Влияние гендерных особенностей на формирование иноязычной компетенции в монологической речи студенто





СОДЕРЖАНИЕ

1. Гендерные особенности в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции в монологической речи студентов НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА В
1.1 Психолингвистические особенности монологической речи студентов начального этапа высшей школы ........................................ .......................... 8
1.2 Понятийный аппарат исследования .............................................. ............ 19
1.3 Гендерные особенности формирования иноязычной компетенции в научной литературе ..................................................................... 25
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ монологической речи СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА В вузах на основе гендерного
2.1 Исследование интересов студентов начального этапа высшей школы в контексте гендерного подхода ...................................... .............................. 35
2.2 Комплекс упражнений для формирования иноязычной компетенции в монологической речи с учетом гендерных особенностей ....... 40
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ монологической речи СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА В вузах на основе гендерного
3.1.Експериментальна проверка эффективности формирования иноязычной компетенции на основе гендерного подхода ............................................ 50
3.2 Методические рекомендации для формирования коммуникативной компетенции на основе гендерного подхода .................................... 63
5.
6. Список литературы .............................................. 74
 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
           Гендерология очень молодой наукой. Гендерный подход основан не на биологических (физиологических или анатомических) различиях между мужчиной и женщиной, а на том культурном и социальном значении, которое общество дает этим различиям. При этом гендерные исследования находятся в тесной связи с психологией, социологией, лингвистикой, культурологией, статистике, то есть междисциплинарными. Было сформировано одно из направлений гендерных исследований как гендерная лингвистика. Особой актуальностью и научно-исследовательским потенциалом обладают гендерные исследования в области педагогики и методики преподавания иностранных языков в вузе, поскольку в данных областях гендерные особенности носят ярко выраженный прикладной характер и могут быть непосредственно применены на практике. Именно поэтому такие проблемы, как возможность реализации гендерного подхода в образовании, роль вуза в процессе гендерной социализации личности, подготовка студентов как будущих специалистов с учетом гендерного компонента, учет гендерных различий, которые происходят в процессе обучения студентов заслуживают особого внимания с целью их осмысления и решения в условиях современного общества.
В современной методике преподавания иностранных языков все больше внимания уделяется гендерному подходу и введение его в процесс обучения иностранным языкам. В преподавании английского языка сегодня используются комплексные задачи для повышения эффективности и результатов обучения.
В ходе исследования выявлены основные задачи процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции монологической речи студентов начального этапа в высшей школе с учетом их гендерных особенностей. Отметим, что главной задачей при разработке упражнений и заданий для обучения монологической речи является активизация мотивации студентов и организация процесса изучения таким образом, что в результате выполнения данного задания студент сам осознает важность данной информации и оказывает сильное желание активно участвовать в обсуждении.
Кроме того, были определены психолингвистические особенности монологической речи студентов начального этапа в вузы на основе гендерного подхода. Необходимо сказать, что студенты - это определенная социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями. Как социальная группа, оно характеризуется определенностью в будущей профессии, сформированность устойчивого отношения к выбранной специальности. Уровень представлений студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем отношения к учебе, и чем больше студент знает о профессии, тем позитивным является его отношение к учебе. Основной мотивацией обучения студентов начального этапа вуза является пополнение знаний и совершенствование умений и навыков.
Для детального исследования сферы гендерных интересов студентов первых курсов вузов нами был составлен анкету и проведен опрос. Ответы респондентов позволили охарактеризовать и обобщить личные предпочтения и убеждения юношей и девушек. Результаты анкетирования позволили определить основные приоритеты студентов, учет которых во время занятий полезно и положительно влияет на изучение нового материала и на процесс обучения монологической речи.
Полученные результаты были проанализированы и использованы для разработки комплекса упражнений для обучения иноязычной коммуникативной компетенции в монологической речи на основе гендерного подхода. При разработке упражнений были учтены гендерные интересы студентов для повышения их личной мотивации и для улучшения и совершенствования их речевых навыков и умений.
Для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен эксперимент в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
а) монологическая речь как юношей, так и девушек улучшилось по следующим критериям: ступни согласованности вислолювань с заданной темой, полнотой отображения темы, уровнем и характеристикой импровизации в формулировке высказываний, разнообразием использования языковых средств, объемом высказываний;
б) использование упражнений на основе гендерного подхода значительно повысило мотивацию и юношей, и девушек в изучении и совершенствовании собственных речевых навыков и умений, так как студенты были заинтересованы предложенными упражнениями и темами для обсуждений, а это, соответственно, положительно влияло на их желание общаться; задания для обучения монологической речи был разработан таким образом, что студенты могли приводить примеры из жизни и использовать в процессе общения собственные соображения, так как темы были близки их жизненному опыту и приоритетам;
в) студенты осознавали смысл своей учебной деятельности в контексте будущей специальности, что повысило сознательную мотивированность действий;
г) состоялся взаимосвязь мотивов с интеллектуальным и духовным потенциалом личности студента;
д) возобновилось положительное отношение к учению (решение доступных задач, создания ситуаций успеха и условий для переживания успеха, поддержание уверенности у студентов;
е) ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, скрепления отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений студента, ориентация на предыдущие успехи)
е) формирование у студентов умения учиться (расширение запаса знаний, обучение выполнению действий по инструкции, опора на наглядность, планы, схемы).
Кроме того, были разработаны методологические рекомендации формирования иноязычной компетенции на основе гендерного подхода, а именно:
а) проводить время от времени анкетирование, опросы студентов для определения их гендерных предпочтений и интересов;
б) анализировать и развивать практическое преподавание иностранного языка результаты анкетирования для повышения эффективности обучения не только монологической речи, а говорения, письма и аудирования;
в) разрабатывать новые упражнения для обучения определенного вида иноязычной компетенции с учетом гендерных характеристик студентов, что окажет положительное влияние и на мотивацию студентов, и на результаты обучения.
Приведенные данные и результаты свидетельствуют о значительном положительном влиянии предложенного комплекса упражнений на умение студентов самостоятельно продуцировать монологические высказывания с элементами сообщения, оценки, описания, рассуждения, доказательства; аргументированно соглашаться с определенной точкой зрения или поддерживать ее, завершать, расширять, продолжать и детализировать высказывания с помощью вербально-изобразительных опор; объяснять свою точку зрения, оценивать и анализировать; делать собственные умозаключения, свидетельствует о целесообразности использования предложенного комплекса упражнений, выполняемого на основе гендерного подхода на начальном этапе высшего учебного заведения.






 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балакирева О.Н. Общественное мнение о поло-ролевые стереотипы в гендерном мировоззрении / / Гендерный анализ украинского общества. - М.: ПРООН, 1999. - С. 103-112.
2. Бех П.А., Биркун Л.В. Концепция преподавания иностранных языков в Украине / / Иностранные языки. - 1996. - № 2
3. Барн Ш.М. Социальная психология гендера / / Диалог разнообразия. -К.: 1998. - № 11-12. - С. 13-24.
4. Бондаровская А. Проблемы подростков и молодежи / / Гендерный анализ украинского общества. - М.: ПРООН. - 1999. - С. 215-222.
5. Головнева И.В. Женщины-лидеры: психологические проблемы изменения социальных ролей / / Общественные инициативы женских организаций и современный политический процесс в Украине. - М.: 1998. - С. 27-40.
6. Данильченко Г.В. Восприятие мужчины и женщины при формировании первого впечатления / / Психология на пересечении тысячелетия: сборник научных трудов участников Пятых Костюкивських чтений. - М.: 1998. - Том 1. - С. 373-378.
7. Кись О.Д. Определения феминизма / / Независимый культурологический журнал. - М.: 2000. - С. 14-21.
8. Луценко А. Гендерный анализ конструктов обыденного сознания современной молодежи. / / Философско-антропологические студии 2001. Спецвыпуск - М.: Стилос, 2001. - С. 117-128.
9. Скляренко Н.К. Как учить сегодня иностранных языков (концепция) / / Иностранные языки. - 1995. - № 1. - С. 5-9.
10. Пищулина О.Н. Социально-культурные трансформации и возникновения новой гендерной парадигмы / / Эволюция правового положения женщин: история и современность. / Составители О.М.Руднева, О.Р.Дашковська; наук. ред. А.П.Гетьман. - М.: Право, 2000. - С. 121-130.
11. Чухим Н. Гендер как аналитическая категория / / Философско-антропологические студии 2001. Спецвыпуск. - М.: Стилос, 2001. - С. 7-24.
12. Шон меха Барнье. Социальная психология гендера (отрывки из книги). - М.: издание Женского консорциума ННГ-США, 2000. - 15 с.
13. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком / / Вопросы психологии. - М.: 1985. - № 4. - С. 41-45.
14. Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека. / / Вопросы психологии. - М.: 1994. - 176 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в юном возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 413 c.
16. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева: Учебное пособие. - М.: 1988. - 177 с.
17. Вейлерт А.А. Гендер и речь. - М.: 1985. - 230 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: 1976. - 169 c.
19. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: 2002. - 139 c.
20. Гендер и язык / Под ред. А.В. Кирилиной - М.: 2005. - 273 с.
21. Гендер как интрига познания. Сборник статей. - М.: "Рудомино", 2000. - 122 с.
22. Гендер: язык, культура, коммуникация / / доклады первой международной конференции. - М.: МГЛУ, 2001. - 143 с.
23. Гендер: язык, культура, коммуникация / / Тезисы докладов второй международной конференции. - М.: МГЛУ, 2001. - 98 с.
24. Горошко Е.И. Языковое сознание: Гендерная парадигма. - М.: 2003. - 145 с.
25. Гриценко Е.С. Язык. Дискурс. Гендер. - Новгород, 2005. - 192 с.
26. Журавлева И.В. Влияние половых характеристик на Вербальное поведение человека / / Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. - Иваново: Издат центр "Юнона", 2000. - С. 43-46.
27. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: 1981. - 169 c.
28. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.Социальное конструирование гендера / / Социологический журнал. - 1998. - № 3. - С. 171-182.
29. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти / / Гендерные исследования. - М.: 1999. - № 3. - С. 242-252.
30. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. - С.П.: Питер, 2002. - 175 с.
31. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков / / Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 29-32.
32. Калабихина И. Методология гендерного анализа / / Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общ. ред. В.И.Успенской. - Тверь, 1999. - С. 23-31.
33. Каменская О.А. Гендергетика - междисциплинарная наука / / Гендер: язык, культура, коммуникация. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 62-67.
34. Кирилин А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Институт социологии РАН, 1999. - 226 c.
35. Кирилин А.В. Особенности и тенденции развития гендерных исследований в российской лингвистике / / Гендер: язык, культура, коммуникация. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 32-47.
36. Клецина Ирина. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе / / Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. - Минск, 2000. - С. 20-28.
37. Кон И.С. Психология половых различий / / Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - C. 33-37.
38. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994. - 166 с.
39. Крючкова Т.Б. Особенности мужской и женской речи. - М.: 1975. - 175 с.
40. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения. - С.П.: 2001. - 59 с.
41. Миролюбов А.А. История отечественной методики инoстранных языков. - М.: 2003. - 243 c.
42. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кроскультурное исследование стеретипов женского поведения (в России и США) / / Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 68-86.
43. Мошинская Л.Р. Гендерные особенности вербальной коммуникации - М.: 1992. - 107 с.
44. Нечаева Н.А. Патриархатная и фемиистская картины мира: анализ структуры массового сознания / / Гендерные тетради. - СПб.: 1997. - С. 21-24.
45. Першай Александр. Гендерные аспекты речевого поведения / / Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. - Минск, 2000. - С. 11-14.
46. Попова Л.A. Психологические исследования и Гендерный подход / / Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГЫ, 1999. - С. 119-130.
47. Потапов В.В. Попытки пересмотра гендерного признака в английском языке / / Гендер как интрига познания. Сборник статей / Московский государственный лингвистический университет. Лаборатория гендерных исследований. - М.: изд-во "Рудомино", 2000. - С. 151-167.
48. Пушкарева Н.И. Историческая феминология и Гендерный подход в исторических исследованиях / / Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общ. ред. В.И.Успенской. - Тверь, 1999. - С. 62-67.
49. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях / / Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 22-27.
50. Рогова Г.В., Гурвич П.Б. Некоторые вопросы обучения иноязычному словоупотребления в свете психофизиологии речи / / Иностранные языки в школе. - 1969. - № 5. - С. 11-15.
51. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т. - М.: Педагогика, 1989. - Т 2. - С. 42-49.
52. Сидоренко Ю.И. Биологические детерминанты социально-психологических особенностей мужчины и женщины / / Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново: 2000. Часть II. - 75 c.
53. Синельников А.В. ожидании референта: маскулинность, феминности и политики гендерных репрезентаций / / Женщина. Гендер. Культура. - М.: 1999. - С. 83-97.
54. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: 1986. - 154 c.
55. Соловова Е.Н. Методикa обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 145 c.
56. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 2001. - 226 с.
57. Телия В.Н. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: 1979. - 243 c.
58. Блок X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчины и женщины / / Пайнс Э.., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Изд-во "Питер", 2000. - С. 168-181.
59. Холод А.М. Механизмы антропоцентрической ориентировки и их верификация / / Пол и его маркировка в речевой деятельности / Под ред. Е.Н.Шовгеля. - Кривой Рог: 1996. - С. 19-27.
60. Цинман Ж.М. Гендер, город, язык. Критическая лингвистика в городской антропологии / / Культура, власть, идентичность: Новые подходы в соци-альных науках. Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. - Саратов: Издательско-коммерческое предприятие "Волжский сад", 1999. - С. 170-174.
61. Челышева Н.А. К проблеме методологии исследования гендерных различий / / Материалы международной научно-практической конференции "Молодежь в условиях социально-экономических реформ". - СПб. 1995. - С. 102-104.
62. Чиркова Н.Г. Теоретическая модель дифференциации письменной речи на мужскую и женскую в онтогенезе / / Пол и его маркировка в речевой деятельности / Под ред.Е.Н.Шовгеля. - Кривой Рог: Мыц ЧЯКП, 1996. - С. 48-54.
63. Элиот П., Менделл Н. Теории феминизм / / Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. - Материалы 2-й Международной летней Школы по гендерным исследованиям / Форос-1998 / Под ред. Жеребкиной И. - М.: ХГЦЫ, 1998. - С. 15-51.
64. Coats J. Women, Men and Language. A Sociolinguistic Account of Sex Differeces in Language. - N. Y., 1986. - 178 p.
65. Herringer L.G., Haws S.C. Perception of Personality Traits in Oneself and Others / / Journal of Personality. - L., 1991. - 43 p.
66. Holter H. Sex Roles and Social Change / / Acta Sociologica. - L., 1971. - 78 p.
67. Homberger R. Gender and its influence on speech both men and women. - N.Y., 1993. - 89 p.
68. Kelly, Rita M. "Gender, Culture, and Socialization." Workplace / Womens Place: An Anthology edited by Paula J. Dubeck and Dana Dunn. - Los Angeles: Roxbury, 2002. - 127 p.
69. Lakoff R. Language and womens Place / / Language in Society. - 1973. - 67 p.
70. The Handbook of Language and Gender / Ed. J. Holmes and M. Meyerhoff. -Blackwell Publishing, 2003. - 131 p.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет