Драматические произведения В. Винниченко





Содержание

Раздел I.
Проблема правды - лжи в драматургии В. Винниченко .......................... 5
Раздел II.
Тема художника и искусства в творчестве писателя ...................................... 15
Раздел III.
Проблема личности и окружения, обязанности и инстинкта ........................... 20
Раздел IV.
«Между двух сил» - раздвоенность личности перед выбором ........................ 27

Список использованной литературы ............................................ 47
 






Заключение
Владимир Винниченко вошел в историю украинской литературы не только как талантливый прозаик, но и как выдающийся драматург. Написанные им двадцать четыре п \ еси были для украинского театра революционными как по тематике, так и по драматургической техники. И это была в то время насущная необходимость. Прошло блестящий романтический и социально-бытовой "театр корифеев», прошел социальный театр Ивана Тобилевича (Карпенко-Карого) - возник запрос на очередное обновление. Тем более, что на европейских сценах утвердилась «драма идей», дискуссионная драма. Винниченко поддержал диалог.
В своем исследовании я рассмотрела литературное наследие автора в области драматургии, в частности пьесы «Базар», «Грех», «Ложь», «Между двух сил», «Закон», «Черная Пантера и Белый Медведь», в которых обратила внимание психологический аспект и морально-философскую проблематику, исследовала жанровую специфику, раскрыла основные проблемы, характеры и образы.
Так, в первом разделе сосредоточила внимание на теме правды - лжи, а именно проявление ее в произведениях «Базар», «Грех». В этих пьесах главными героями выступают женщины, которые всю жизнь испытывают лишений и каждая из них решает их по-своему.
Автор не оправдывает своих героинь, а лишь стремится понять их поступки, а они прежде всего пытаются оценить ситуацию и выбрать верный путь.
Во втором разделе охарактеризован интересную пьесу, которая по тематике занимает особое место в жизни автора. В произведении подняты комплексную, многоаспектную проблему взаимоотношений художника с окружающими, с моралью общества. Однако эта проблема намного шире, ведь семья не только обязанностью, страстная любовь, которая (как и любовь к ребенку) может быть вдохновением для художника, или помехой.
 «Черная Пантера и Белый Медведь» - это авторские размышления над тайнами художественной сознания, над тем, как она совмещает (или взаимоисключения?) Земное, бытовое - и небесное, божественное. Упомянутая п \ пьеса - это все-таки «драма идей», ибо в этом произведении символами идей вполне конкретные персонажи: Рита (Пантера), жена художника Корнея Каневича, - и Снежинка, актриса Парижского театра. Черное и Белое. Черное, как пантерячий силуэт, - и такое же органично земное, естественное. Белое, как мрамор или снег, - и такое же холодное и неподвижно-совершенное. Авторский подтекст очевиден (говорят сами имена персонажей): Белый Медведь (Корней) - близкий Пантере (Рите), ибо «одной крови», ибо они - семья и страстно влюблены супруги, поскольку имеют сына Лесика («медвежья» - как говорит Рита). Но Белый Медведь не чужд и Снежинке, поклонницы «искусства, свободного от пеленок», потому что он - Белый. Это не только игра слов. Душа у Корнея (в переносном, метафорическом смысле) - действительно черно-белая. Казалось бы, Снежинка выиграла поединок: художник победил отца. Только отец почему-то кажется побежденным. Да и не такой зверь Пантера, чтобы отдать - хоть искусству! - То, что любит. Корней и Рита уничтожают друг друга так же страстно, как любят. Корней убил гравюры ребенок - Лесика, Рита убивает Корнеева - полотно. А разрезав картину-ката, отсылает в мир вслед за Лесиком и себя, и Корнея ... Судейскую мантию драматург набрасывает на читателя ...
Третий раздел раскрывает проблематику пьес «Ложь» и «Закон», а именно проблемы личности и окружения, обязанности и инстинкта. Проблемы, поднятые в этих произведениях, были уже и в других произведениях автора, но именно в этих пьесах они приобретают отличного и неожиданное звучание. А объектом интереса является душевное состояние героев. Поэтому моральная тема плавно переходит в философскую.
В драматической ппьесе «Закон» говорится о строгом нравственный и физиологический закон, который не имеет исключений: материнский обязанности \ "связь и материнская любовь - не самая мощная жизненная сила. Экстравагантная героиня п \ еси - Инна - пытается бросить вызов этой силе. Она не может иметь детей, но очень хочет создать полноценную семью, которую такой, по ее убеждению, делает сам ребенок. Инна навсвязывает мужчине свой план: он должен найти (взять за личную секретаршу) девушку, соблазнить ее, чтобы она, забеременев и родив, была вынуждена покинуть младенца. Суррогатная мамаша получит компенсацию и поедет прочь, а счастливая семья воспитывать наследника. Первоначально план сработал: нанятая на работу молоденькая секретарша Люда действительно влюбилась в профессора Мусташенка и выносила его ребенка. Однако Инна не учла, что Люда не лишена материнского инстинкта и не захочет отдать свою кровинку. Построенный счастливый домик оказывается карточным и разрушается. Природу не победишь, если она - здорова. Инне хватает мудрости понять это и уйти в тень, чтобы дать покой и надежду будущей молодой семье.

Следует заметить, что на первый взгляд все пьесы В. Винниченко схожи между собой по тематике, даже по содержанию, но в каждой из них автор по-иному подходит к трактовке тех или иных душевных состояний героев. Конфликт произведений решается достаточно просто и традиционно, но развязка его удивляет читателя и этим творческое наследие писателя в области драматургии довольно неординарной и особенно специфической.
Как видим, коллизии современных сериалов Винниченко предположил почти век назад. И то, что сейчас растянут на много вечеров, сумел вместить в одной ппьесе. Может, поэтому я так не люблю смотреть сериалы ...
Приятно, что сейчас по некоторым драматическими произведениями Владимира Винниченко сняты телеспектакли и фильмы. Просматривая их, можно убедиться в том, что драматургия этого писателя не только в начале века была оригинальным и интересным явлением, но и в наше время остается неповторимой и волнующей.






Список использованной литературы
1. Aпт C. Принципу контрапункта / / Anm C. Над страницами Томаса Манна. - M., 1980.
2. Барт P. Мифологии. - M., 1996.
3. Бернардська Н. Украинская литература: Учебное пособие. - М.: Femina, 1995. - 152 с.
4. Блохин Н. Драматургия Владимира Винниченко: феминистические прочтения / / Слово и время. - 2002. - № 4. - С34 - 38.
5. Бойко-Блохин Ю. Драма «Между двух сил» Винниченко как отражение украинской национальной революции / / Слово и время. - 1992. - № 7.
6. Брайко А. «Рабочий Шевырев» Михаила Арцыбашева и «Честность с собой» Владимира Винниченко: две модели антропологического гнозиса / / Слово и время. - 2009. - № 2. - С.56 - 67.
7. Бранский B. Искусство и философия. - Калининград, 1999.
8. Винниченко В. К. Избранные пьесы / Ред.: Н. Г. Жулинский, В.А. Бурбела; Авт. вступ. ст. М.Г. Жулинский. - М.: Искусство, 1991. - 605 с.
9. Винниченко Владимир. Избранные произведения / Сост. текстов, предм. и прим. А.Н. Савченко. - Харьков: Веста: Издательство «Рано», 2005. - 352 с.
10. Винниченко B. Между двух сил / / Отчизна. - 1991. - № 2.
11. Винниченко B. Дневник. - Нью Йорк, 1980. -T.1: 1911-1920.
12. Владимир Винниченко; Грицько Григоренко: Штрихи к портретам / О.Д.Гнидан, Л.С.Дем \ Купянска, Л.В.Йолкина. - М.: Высшая школа, 1995. - 223 с.
13. Вороной М. В. В сетях лжи («Ложь», В. Винниченко) / / Вороний М.К. Сочинения. - М., 1990. - С. 412.
14. Гуменюк Виктор. Пьеса В. Винниченко «Закон» / / Дивослово, 2002. - № 4. - С.6 - 8.
15. Гречанюк С. Владимир Винниченко: жизнь, деятельность, творчество. - М., 1990.
16. Два автора об одном произведение - пьесу В. Винниченко «Черная Пантера и Белый Медведь» / / Дивослово, 2005. - № 8.
17. Денисюк Т. Новеллистика В. Винниченко. Поэтика сюжета и композиции / / Дивослово. - № 7. - 2002. - С.10 - 12.
18. Ефремов С. Литературный ил / / Очерки истории украинской литературы и критики. - Мюнхен, 1994.
19. Ефремов С.А. История украинской литературы. - М.: Фемина, 1995. - 688 с.
20. Жулинский M. Его пером водила сама история / / Отчизна. - 1991 - № 2.
21. Жулинский М. Г. Слово и судьба: Учебное пособие. - М.: А. С. К, 2002. - 640 с.
22. Зборовская Н.В. Код украинской литературы: Проект психоистории новейшей укр. литературы. Монография. - М.: Академия, 2006. - 504 с.
23. Инна Кошевая. Панченко В. Владимир Винниченко: парадоксы судьбы и творчества: книга разведок и путешествий / / Дивослово, 2005. - № 7. - С.69 - 70.
24. История украинской литературы ХХ века: Учебник. В двух книгах. Первая половина ХХ века. Кн. 1 / Ред. В. Г.Дончик. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.
25. История украинской литературы. Конец XIX - начало ХХ ст. 2 / Под ред. Гнидан А.Д. - М.: Просвещение, 2006. - 496 с.
26. История украинской литературы: В 8 томах. Т.5: литература нач.ХХ ст. / Под ред. П.И. Колесник. - М., 1968. - 524 с.
27. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лиц. - K., 1999.
28. Клочек Г. О енргетику творчества Владимира Винниченко как суммарный критерий ее оценки / / Украинский язык и литература в средних школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 2006. - № 7 - 8. - С.106 - 116.
29. Ковалик М. Это больной «женский вопрос» (Современная женщина в драматургии Леси Украинские и Владимира Винниченко) / / Украинский язык и литература в средних школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 2007. - № 2. - С. 122 - 129.
30. Кононенко П.П. и др.. Украинская литература: учебник / П.П. Кононенко, И. Дубина, И.А. Ладоня. - К.: Вища шк., 1993. - 488 с.
31. Костюк Г. Мир Винниченко образов и идей / / Слово и время. - 1990 - № 7.
32. Костюк Г. Моя Винниченкияна / / Слово и время. - 2000. - № 7.
33. Криловец А. украинская литература первых десятилетий ХХ века: философские проблемы. - М.: Учебная книга - Богдан, 2005. - 256с.
34. Кульчицкий С., Солдатенко В. Владимир Винниченко. - М.: Издательский дом «Альтернативы», 2005. - 376 с.
35. Леви-Стросс K. Структурная антропология. -K., 1997.
36. Литературоведческий словник-довидник/Р.Т. Громяк, Ю.И. Кузнецов и др.. - К.: ВЦ Академия, 1997. - 752 с.
37. Мамонтов Я. украинская драматургия предреволюционной эпохи (1900 - 1917) / / Антонович Д. Триста лет украинского театра. 1619 - 1919. - М., 2003. - .489 С.
38. Миронец Н. Эпистолярный диалог Владимира Винниченко с Розалией Лифшиц (1911 - 1918) / / Слово и время. - № 1. - 2008. - С.78 - 83.
39. Миронец Н. Эпистолярный диалог Владимира Винниченко с Розалией Лифшиц (1911 - 1918) / / Слово и время. - № 8. - 2008. - С 88 - 98.
40. Михида С. следам его экспериментов. - Киев, 2002. - 236 с.
41. Мороз JI. Загадки Владимира Винниченко / / Слово и время. - 1993 - № 5.
42. Мороз Л. «Сто равноценных правд»: парадоксы драматургии В. Винниченко. - М.: Институт литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, 1994. - 208 с.
43. Новый справочник: украинский язык и литеретуре. - М.: «Сказка», 2005. - 864 с.
44. Одарченко П. Украинская литература: Сборник избранных статей / П. Одарченко; Ред. А. ЗинкевичРед. О.Зинкевич. - М.: Факел, 1995. - 407 с
45. Панченко В. Дом с химерами - Киев, 1998. - 272с.
46. Панченко В. Владимир Винниченко: парадоксы судьбы и творчества. Книга исследований и путешествий. - М.: Твим интерьера, 2004. - 286 с.
47. Панченко В. Ранняя проза В. Винниченко (1902 - 1907 гг.) Статья вторая / / Дивослово. - № 3. - 1996. - С. 9 - 16.
48. Полищук Я. Мифологический горизонт украинского модернизма: Монография. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ивано-Франковск: Лилея-НВ, 2002. - 392 с.
49. Смолич Ю. Новые пьесы Винниченко / / Критика. - 1929. - № 4.
50. Федченко П. Введение в винниченкианы / / Современность. - 1992. - № 6.
51. Хархун Валентина. Студии над Винниченко экспериментами / / Слово и время, 2003. - № 7. - С. 89 - 90.
52. Шумило Н.М. Под знаком национальной самобытности. - М.: Задруга, 2003. - 354 с.
53. Яременко В., Федоренко Е. Украинское слово (хрестоматия укр. Литературы и литературной критики ХХ ст.). - М.:, 1993. - 702 с.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет