Обучение диалогической речи на среднем этапе общеобразовательной школы (диалог-дискуссия)





ПЛАН

ГЛАВА I. психолингвистических и методические аспекты ОБУЧЕНИЯ
                  ДИАЛОГА-ДИСКУССИИ на старшем этапе ОБЩЕ-
                  Школа ................................................ .................................... 6
1. Общая характеристика диалогической речи ..................................... 6
1.1. Коммуникативные особенности диалога-дискуссии .................................... 8
1.2. Психологические особенности диалога-дискуссии .................................... 10
1.3. Лингвистические особенности диалога-дискуссии ...................................... 14
2. Структура
2.1. Диалогические единства диалога-дискуссии ............................................. .... 17
2.2. Составные части диалога-дискуссии ............................................. ..... 20
3. Оптимизация обучения диалогической речи ....................................... 24
3.1. Учет индивидуальных особенностей в процессе обучения ... 24
3.2. Дискуссия как метод оптимизации при изучении иностранного языка на старшем этапе ....................................... ........................................... 27
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГА-ДИСКУССИИ ................................ 32
2.1. Обучение диалога-дискуссии .............................................. .................. 32
2.2. Комплекс упражнений для обучения диалогу-дискуссии .............................. 35
2.3. Фрагмент урока с использованием диалога-дискуссии ....................... 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................... ........... 51




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сейчас наше государство вступает в тесные отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, укрепляются экономические и культурные связи. Принимая во внимание тот факт, что многие из числа этих стран англоязычными, возрастает потребность в изучении английского языка. Целесообразность ее изучение подкрепляется также тем обстоятельством, что английский язык является языком международного общения. Поскольку наиболее распространенной формой общения является диалогическая речь, то большое значение на старшем этапе общеобразовательной школы приобретает умение учащихся вести диалог-дискуссию, который наиболее приближен к естественному диалогу и получает широкое применение на практике. Кроме того, следует признать, что методически-групповые формы работы на уроке достаточной степени еще не разработаны.
Состояние изученности проблемы. Проблемы обучения диалогической речи изучали такие исследователи как И.А.Зимня, Е.И.Пассов, И.К.Скляренко, О.И.Вишневський, В.Л.Склалкин, Л.С.Панова, Р.В.Фастовець, С.Я.Андрушко, Т.И.Олейник, М.Н.Сосяк, Дж.Ревел, Л.Литлвуд, В.М.Риверс, Фр.Дебизер и другие. Скалкин занимался разработкой упражнений по развитию коммуникативной речи, обучением диалогической речи; Зимняя рассматривала психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке; Фастовец разрабатывал методику обучения иноязычному общению; Бюрне рассматривал методы общения. Однако ряд методических, включая обучение диалога-дискуссии, и психолингвистических аспектов, например снятие психологических барьеров, организация поэтапного обучения диалогической речи в системе уроков по определенной школьной программе теме, продуцирования учащимися инициативных реплик остаются до конца не выясненными.
 Объектом квалификационной работы является обучение диалогической речи на старшем этапе общеобразовательной школы.
Предметом квалификационной работы является методика обучения диалогу-дискуссии на английском языке на старшем этапе общеобразовательной школы.
Целью квалификационной работы является разработка методика обучения диалогу-дискуссии на старшем этапе общеобразовательной школы. Достижение этой цели предполагало решение ряда задач:
1) определение коммуникативных и психо-лингвистических характеристик диалога-дискуссии;
2) изучение структуры диалогических единств в составе диалога-дискуссии;
3) исследование составляющих компонентов диалога-дискуссии;
4) учет индивидуальных особенностей учащихся при ведении диалога-дискуссии;
5) разработка комплекса упражнений и экспозиций для обучения диалогу-дискуссии.
Для исследования этой проблемы использовались следующие методы:
? обработки научных источников по психологии, психолингвистики и методики обучения диалогической речи;
? изучения опыта обучения диалогической речи учащихся старшего этапа на уроке английского языка;
? наблюдения за процессом обучения диалогической речи.
Практическая ценность данной работы состоит в разработке комплекса упражнений для обучения учащихся 10 класса вести диалог-дискуссию.
В данной квалификационной работе обобщены знания о коммуникативных и психо-лингвистические особенности диалога-дискуссии, дана характеристика диалогических единств и составляющих компонентов диалога данного функционального типа, охарактеризованы методы выявления индивидуальных особенностей и важность применения этих знаний при ведении диалога-дискуссии. Материалы курсовой работы могут быть использованы учителями английского языка и студентами на практике, а также в ходе подготовки к практическим занятиям по курсу "Методика обучения иностранным языкам".
Новизна работы заключается в том, что мы разработали методику обучения диалогу-дискуссии, создали ориентировочный комплекс упражнений для поэтапного обучения диалогической речи и предложили примеры экспозиций диалогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования опрелюднено 11 февраля 2003 на студенческой конференции в международном университете "Харьковский экономико-гуманитарный институт".
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть содержит два раздела. Первый раздел освещает теоретические аспекты обучения диалогу-дискуссии, во втором мы рассмотрели методические аспекты обучения диалогу-дискуссии и предлагаем комплекс упражнений. В заключении подведены итоги результатов исследования. Список литературы содержит 41 позицию. В приложениях приведены примеры экспозиций различного типа для ведения диалога-дискуссии.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет