Идейно-художественная проблематика романа Василия Барки Желтый князь




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. РОМАН В. Барки "Желтый князь": Предыстория НАПИСАНИЕ и жанровые особенности 6
1.1 История создания романа 6
1.2 Гуманистическая идея произведения 11
ГЛАВА 2 идейно-художественного своеобразия Роман "Желтый князь" 15
2.1 Проблема добра и зла в произведении 15
2.2 Изображение люди в романе и ее национального характера 18
2.3 Ужасы Голодомора как основная проблема романа 23
2.4 Мифологические представления и семейная обрядность украинский в романе Василия Барки «Желтый князь» 31
Выводы 37
БИБЛИОГРАФИЯ 40


 ВЫВОДЫ

Сегодняшнее поколение в огромном долгу перед предками и потомками, ведь более полувека замалчивалась чудовищные трагедия украинского народа - искусственный голод 1933 года. Этот долг возвращает некоторой степени творчество писателей диаспоры.
Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, принесший ему славу, - роман «Желтый князь». В нем автор более всего стремился показать миру болезненную правду о советской тоталитарной системе, которая уничтожала все светлое и гуманное на своем пути.
Предыстория романа началась еще в 1932-1933 годах, когда в Украине свирепствовал голод, который уничтожил миллионы человеческих жизней. В то время Василий Барка находился на Кубани, работал в Краснодарском художественном музее. По его свидетельству, в этой местности вымерла треть населения. Голод «зацепил» непосредственно и его: «Я имел на теле что-то двенадцать ран. Раны шли по линиям кровеносных сосудов ... Ноги уже трескались, опухли. И я уже ходил, держась за забор и стены, где уже лежали мертвые ... »Так напишет в своих воспоминаниях писатель. Над романом «Желтый князь» В. Барка работал в течение двух лет. Это была упорная и очень тяжелый труд, потому сопровождалась, кроме физических усилий, глубокими эмоциональными переживаниями. Он хотел точно, объективно «увековечить» те страшные для его народа события, рассказать миру болезненную правду о них.
Решая проблему «желтого князя», который является символом уничтожения и разрушения, автор вместе с тем поднимает ряд других проблем, которые остаются актуальными и сегодня. Это проблемы отцов и детей, бездушного уничтожения родовых корней, уничтожение вековых традиций народа, деформация его ментальности. Но ведущей проблемой романа является философская мысль: жизнь на рубеже смерти. Именно на примере семьи Катранникив автор и решает ее. Потому пришло в некогда цветущий село с беленькими домиками, зелеными тополями, подсолнухами, которые «горели ярче, чем ткачество на ризах», страшное бедствие. И принесли это бедствие слуги желтого князя, убивших жизни, оставили темную пустыню, чужую местность. Словно в подтверждение страшных последствий работы «желтого князя», автор в романе создал свой календарь, где месяцы года называются по-новому: декабрь - трупень, январь - могилень, сентябрь - розбоень, октябрь - худень, ноябрь - пухлень, февраль - людоидень ... Это просто ужасные слова!
По-новому и называет В. Барка главных героев романа. Это «хлиботруды», «хлиботрусы», между ними - «хлибокусы», «хлибопросы», «хлибокрады». Основное внимание автора сосредоточивается именно на картинке противоположных сторон жизни: он пишет о тех, кто выращивает хлеб, и о тех, кто отбирает его у крестьян. Персонажи, которые противостоят друг другу и находятся по разные стороны морали - это простой крестьянин Миром Катранник и Григорий Отроходин, возглавляющий кампанию уничтожения крестьян но округе. V каждого из них своя вера, у Мирона - христианская с Те десятью заповедями, у Григория - партийно-большевистская со сталинским приказом: «Убей душу!" Но это не удалось людомору. Душа простого человека, усеяна детства добром, красотой и верой, оказалась неодолимой. В произведении это убедительно показано в глубоком изображении внутреннего мира Андрюшу - последнего из живых в семье Катранникив. Именно он, помня обо всем пережитом, берет на себя ответственность за сохранение и продолжение рода. Возрождение души мальчика наступает тогда, когда он начинает замечать красоту, цветы, «с белыми лучами вкруг». Его сердце не безразлично красоты, а значит и к жизни. Именно для него засиял небосвод в виде чаши, скрытой крестьянами в черноземе, о тайне которой не рассказано никому, даже умирающим в этом страшном аду.
Автор в романе пытается дать ответ на вечный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? Чтобы ответить, В. Барка рисует довольно многочисленный ряд разнообразных образов, которые все же условно можно разделить на две категории: люди-варвары или слепые исполнители, слуги дьявола (желтого князя), что «выполз из грязи в образе компартии, люди-жертвы , которые по своим духовным качествам приближены к Иисусу Христу. Страшное бедствие постигло Украины, поэтому народ должен искупить свой грех, заключающийся в отступничестве от веры, неуважительном отношении к истории, разрушении храмов. Но Василий Барка верит в возрождение украинского народа. Сегодня этот роман звучит как предостережение от ошибок прошлого, потому что нужно беречь человеческий дух и горячую веру в прекрасное и вечное.
 
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Барка В. Желтый князь. - М., 1991. - 266 с.
2. Вселенная. - 1990. - № 7. - С.139.
3. Дроботько Н. Характеристика семьи Катранникив (по роману Василия Барки «Желтый князь») / / Дивослово. - 2000. - № 6. - С. 37.
4. Думанская А., Лысенко М. Тема голодомора в украинской поэзии и прозе. - Львов, 2000.
5. Мешкотно О. Роман Василия Барки «Желтый князь» (до пробдемы восприятия старшеклассниками литературного героя) / / Дивослово. - 1999. - № 10. - С. 31.
6. Логвиненко А. На расстоянии в 37 лет (В. Барки «Желтый князь») / / Литературная Украина. - 1998. - 5 февраля.
7. Лозко Г. Украинское народоведение. - К.: Зодиак-ЭКО, 1995. - 368 с.
8. Литературная энциклопедия. - М., 1994.
9. Наулко И., Артюх Л. Ф., Горленко В. Ф. Культура и быт населения Украины. - М., 1993. - 288 с.
10. Орлюк Я. Василий Барка и его роман «Желтый князь» / / Дивослово. - 2000. - № 6. - С. 34.
11. Попович Очерк истории культуры Украины. - М., 2001. - 728 с.
12. Ризун В.В. Литературная жизнь Украины. ХХ в. - М., 1996. - 230 с.
13. Смирнов С.А. Творчество Василия Барки - светоч украинской литературы ХХ века. - Львов, 1999. - 189 с.
14. Украинская литературная история. - М., 1998. - 398 с.
15. Усатенко Т. «... То, чем мы навсегда относимся»: Дом, дом, род, семья / / Дивослово. - 2003. - № 1. - С. 27-30.
16. Хрестоматия. Украинская литература ХХ в. - М., 2000.
17. Шевченко Л.Ю., Лысенко Ю.В. Литературный язык ХХ века. - М., 1996. - 296 с.
18. Юрченко И.С. Биографический портрет Василия Барки. - М., 1999. - 78 с.
19. Ярмак М. Василия Барки «Желтый князь» (вспомогательные материалы) / / Полиття. - 1998. - № 8. - С. 45




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038