Использование образа ведьмы в украинской литературной традиции ХХ века





План

Раздел I. Особенности бытования образа ведьмы в украинской мифопоэтической
1.1. Ведьма как напивдемонологична существо .............................................. ....... 7
1.2. Бытования образа ведьмы в украинской календарной
Раздел II. Анализ образа и свойств ведьмы украинскими писателями ХХ века ........................................ ...................... 25
2.1. Характеристика обращения к образу ведьмы в творчестве М.Коцю-бинського, Шевчука и О.Забужко .............................. ................................. 25
2.2. Роман Г.Тарасюк "аспид и Маргарита" как сочетание архаического и современного в образе ведьмы ................................. .................................................. 33
2.3. Сравнительная характеристика трактовка образа ведьмы литераторами ХХ века .......................................... .................................................. .38
использованной литературы .............................................. ... 47




Выводы

    Итак, образ ведьмы неоднократно исследовалось в контексте изучения славянской демонологии. Но через таинственность этого существа во все времена к ней с особым интересом обращались не только ученые, но и писатели, а впоследствии - кинематограф. Современная литература не является исключением - образ ведьмы фигурирует в украинской литературной традиции ХХ века. Это приводит и актуальность исследования такого явления. Поэтому данная работа имела целью выяснить особенности использования образа ведьмы в украинской литературной традиции, что было достигнуто путем обработки и анализа большого количества фактического материала.
    Нами были выделены особенности ведьмы как напивдемонологичнои существа и выяснена ее роль в календарной обрядности украинский. Этим мы выявили ряд особенностей ведьмы, среди которых - умение "поделать" или "делать закрутки"; ночные полеты, в частности - на Лысую гору, где устраиваются шабаши умение превращаться в различных животных, доить, даже на расстоянии, чужих коров, способность воровать или снимать с неба звезды, влиять на погоду. Стоит также упомянуть о том, что ведьмы делятся на родимых и разработанных. Об их роли в календарной обрядности, то надо отметить, что поскольку ведьма является все же демонологической существом, его действия и активность связаны с природными циклами. Поэтому считается, что больше силы это существо имеет летом, а именно на праздник Ивана Купала, известное в народе как пик активности нечистой силы.
    В результате исследования было выяснено, что в первую очередь литераторы обращаются к уже известным особенностям этой демонологической существа. Большое внимание уделяется ними умению ведьмы "поделать", а также выдаивать коров. Однако современные писатели определенной степени трансформируют способность ведьм забирать молоко у коров. Стандартно и привычно эта особенность встречается только в произведении М. Коцюбинского «Ведьма», остальные писатели объединяют такое действо с притягательностью и эротичностью ведьмы. Именно так описывает танец молодой красивой волшебницы с коровой Шевчук в рассказах "Ведьма" и "Дорога". Кстати, стоит сказать, что эротичность - именно та черта, которой в первую очередь наделяют колдунью писатели. Очевидно, это связано с таинственностью, которая всегда интересует и привлекает. Следовательно, неземной красотой наделена главная героиня повести Оксаны Забужко "Сказка о калиновой свирели", а также ведьма из романа Галины Тарасюк "аспид и Маргарита".
    Пожалуй, основным, на что обращают внимание украинские писатели ХХ в., Есть греховность ведьмы как таковой, что продала себя Дьяволу. Или не лучше это описывает Галина Тарасюк в уже упомянутом романе "аспид и Маргарита". Главная героиня настолько любила земную жизнь, роскошь, богатство, ради этого отдал Нечистому даже свою дочь.
    Мы пришли к выводу, что единственным, кто использует образ ведьмы в понимании целительницы, знахарки, является Валерий Шевчук. До этого он обращается в рассказе "Голос травы", рассказывая о старуху, которая передает свои знания ученику, от чего у нее постепенно "отнимает" руки и ноги. Здесь нужно также обратить внимание на момент, когда знахарка учила мальчика забирать с неба звезды. Это умение ведьмы толкуется писателем не как кража, а как символическое обретения счастья, богатства и т.п., которые якобы воплощаются в звездах.
    Сравнивая использование образа ведьмы в произведениях литераторов ХХ ст., Необходимо подчеркнуть, что лучше все знания об этом существе освещены в романе "аспид и Маргарита" Г.Тарасюк. Именно в этом произведении сочетаются архаичные знания о волшебнице, все ее давние, известные особенности с современным толкованием образа. Здесь перед читателем предстает современная ведьма, которая продала душу Дьяволу ради богатого и роскошной жизни. В данном произведении писательница сумела вплести все умения и особенности архаической ведьмы в наш современный цивилизованный мир. Возможно, именно поэтому роман воспринимается довольно правдоподобно, не дилячись на его частичную фантастичность.
    В целом следует отметить, что к образу ведьмы все смелее обращаются современные украинские писатели. Интересно, что, используя его, они пишут не фантастику, а достаточно реалистические произведения, в события которых можно поверить. Очевидно, трудно придумать что-то новое в образе женщины-волшебницы - все нужное давно дорисовала народная фантазия. А потому писатели пользуются всеми известными чертами и особенностями украинской ведьмы. Правда, они создали ее более женственной, а потому прежде всего хорошей, красивой, соблазнительной, но одновременно греховной, немного злой и опасной.
 







Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Забужко О. Сказка о калиновой свирели / / Избранная проза. - М.: Научное издательство "АКТА", 2003. - 680 с.
2. Коцюбинский М. Ведьма / / Повести, рассказы. - К.: Наукова думка, 1974. - 382 с.
3. Тарасюк Г.Т. Аспид и Маргарита / / Женские романы: Проза. - Бровары: изд-во ООО "МН ТРК" Возрождение ", 2006. - 288 с.
4. Шевчук В.А. Ведьма / / Избранные произведения: Роман-баллада. Рассказы / Передм. Жулинского. - М.:, 1989. - 526 с.
5. Шевчук В.А. Голос травы / / Избранные произведения: Роман-баллада. Рассказы / Передм. Жулинского. - М.:, 1989. - 526 с.
6. Шевчук В.А. Дорога / / Избранные произведения: Роман-баллада. Рассказы / Передм. Жулинского. - М.:, 1989. - 526 с.

Литература
7. Булашев Г.А. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях. - К.: Доверие, 1992.
8. Войтович В. украинская мифология. - М.: Просвещение, 2002. - 664 с.
9. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнограф. очерк / худож.-оформитель Л.Д.Киркач-Осипова. - Харьков: Фолио, 2004. - 508 с.
10. Завадская В., Музыченко Я., Таланчук., Фольклору А. 100 самых известных образов украинской мифологии. - К.: Орфей, 2002. - 448 с. ("100 самых").
11. История украинской культуры / Под заг.ред. И.Крипьякевича. - М.: Просвещение, 1994. - 656 с.
12. Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении. - Факс.Вид. - М.: АО "Обереги". - Кн.1, Т-1, Т-2, 1994. - 392 с.
13. Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении. - Факс.Вид. - М.: АО "Обереги". - Кн.2, Т-3, 1994. - 372 с.
14. Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении. - Факс.Вид. - М.: АО "Обереги". - Кн.2, Т-4, 1994. - 178 с.
15. Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении. - Факс.Вид. - М.: АО "Обереги". - Кн.3, Т-5, Т-6, 1994. - 239 с.
16. Клинец Ю. Купальская обрядность в Украине. - К, 1990.
17. Костомаров Н.И. Славянская мифология / Сост., Примеч. И.П.Бетко, А.М.Полотай; вступительная ст. М.Т.Яценка. - М.: Просвещение, 1994. - 384 с. ("Литера-турне памятники Украины"). - Рус., Рос.мовамы.
18. Лановик М.Б., Лановик З.Б. Украинских устное народное творчество: учебник. - 2-е издание, стер. - М.:-Пресс, 2003. - 591 с.
19. Лозко Г.С. Украинское народоведение. - К.: Зодиак ЭКО, 1995. - 369 с.
20. Митрополит Иларион. Дохристианские верования украинского народа. - М., 1992.
21. Наумко В.И. Культура и быт населения Украины. - М., 1991.
22. Нечуй-Левицкий И. Мировоззрение украинского народа: эскиз украинской мифологии. - М., 1992.
23. Сосенко К. Рождества Коляда и Щедрый Вечер: культурологич. Рассказ. - М.: Укр.письменник, 1994. - 286 с.
24. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник / А.П.Пономарьов, Л.Ф.Артюх, Т.В.Космина и др.. - К.: Лыбидь, 1993. - 256 с.
25. Украинский: народные верования, поверья, демонология / Ред., Прим. и биогр. очерки А.П.Пономарьова, Т.В.Косминои, О.О.Боряк; Уст. ст. А.П.Пономарьова; Ил. В.И.Гордиенка. - М.: Просвещение, 1991. - 640 с; ил. ("Памятники исторической мысли Украины").
26. Чеховский И. украинский ведьма на Лысой горе (Национальные особенности ночных полетов на волшебную гору) / / Берегиня: Всеукраинский народоведческий квартальник - № 3, 2002. - С.13-33.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет