Эмансипационные тенденции в украинской женской прозе конца XIX - начала ХХ века





СОДЕРЖАНИЕ


1. Становление женского творчества ............................................... 7
2. Эмансипационные тенденции в творчестве О. Кобылянской ................ 24
3. Творчество Н. Кобринской: проблематика, специфика письма ........ 40

Список использованной литературы ....................................................... 54

 

 

                                        Выводы
Конец XIX - начало ХХ века - один из самых ярких периодов в истории украинской литературы, поскольку именно в это время появляется женское письмо. В нем воплотились эмансипационные тенденции эпохи, которые соответствовали стремлениям самих писательниц. Учетом женского опыта открывает новые грани этой эпохи, а использование гендерного анализа разрушает неподвижно традиционное видение украинской литературы как социально заангажированной, народной литературы, которая должна защищать права угнетенных масс. Долгое время адресатом литературы представляли только крестьянина и призвали писать так, чтобы не встревожить его ни недоступными проблемами, ни запрещенными темами, ни какими-то новинками.
В модерна эпоху, когда патриархальные представления о распределении гендерных ролей ревизуемых, женщины стремятся самоосуществления за домашним пространством, стремятся разорвать порочный круг четырех К (Кinder, Кuche, Кirche, Кleidung - дети, кухня, церковь, одежда), отойти от роли образцовой матери, хозяйки, жены, дочери насаженной патриархальной системой, тем самым теряя свою женственность. Ведь женщина - это прежде всего мать, хозяйка, хранительница домашнего уюта, кроме того, женская эмансипация привела к феминизации ожиночнення мужчин, особенно ярко наблюдается сегодня. Женщины вытеснили мужчин из тех сфер деятельности, которые веками принадлежали только им. Реакция мужчин на такое стремление женщин была разной: одни старались приспособиться к этой ситуации и воспринимали женщину уже как равноправный интеллектуальную собеседницу (хотя очень часто такое отношение было лишь попыткой мужчины удержать «новую женщину» в старых рамках). Другие настороженно отнеслись к женщинам авторов, прежде всего это были старшие писатели, которые отвергали все новое и необычное украинской литературе и не могли смириться с тем, что женщина стремится стать наравне с мужчинами. Но в целом везде реализация творческой энергии женщин сопровождались сокрушительной критикой мужчин-литературоведов, которые пытались на фоне унижения (а то и нивелирования) женского письма возвысить свои произведения, доказать их совершенство и исключительность. Автора воспринимались как бунтарки, пытавшихся выяснить, разрушить устоявшиеся общественные нормы. Патриархальная система ни на минуту не желала мириться со стремлением женщины изменить свое положение. Поэтому писательницы из работ критиков предстают необузданными лицами, которые стремятся изменить традиционные литературные формы, принципы эстетики, женщинам приписывались намеренные искажения норм литературного письма и способов изображения художественных образов. Но писатели больше боялись не нарушение традиционных литературных форм, а изменения общественного сознания, изменения общественного мнения, лишения первенства мужчин, потери исключительности их творчества, ведь очень быстро женщины стали составлять конкуренцию мужчинам-писателям.
В украинской литературе в развитии феминизма выделяют три этапа. Первый этап литературного феминизма характеризуется стремлением женщин присоединиться к культуротворческим процессов, узурпируя мужскую модель поведения. Поскольку патриархальное общество не способно признать за женщиной право на творчество, женщины, чтобы реализовать творческую энергию, часто пытались имитировать мужские ценности, взгляды на жизнь, использовали мужские псевдонимы. Этим путем пошла Марко Вовчок. Она считала, что так будет легче «вписаться» женщине в традиционный канон.
В конце XIX века в украинском феминизме происходит переход к новой стадии, к активному протесту и борьбе за женские права. Соломия Павлычко связывает это изменение, переход от имитации мужских стандартов к отрицанию их с именами Елены Пчилки и Натальи Кобринской, заложивших основы другой традиции, в которой не было ни мужских псевдонимов, ни мужчин-рассказчиков, ни вообще попытки копировать мужской голос . Благодаря этим авторам в 80-х годах в украинской литературе прозвучал интеллигентный женский голос, а вместе с ним феминистическая идея. Писательницы стали инициаторами создания альманаха «Первый венок», выход которого можно трактовать как эпохальное событие, поскольку многие женщины смогли презентовать себя как художников и, одновременно, идентифицироваться с определенным интеллектуальным кругом, в условиях гендерного и социально-политической маргинальности было очень важным.
Период конца XIX - начала XX вв. можно обозначить как женский ренессанс, поскольку \ появляется многочисленная группа женщин: Наталья Кобринская, Евгения Ярошинская, Ольга Кобылянская, Днепровская Чайка, Наталка Полтавка, Елена Петровна, Любовь Яновская, Ульяна Кравченко, Христя Алчевска, Людмила Старицкая-Черняховская, Екатерина Гриневичивна, которые заявили о себе как писательницы и общественные деятельницы, творчество становится для них способом самореализации, опытом познания мира, пути преодоления маргинального места женщины в патриархальном пространстве. Можно выделить несколько специфических черт интеллектуального феминизма этого периода:
- Олицетворении идей женского движения в текстуальных уровне в творчестве писателей;
- Противопоставление на культурном и социальном уровне мужских и женских ценностей;
- Начало новой традиции, с ориентацией на интересы женщины, представление женского опыта;
- Созвучность идейных поисков женской литературы модерным философским концепциям.
При отсутствии полноценного критического дискурса трудно переоценить значение Франко, который взял на себя опеку над молодой автор и поддерживал их стремление реализоваться как писательницам. Именно он защищал их от нападений мужчин-критиков, с его помощью было издано «Первый венок», критик всячески поддерживал Н. Кобринскую, считал ее авторитетом в литературе и общественной деятельности.
Писательнице на страницах своих произведений представляют новый тип женщины, из жертвы превращается в самодостаточную личность и идет путем разрушения традиционного образа женщины. Такая героиня представлена в произведениях Ольги Кобылянской «Царевна», «Человек». Писательница пытается смоделировать положительную, целостную героиню, которая, однако, вынужден находиться в конфликтной ситуации с другими людьми. Чаще всего - это старшее поколение, которое не разделяет современных стремлений младших, потому видит в этом разрушение идеалов. Женщина О. Кобылянской - это человек с сильным, почти мужским, характером, волевой, мужественный, способный на одинокий вызов обществу, независимая, который знает свою цель и идет к ней, хотя встречает на своем пути сопротивление общества с его закоренелыми традициями, она представляет собой исключительный характер, интеллектуально развитую личность со стремлениями в будущее, с собственной внутренней свободой и сознанием своей избранности. Современная женщина - сложный психологический тип, который постоянно находится в поиске самого себя, своего места в социуме, предназначение в жизни, т.е. идеально накладывается на философские концепции периода fin de siecle.
Женщина - главная героиня произведений Н. Кобринской, которая считается начинательницу женского движения в Западной Украине. Уже в первом рассказе «Дух времени» она определилась с ведущей проблемой своего творчества, которой стало положение женщины в галицком обществе. В женском мире маргинальное место занимают мужчины, но женщину она изображает с психологической вниманием пристального художницы. Именно литературу Н. Кобринская потрактовувала как лучший способ усвоения новых идей человечества и считала, что прежде в литературе женщины смогут реализовать себя.
Женский дискурс конца XIX - начала XX века отмечен следующими признаками:
- Женщина перестает быть изображаемой, она изображает себя сам;
- Моделирование, обыгрывание в нескольких произведениях одной ситуации, создание инвариантов одной героини;
- Тяготение к бинарности героев;
- Сосредоточенность на внутренних чувствах героев, которые являются скорее носителями размышлений, идей, эмоций, чем действий;
- Использование интимных видов рассказа: дневник, письма, воспоминания;
Итак, эмансипационные тенденции в женской прозе - это одно из самых явлений конца XIX - начала XX вв.
                    Список использованной литературы
1. Агеева В. Женское пространство: феминистический дискурс украинского модернизма / В. Агеева. - К.: Факт, 2003. - 320 с.
2. Агеева В. Философия женского существования / / Бовуар Симона де. Второй пол: в 2 т. / В. Агеева - К.: Основы, 1994. - Т. 1. - С. 5 - 21.
3. Белоус Н. Феминистическая проблематика прозы Ольги Кобылянской / Н. Белоус / / Украинский язык и литература в школе. - 1999. - № 3. - С. 36 - 38.
4. Вознюк В. Об Ольге Кобылянской: Новые материалы. Размышления. Находки /
В. Вознюк. -К. : Днепр, 1983. - 183 с.
5. Вулф В. Женщины и повествовательная литература / В. Вульф / / Й. - 2000. - № 17. - С. 5 - 8.
6. Гаврилюк О. Тема духовного раскрепощения женщины в творчестве Ольги Кобылянской: на материале повестей «Человек» и «Царевна» / О. Гаврилюк / / Дивослово. - 2006. - № 4. - С. 15 - 18.
7. Гаевский С. Литературная деятельность Ольги Кобылянской / С. Гаевский / / Украина. - М., 1928. - Кн. 1. - С. 25 - 34.
8. Грабовская И. Женственность - трагедия Украины? / И Грабовский / / Критика. - 1999. - Декабрь. - С. 24 - 25.
9. Градовский А. «У меня живет любовь к свободе ...»: (Повесть Ольги Кобылянской «Человек») / А. Грабовский / / Украинская литература в общеобразовательной школе. - 1999. - № 3. - С. 16 - 18.
10. Грицай О. Ольга Кобылянская. По поводу 35-тех годовщины литературного труда / А. Грицай. - Черновцы, 1922. - 15 с.
11. Грушевский М. Наталья Кобринская / М. Грушевский / / ЛНВ. - Львов, 1900. - Т. 9. - Кн. 1. - С. 1. - 23.
12. Грушевский М. Новости нашей литературы: «Царевна», рассказы Ольги Кобылянской / М. Грушевский / / ЛНВ. - Львов, 1898. - Т. 1. - Кн. 3. - С. 174 - 180.
13. Гундорова Т. Неоромантические тенденции творчества Ольги Кобылянской (К 125-pиччя дня рождения) / Т. Гундорова / / Советское литературоведение. - 1988. - № 11. - С. 32 - 42.
14. Гундорова Т. Femina melancholica: Пол и культура в гендерной утопии Ольги Кобылянской. / Т. Гундорова. - К.: Критика, 2002. - 272 с.
15. Демская-Будзуляк Л. Гендерная интерпретация женских и мужских образов в украинской литературе конца XIX - начала ХХ ст. (Новеллистики, драматургия) / Л. Демская-Будзуляк / / Слово и время. - 2005. - № 4. - С. 10 - 17.
16. Демченко И. Особенности поэтики О. Кобылянской / И. Демченко. - М.: Твим интерьера, 2001. - 208 с.
17. Денисенко М. «Быть себе целью» (феминистическая проблематика прозы Ольги Кобылянской) / М. Денисенко / / Слово и время. - 1997. - № 5. - С. 48 - 52.
18. Денисюк И., Поборница прогресса / И. Денисюк, К. Криль / / Кобринская Н. Избранные произведения. - М.:, 1980. - С. 5 - 20.
19. Дзюба И. Читая Кобылянской (несколько сопоставлений) / И. Дзюба / / Украинский язык и литература в школе. - 1986. - № 2. - С. 20 - 27.
20. Дудкина А. «Царевна» в царстве духа Жизненный и творческий путь Ольги Кобылянской / А. Дудкина / / Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004. - № 11. - С. 41 - 45.
21. Евшан М. Критика; Литературоведение; Эстетика. / М. Евшан - К.: Основы, 1998. - 658 с.
22. Ефремов С. История украинской литературы / С. Ефремов. - М.: Фемина, 1995. - 688 с.
23. Ефремов С. Литературно-критические статьи / С. Ефремов - М.:, 1993. - 351 с.
24. Жовтуля И. От литературы до феминизма / И. Жовтуля / / Современность. - 2002. - № 11. - С. 84 - 87.
25. Зборовская Н. Женская исповедь на фоне мужского «герметизма» / Н. Зборовская / / Слово и время. - 1996. - № 8 - 9. - С. 59 - 66.
26. Ивасив И. Феминистическая критика и эффективность персвазии / И. Ивасив / / Современность. - 2002. - № 1. - С. 75 - 82.
27. Ильчук Х. Была Ольга Кобылянская феминисткой? / Х. Ильчук / / Украинский язык и литература в школе. - 2005. - № 46. - С. 10 - 14.
28. Каминчук О. Ольга Кобылянская и ее повесть «Человек» / О. Каминчук / / Дивослово. -2004. - № 4, 5. - С. 2 - 5, С. 36 - 39.
29. Киселевская А. Воспоминание о Наталье Кобринская / А. Киселевская / / Женская судьба. - М., 1930. - Ч. 4. - С. 3 - 21.
30. Кись О. Кого оберегает Берегиня, или Матриархат как мужское изобретение / О. Кись / / Зеркало недели. - 2005. - № 15. - С.4 - 5.
31. Кныш И. Факел в темноте: Наталья Кобринская и украинское женское движение / И. Кныш. - Винипег, 1957. - 302 с.
32. Кобылянская О. Сочинения: в 5 Т. / О. Кобылянская. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - Т. 1. - 490 с.
33. Кобринская Н. Избранные произведения / Н. Кобринская. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 418 с.
34. Ковальчук А. Ольга Кобылянская и ее повесть «Человек» / А. Ковальчук / / Дивослово. - 2002. - № 12. - С. 38 - 44.
35. Кононенко Е. Женские голоса в отечественной литературе / Е. Кононенко / / Украинская культура. - 2003. - № 3 - 4. - С. 10 - 11.
36. Кравченко В. Наталья Кобринская (К 10-летию со дня смерти Н. Кобринской) / В. Кравченко / / Слово и время. - 1990. - № 3. - С. 21 - 27.
37. Крымский А. Художественная проза. Литературоведение и критика: в 5 Т. / А. Крымский - К.: Наукова думка, 1972. - 718 с.
38. Крупка М. эмансипационные тенденции в украинской женской прозе конца XIX - начала ХХ веков: Дис. ... канд. филол. Наук: 10.01.01 / Мирослава Анатольевна Крупко. - М., 2004. - 200 с.
39. Ласло М. Тема эмансипации женщины в творчестве О. Кобылянской / М. Ласло / / Ольга Кобылянская в критике и воспоминаниях. - М.: Гослитиздат, 1963. - С. 324 - 340.
40. Лев В. Эмансипация в произведениях Ольги Кобылянской / В. Лев / / Сборник в честь Ольги Кобылянской (1863-1942). - Мюнхен, 1991. - С. 95 - 103.
41. Луцив Л. Ольга Кобылянская (В 100-летие народини) / Л. Луцив. - Нью-Йорк, Джерси-Сити, 1965. - 69 с.
42. Маковей О. Ольга Кобылянская (Литературно-критическая студия) / О. Маковей / / Ольга Кобылянская в критике или воспоминаниях. - М.: Гослитиздат, 1963. - С. 44 - 67.
43. Мельник О. Одиночество Наталии Кобринской на фоне женского движение / О. Мельник / / Персонал плюс. - 2007. - № 29 (124). - С. 5 - 6.
44. Милет К. Сексуальная политика / К. Милет. - М., 1998. - 624 с.
45. Овдийчук Л. «Сладкая счастье отречений» Образ женщины-художника в украинской литературе / Л. Овдийчук / / Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004. - № 3. - С. 20 - 22.
46. Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе / С. Павлычко. - М.: Просвещение, 1997. - 360 с.
47. Павлишин М. Автобиографическая лицо и дарвинистские «человек» Ольги Кобылянской / М. Павлишин / / Современность. - 2001. - № 4. - С. 113 - 121.
48. Павлишин М. Авторство и авторитет Ольга Кобылянская / М. Павлишин / / Дивослово. - 2003. - № 4. - С. 15 - 20.
49. Павлишин М. «Мне не стыдно отвориты уста о моих чувства»: Неопубликованные письма Ольги Кобылянской к Осипа Маковея / М. Павлишин / / Современность. - 2003. - № 2. - С. 127 - 143.
50. Погребенник В. Золотое комплекс художественной прозы Ольги Кобылянской / В. Погребенник / / Кобылянская О. Человек. - М., 2000. - С. 5 - 14.
51. Полищук Я. Стремление современной личности: (Женщина как персонаж украинской литературы начала ХХ вв.) / Я. Полищук / / Украинский язык и литература в общеобразовательной школе. - 2000. - № 5. - С. 55 - 59.
52. Рубчак М. Христианская Богородица или Берегиня? Феминизм в противовес вечно женском / М. Рубчак / / Философская мысль. - 2000. - № 1. - С. 110 - 126.
53. Рудницкий М. Закрытое лицо Кобылянской / М. Рудницкий / / Мир. - 1927. - Ч. 21 - 22. - С. 2.
54. Стефаник В. Письмо Л. В. Бачинского, 14 мая 1896 / В. Стефаник / / Стефаник В. Сочинения. - М.:, 1976. - 374 с.
55. Тарнашинская Л. Перед литературоведческим зеркалом ... или Кое-что в защиту феминизма / Л. Тарнашинская / / Курьер Кривбасса. - 2000. - № 133. - С. 149 - 158.
56. Телига О. Какими нас хотите? / О. Телига / / Слово и время. - 1991. - № 6. - С. 32 - 38.
57. Теплинский М. Женская судьба в классической литературе / М. Теплинский / / Дивослово. - 1996. - № 7. - С. 8 - 11.
58. Турбацький Л. Из статьи «Литературные заметки» / Л. Турбацький / / Ольга Кобылянская в критике и воспоминаниях. - М.: Гослитиздат, 1963. - С. 41 - 43.
59. Украинские Леся Сочинения: В 12 т. / Леся Украинского. - Нью-Йорк, 1954. - Т. 8. - 264 с.
60. Украинские Леся. Сочинения: В 12 т. / Леся Украинского. - К.: Наукова думка, 1978. - Т. 10 - 385 с.
61. Украинские Леся. Сочинения: В 12 т. / Леся Украинского - К.: Наукова думка, 1979. - Т. 12. - 340 с.
62. Франко И. Собрание сочинений в 20-ти томах / И. Франко. - М., 1955. - Т. 16. - С. 127 - 129.
63. Франко И. Собрание сочинений в 50-ти томах / И. Франко. - К., 1986 - Т. 49. - С. 50 - 51.
64. Чайкивская Я. Феномен женского письма / Я. Чайкивская / / Партнеры. - 2005. - № 7. - С. 6 - 10.
65. Borkowska G. Co to jest Literatur / poezja kobieca / G. Borkowska / / Teksty drugie. - 1995. - № 3 - 4. - S. 26 - 37.
66. Klosinska A. Kobieta autorka / А. Klosinska / / Teksty drugie. - Warszawa, 1995. - № 3 - 4. - S.81 - 97.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет