.Дорошенко, М.Р. Львовым и другими методистами.
Мотивационном аспекту изучения родного языка в последнее время уделяется немало внимания в психологической и методической литературе. Вопрос мотивации учебной деятельности является предметом педагогических и психологических исследований, которые совершали Леонтьев, А.К.Макаров, А.Маслоу, М.В.Матюхина, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина и др.. Научных трудов обобщающего характера, специально посвященных проблеме мотивации изучения родного языка, в частности, глаголы, почти нет. Это объясняется сложностью самого процесса изучения этой части речи. Трудно получить полные и точные данные о зависимости тех явлений, которые исследуются, предсказать характер влияния всех факторов на мотивацию в процессе изучения глагола.
Апробация и внедрение результатов дипломной работы в практику осуществлялись в процессе прохождения педагогической практики в 2008-2009 уч. г. в начальных классах цыганской ООШ I-III степеней и Борщевской ООШ I-III ступеней № 1.
Материалы и выводы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами-практикантами во время прохождения педагогической практики в школе.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Разрабатывая систему заданий и комплексных упражнений, мы использовали материалы и выводы лингвистов, лингводидактив, психологов и педагогов.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет