Демонологические мотивы в романе-балладе Валерия Шевчука Дом на горе





СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................ 3
Раздел I. Украинская демонология в повести - преамбуле «Дом на горе» ...... 5
РАЗДЕЛ II. Цикл рассказов «Голос травы»: демонологические мотивы; художественное своеобразие ................................................................................. 16
Заключение ................................................................................ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................... 28






Выводы
Роман построен из двух частей: повести-преамбулы и цикла «Голос травы», состоящий из тринадцати новелл. Интересно, что новелл именно тринадцать: мистическая ткань произведения дает основания говорить о неслучайную наличие этого магического числа. Ирреальные мотивы появляются еще в повести-преамбуле. Образы женщин, проживающих в доме на горе, выписаны вполне реалистично, традиционными приемами и средствами характеротворення. Но миф-легенда, который превращается в циклически повторяющийся магический обряд, пронизывает женские образы ореолом таинственности. Пришельцы, которые появляются неизвестно откуда перед женщинами Дома, представленные в романе как демонологические существа. Они серым птицей спускаются с неба, превращаются в мужчин и пытаются соблазнить юных жительниц Дома. Если соблазнение удается - рождаются странные мальчики, "судьба которых почти всегда была печальна. Стоит отметить демонологичности этих мальчиков. Мотив спаривания демона с человеком установленным в фольклоре. Сам писатель продолжает эту тему во второй части, в новеллах «Перелесник», «Панна Сотникивна», «Ведьма», меняя лишь внешний вид потустороннего соблазнителя. Мистическим также лейтмотив синей дороги в первой части произведения. И символика синего цвета, и мотив дороги заимствованные из фольклора. Шевчук сливает эти два понятия в целостный образ, синтезирующий высшие эмоции и рационализм, движение в бесконечность, попытки самопошуку. Мотив синей дороги определенной степени перекликается с поиском синей птицы в М.. Подтверждает это мнение М.Павлишина, который выделяет в произведениях писателя так называемые «мифологические топосы»: традиционные и те, которые получили свою мифологическую функцию непосредственно в произведениях. Показательным в этом плане можно считать роман-балладу «Дом на горе», жанрово-композиционная специфика которого напрямую соотносится с фольклорно-мифологической традиции. В структуре произведения происходит сложное преломление элементов и форм синкретического мышления. Через балладу, которая, как и другие жанровые разновидности песенной эпики, по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако как явление искусства принадлежит литературе, роман взаимодействует с мифом, иногда же это взаимодействие не опосредуется никакими промежуточными звеньями. «Голос травы», написанного одним из главных героев первой части - козопасом Иваном Шевчуком. Поэтому в романе два сюжетные стержни: дом, из которого герой уходит в мир и к которому возвращается, а также дорога, которая постоянно его тянет. Это одновременно полюса внутреннего, локального мифа «дома на горе», который заключался в следующем: в пору созревания женщин дома посещает повеса со способностью превращаться в птицу. Если ему удается соблазнить девушку, она рожает сына, который должен странные психологические свойства и, повзрослев, непременно покидает дом. Впоследствии ту же женщину посещает человек, который восходит на гору, чтобы попросить воды. Если они женятся, женщина рожает дочь, которая остается и продолжает домашний миф. Е.Мелетинський, известный исследователь мифов, в частности, отмечал, что поэтика мифологизации использует циклическую ритуально-мифологическую повторяемость для выражения универсальных архетипов и для конструирования самого повествования. В романе сюжетным проявлением такой цикличности является то, что событие, случай, эпизод из жизни одного героя обязательно варьируется, умножается, отражается в судьбе другого. Таким образом, всю первую часть произведения автор выстраивает по принципу мифологического конструирования, создавая одновременно собственный оригинальный миф (точнее, литературный аналог мифа). Всего же не вызывает сомнения то, что роман-балладу обязательно следует осмысливать с учетом архаического языческого мировосприятия, то есть того уровня синкретического мышления, когда абстрактные определения явлений, которые требуют обобщения, еще отсутствовали, когда создавалась конкретизация определенных жизненных процессов с помощью персонификации абстрактных понятий. Тогда станет понятно, почему Галя воспринимает повесы в образе серой птицы, который очень тонко уловил не осознаны им первые вспышки исконных инстинктов и разрушил веками витворювани ограничения и предостережения. И странности колдуном Иоанна козопаса, который способен видеть все, что обычно скрыто от человеческого глаза, понимать язык деревьев и цветов - то есть обладает чудесным даром просматривать насквозь мир и людей, тоже восприниматься как своеобразные мифологически-философские медитации, слитые воедино в образе-понятии , чаще всего не в одном, а в целом блочные, своеобразной матрицы человеческого опыта. Всего трансформация мифологических образов не завершена до сих пор. Развитие многих из них сегодня продолжает художественная литература, в частности проза Валерия Шевчука. Его принцип: не разрушать фольклорно-мифологические образы и сюжеты, не трансформировать их бездумно в неорганическую атмосферу современного стиля и модной проблематики, а оставлять за ними их таинственную силу, символическую загадочность, смысловую многозначность. Это не использование одной только формы фантастического повествования, отдельных черт его поэтики, образности, это не стилизация изложения современного материала "под" фольклорные источники, это поиск синтеза нынешних болезненных проблем с непереходными вечными народными ценностями. Для писателя очень важно соотнести современное земное время со временем историческим, хотя бы для того, чтобы понять, какой сложной была человеческая эволюция, которыми драматическими были отношения человека с природой и сколько здорового, в народных представлениях о морали, культуре, искусстве, о жизни в всех его измерениях. В обществе, где мораль и этика нивелируются, упрощаются, прагматизуються, писатель хочет убедить, что народная мифология несет в себе многовековые знаки бытия человечества, знаки, которые заслуживают духовную реабилитацию. Итак, демонологические образы второй части романа-баллады представлены конкретнее, чем в первой части, где содержатся только намеки на сверхъестественные явления. Вторая часть произведения воспроизводит мистические мотивы и демонологические образы не всегда соответствуют схемам характер-и сюжетотворення, заложенным в фольклоре. Но именно это придает произведению оригинальности и нового аллегорического окраску.

      

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гнатюк В. Останки предхристианские религиозного мировоззрения наших предков / / Украинский: народные верования, поверья, демонология / Ред., Прим. и биогр. очерки А.П.Пономарьова, Т.В.Косминои, О.О.Боряк. - М.: Просвещение, 1991. - 640 с.
2. Грабович Г.Кохання с ведьмами / / Критика. - 2000. - № 7-8. - С. 5-9.
3. Давидюк В.Ф. Украинская мифологическая легенда. - М.: Мир, 1992. - 176 с.
4. Жулинский М. "И метафоры реальной жизни" / / Увеличение: Литературные диалоги. - М.:, 1986. - С. 224-253.
5. Зверев А. Дворец на острые иглы / / Новый мир. - 1985. - № 9. - С. 237-253.
6. Кравченко А. Причудливый роман и фольклор / / Сов. литературоведение. - 1982. - № 4. - С. 57-62.
7. Кравченко А. Художественная условность в украинской советской прозе. - К.: Наук. мысль, 1988. - 128 с.
8. Лотман Ю.М., Минц Г. Литература и мифология / / Труды по знаковым системам. - Тарту: Изд-во Тартусского университета, 1981. - Вып. 13. - 171с.
9. Милорадович В.П. Украинских ведьма: Очерки украинской демонологии / Сост., Пер., Передм. О.М.Таланчук. - М.: Радуга, 1993. - 15 с.
10. Мелетинский Е. Поэтика мифа. - М.: Изд. фирма "Восточная литература", 1995. - 407 с.
11. Насминчук Г.И. Нравственно-философские искания современного украинского романа и проблема фольклоризма (Р.Федорив, Шевчук) / Автореф. дисс ... канд. филолог. наук. - М., 1989. - С. 11.
12. Ненадавец А.М. За полосой мифа. - Минск: Беларуская навука, 1999. - 254 с.
13. Нечуй-Левицкий И. Мировоззрение украинского народа (Эскиз украинской мифологии). - М.: АО "Обереги", 1992. - С. 88 - 92.
14. Павлишин М. Мифологическое, религиозное и философское в прозе Валерия Шевчука / / Канон и иконостас: Литературно-критические статьи. - М.: Время, 1997. - С. 143-156.
15. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1975. С. 119-120.
16. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. 606с.
17. Шевчук В. Избранные произведения: Роман-баллада. Рассказы / Передм. Жулинского. - М.:, 1989. - 526 с.
18.Микола Жулинский. И сообщает нам голос травы / / Дом на горе. - М.: Сов. писатель. - 1983. С.8-12.
19.История украинской литературы XX в.: В 2 кн. - К.: Лыбидь. - 1998. - Кн. II. 9с.
20.Барокови тенденции в романе В. Шевчука «Дом на горе» / / Украинский язык и литература. - Август. - 1999. - № 31 - 18с.
21.В. Шевчуку - 60 / / Украинская культура. - 1999. - № 8-9-6с.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет