Караимы в Украине: историко-религиозный аспект





Караимы в Украине: историко-религиозный аспект.

Содержание


1. Вероучение караимов: становление и сущность ......................... 8
1.1. Возникновение и развитие Караимство ................................................. 8
1.2. Специфика вероучения, культовой практики и организации караиму ........ 20
2. Караизм в Украине: основные вехи истории ................................. 33
2.1. Появление общин караимов в украинских землях и их распространение ............. 33
       2.1.1. Первые караимские общины в Крымском ханстве ...................... 33
       2.1.2. Переселение части караимов на территорию мероприятия Украины ............ 37
2.2. Положение Караимство в ХVII - ХIХ вв. ........................................ 42
       2.2.1. Политика Российской империи по караимов и последствия ............ 42
       2.2.2. Караимские общины в Австро-Венгрии ................................. 47
2.3. Караимские общины в ХХ в ........................................................ 50
3. Проблемы Караимство в независимой Украине и пути их
3.1. Современное состояние караимских общин в Украине .................................. 59
3.2. Деятельность Всеукраинской Ассоциации крымских караимов
3.3. Перспективы возрождения религиозно-культурных традиций караимов ...... 74

Список использованной литературы ..................................... 87


Выводы
Караимское вероучения возникло в первом веке нашей эры. Эта религия основана на Ветхом Завете (в прошлом караимы называли себя сыновьями Священного Писания). Некоторые ученые относят возникновение караимской веры до времени земной жизни Иисуса Христа и считают, что она сформировалась под непосредственным влиянием основателя христианства.
Важную роль в организации духовной структуры, становлении и оформлении караизму сыграло учение Анана ибн Давида (752-840) из Басры. Аннан не претендовал на то, что он пророк. Почти все, чему он учил, находим в откровениях трех пророков - Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда. Сторонников этого учения сначала называли ананиты. Позже \ появился современный религиозный термин «караимы» (караиты). Служители культа выводят его от слов того же корня из текстов Ветхого Завета и Корана, переводя, как те, что «читают», «заклинают», «знатоки Священного Писания».
К основным факторам возникновения караимского вероучения относятся: политико-религиозная борьба внутри багдадской еврейской общины, потребность в собственном рассмотрении и интерпретации Священного Писания вместо распространения установок духовенства, строились на основе жизненных потребностей, ассимиляция раннего христианства с древнетюркской религии и - тегрианством. Также к факторам формирования караизму можно отнести его догматическую родство с христианством и исламом, что позволило новообразованной вере получить их признание.
Распространение и расцвет караимского вероучения пришелся на начало VIII - XIIИ ст.: Его религиозные общины быстро распространялись за пределы Багдада и Персии на территории сегодняшних Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции и других стран. По разным данным, караизм приняли 30-40 процентов иудеев. Наибольшее распространение караизм приобрел в Хазарском каганате, а именно - на территории Крыма, где стал этнической верой крымского населения - караимов.
Понятно, что караизм должен столкнуться с резкой критикой доминирующих религий - иудаизма, христианства, ислама. Последователями Анна были Вениамин Нахавенди и Даниил аль-Кумиси, живших в IX в. в Иране, и один из самых известных авторов законодательных произведений средневековья Абу Юсуф Якуб аль-Киркисани, живший в первой половине X в. в Египте. В основной его «Книге светил и надзорных башен» изложены законы караимского права. Они развили и догматизувалы основы караизму, создав религию, способную отстаивать свое вероучение.
Несмотря на большое тождество учения Анана, Мухаммеда и Иисуса Христа, караизм все же во многих проявлениях оригинален. Его самобытность заключается в возможности толковать иносказательно Ветхий Завет и не со всем в нем соглашаться. Допускается также считать обязанности \ "обязательно для себя только то, что верующий считает правильным. Вероучение этого течения дает возможность для каждого, благодаря свободе мысли, опираясь на свой разум и совесть, жить по наставлениями Моисея, Христа или Мухаммеда, поскольку все трое были признаны в ней пророками. Караимы верят в единого и могучего Бога, сотворившего все сущее. Он определяет людям награды и наказания за заслуги каждого и воскресит мертвых в день суда, время которого еще не определена. Душа трактовалась как бессмертна и ее судьба зависит от поведения человека при жизни на земле. Особенно почитается ими Пятикнижие Моисея заповедь милосердия. Они верят в разум верующих и считают, что человек не должен следовать только то, чему ее учат, а должна стараться сама дойти до истины.
Особенностью культовой практики последователей караизму является то, что пребывание в помещении кенасы предоставляется только мужчинам, а женщины размещаются на специальном балконе. Полы в помещениях кенасы выстлана коврами. Так, значительную часть богослужения верующие проводят на коленях. Перед входом в храм нужно разуться и омыть руки и ноги. Караимы посещают кенасу дважды в день - рано и вечером. Их богослужение состоит из нескольких частей - хвалебной, благодарной, покаянной, молитвенной, исповедные. Верующие в молитве предоставляют значению не количества слов, а в глубине чувств. Богослужение проводится преимущественно на караимской языке. Празднуются ними основные праздники, которые упоминаются в Ветхом Завете. Для караимов суббота является днем отдыха, поэтому даже еда ними готовится заранее в пятницу, а основную часть времени они посвящают молитвам. До важнейших праздников караимов относится Пасха, Пятидесятница и Троица. Пасха отмечается в четверг, в соответствии с тем, что Иисус Христос праздновал ее последний раз в четверг вечером накануне пятницы. Караимы обязательно соблюдают посты, которые связываются с поминовением умерших. Постятся караимы индивидуально: каждый сам выбирает для этого время. В их культовые практике прослеживается также отрицание обязанности \ Обязательно литургии.
 Духовным и светским главой караимов является избирательный гахан. Он наблюдает за ведением газзанамы метрических записей, управляет всеми делами, касающихся религиозной жизни караимов, проживающих в подведомственном ему округе. Выбираются и священники - газзаны, старосты казначейства кенасы и общин (Габай), а также служители храмов (Шамаша), которые зажигают свечи и отвечают за хозяйство кенас. К газануть предъявляются строгие требования: отличное знание религии и обрядов, родного караимского, библейского и государственного языков. Претендент на газзана должен иметь незапятнанную репутацию и уважение в обществе. Особенностью деятельности газзанив является то, что они рассматривают и решают семейные ссоры, что обеспечивает их особое место в жизни общины.
Начальный этап распространения караимов на украинских землях относится к периоду Хазарского каганата (VIII - X вв.). Большинство исследователей считают, что их предками были племена, входившие в состав хазарского государства и местного населения и отличалось пестрым этническим составом. Древнейшая письменное упоминание о народ принадлежит самим же караимам, она датируется 1278 В Крымское ханство караимы попали мирным путем, где их было признано политической единицей, которая получила льготы и гарантии внутренней бытовой независимости. Они были в дружеских отношениях с семейным тюркским окружением, от которого отличались в основном религией. Духовным центром крымских караимов был город-укрепление Кырк-Ер (Чуфут Кале), которое расположено недалеко от столицы Крымского ханства - Бахчисарай. Кроме Кырк-Ера (Чуфут Кале) караимы жили в горах и предгорьяхях Крыму и городах Солхате (Старый Крым), Кафе (Феодосия), Гезлев (Евпатория). Караимы, которые жили в Крымском ханстве, пользовались самоуправлением и были освобождены от многих налогов.
Одним из традиционных мест проживания караимов в Украине также западные области нашей страны. В XIII в. Даниил Галицкий пригласил караимов на Галицко-Волынского княжества. В 1246 г. 80 караимских семей из крымских городов Солхата, Мангупа и Кафы переселились в Галич. В этом городе до наших дней сохранилась караимская община, однако сейчас ее численность сократилась до критического уровня. В конце XIV в. караимы расселяются в Литве. Литовский князь Витовт после похода в Крым привел с собой в Литву несколько сотен караимских и татарских семей. Будучи умелыми воинами, переселены Витовтом караимы охраняли княжеский замок и границы государства. Постепенно появлялись караимские общины и в других городах Западной Украины - Львове, Луцке, Балта и Кикизови.
После присоединения Крыма к Российской империи в конце XVIII в. город Чуфут Кале постепенно покидают жители и религиозный центр караимов переносится в Евпаторию. Крымских караимов приравняли к другим жителей полуострова и предоставили им большое количество выгод и облегчений, включая возможность владения недвижимым имуществом. Караизм в Российской империи признавался самостоятельным вероучением. Именно поэтому в паспортах крымских караимов указывалось "вероисповедания караимское". Их общины имели право духовного самоуправления, что способствовало улучшению положения народа и его сохранения. Постепенно караимы расселились и за пределами полуострова - в императорских столицах Санкт-Петербурге и Москве, в Новороссийске и в городах Украины - Киеве, Харькове, Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Бердянске. До 1917 г. в Российской империи насчитывалось 40 караимских общин, 20 караимских кенас. Общая численность караимов составляла 14000 человек.
В Западной Украине караимов также освобождали от некоторых налогов и считали мирным и трудолюбивым народом. Каждая их община имела свою кенаса. И все же, несмотря на это, в среде караимов происходил определенный религиозный упадок. Подтверждением этого стало незнание большинством караимов гебрайской письменности, отвергало возможность чтения священного письма в оригинале. С прибытия в Галич братьев Гамишбарив из Литвы начинается новая эпоха в жизни галицких караимов. Старший из них Иосиф стал газануть общины и реформировал ее по литовскому образцу. Они развернули очень оживленную деятельность как в религиозной, так и в общественной жизни своей небольшой общины.
Сокращение численности караимов в ХХ ст. объясняется двумя войнами, несколькими голодовками и эпидемиями. Главная же причина заключается в динамическом ассимиляции из-за распространения смешанных браках. После Октябрьской революции 1917 г. определенная часть крымских караимов вместе с войсками Врангеля эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию.
При советской власти практически полностью ликвидировались караимские общины и их религиозные структуры. В 1930-1940 гг национальные организации и храмы караимов были закрыты. Религиозные обряды стали отправляться преимущественно дома. В бывшем СССР действовал только один храм караимов в Трак (Литва). Караимов лишили их храмов и школ, а следовательно возможности изучать родной язык, историю и культуру. В плачевном состоянии оказались караимские святыни - крепость Чуфут Кале и ее храмы, прилегающее к ней родовое кладбище, кенасы Евпатории. Было также уничтожено или разрушено большое количество памятиПамятник на кладбище Балта Тимейз. Во время Второй мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны оккупационных властей, поскольку немецкие исследователи их относили к евреям. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) они разделили судьбу евреев, поскольку многие из них уничтожили в Бабьем Яру. После освобождения Крыма от фашистов часть караимов была депортирована вместе с крымскими татарами и другими народами, поскольку считалось, что они массово сотрудничали с немцами.
Согласно последней переписи населения Украины (2001г.), в Крыму насчитывается 786 караимы (0.03% населения автономии), а всего по Украине их 1196 человек. С XIX в. караимы проживают в крымских городах Симферополь, Евпатория, Бахчисарай, Феодосия, Севастополь, Ялта, Керчь и Армянский Базар. На сегодняшний день, по приблизительным оценкам, караимский Евпаторийская община насчитывает около 360 человек. Примерно столько же караимов живет и в Симферополе. Еще около 100 человек - в Феодосии, около 50 - в Севастополе, 30 - в Ялте, 50 - в Бахчисарае. Сейчас караимская община Крыма пытается возродить практически полностью утраченные за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Большинство современных крымских караимов - люди с высшим образованием. Это преимущественно работники науки, культуры, образования. Особенно отчетливо этот процесс прослеживается в Евпатории, где снова начал действовать один из молитвенных комплексов и находится в процессе реставрации другой. К сожалению, следует отметить, что далеко не все традиции, особенно те из них, которые связанысвязаны с религиозными практиками, удается восстановить в той форме, в которой они существовали до революции. Препятствиями этом остается ряд проблем, в частности это отсутствие правовой базы для обеспечения представительства в органах власти, возможность предоставления соответствующего статуса национальным святыням; возвращение народу культовых и общинных помещений, создание и реализация программ сохранения народа и его вероучения; открытие библиотек и этнографических музеев, предоставление возможности общаться караимам различных государств; возвращения депортированных сбор предметов материальной культуры, исследования и детальное ознакомление с историей и религией караимского этноса.
Всеукраинская Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» была создана для обединение представителей караимского народа на территории Украины, путем сохранения и развития его материальной и духовной культуры. Члены этой организации участвуют в различных конференциях, выставках и других мероприятиях, проводимых Ассоциацией, и общинами Крыма, отмечают народные и религиозные праздники. Главными направлениями деятельности Ассоциации являются: изучение родного языка, сохранение святынь, национально-культурных и религиозных традиций (праздники фольклора, издание литературы), создание учебных заведений, реализация программ национально-культурного развития, сохранение культурного наследия, памятиПамятник истории и культуры, мест захоронения, разработка и осуществление совместных проектов с участием караимских обобъединений Украины и иностранных учреждений и организаций.
Караимский народ Крыма вопреки всем бурям истории сохранился с первого тысячелетия до наших дней. Представителей этого этноса осталось меньше 2 тысяч. За это время целый ряд более более многочисленных народов ушли в небытие, оставив после себя лишь археологические памятиПамятники, эпиграфику, даже рукописи. Но звучит их слово, не возрождаются традиции, не увеличиваются культурные ценности, которые стали достоянием музеев. Сохранить идентичность такого маленького народа очень трудно, особенно в XIX - XX вв. в звсвязи с быстрым ростом урбанизации, миграции населения, информационным давлением со стороны сильных народов. Не следует забывать и опустошительные войны ХХ ст., Которые поставили под угрозу саму физическую основу существования многих народов. Но все же караимы выжили. И теперь, после провозглашения независимости Украины, у караимов с \ появилась возможность возродить культурные и религиозные традиции на родине - в Крыму. Появилась возможность изучать свою полузабытую язык, сохранить и исследовать исторические памятники. И все же без действенной поддержки государства невозможно возродить этно-культурное наследие караимов. Необходима разработка специальной государственной программы по сохранению этого народа, в котором должны быть предусмотрены все необходимые для этого средства.













CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакалярчик М. Происхождение караимов (в свете антропологических исследований 30-70гг. ХХ ст.) / / Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. Галич, 6-9 сентября 2002. - Львов-Галич: Сполом, 2002. - С. 156-158.
2. Бебеш Б. Крымские караимы - тюрки / / Крымские известия. - 1997. - № 12. - С. 8-10.
3. Белый А. Из истории караимской общины Крыма в конце VIII-начале XIX в. / / Крымский музей. - 1995. - № 1. - С. 34-45.
4. Богачевская И. Малый народ на распутье (О самоиндефикацию крымских караимов) / / Наука и религия. - 2003. - № 11. - С. 8-12.
5. Богославская В. Научный Совет Ассоциации «Крымкарайлар» / / Къырым. - 2009. - № 78. - С. 12.
6. Герцен А., Могаричев Ю. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-Кале. - Симферополь: Таврия, 1993. - 128 с.
7. Горюнова А. Караимы в Крыму: истоки и современность. - Симферополь: Таврия, 2007. - 63 с.
8. Дашкевич Я. Миграция караимов в Русь-Украину и Литву (IX-XIV вв.) / / Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции (приложение). Галич, 6-9 сентября 2002. - Львов-Галич: Сполом, 2002. - С. 164-192.
9. Дехтярева Н. Волынско-Галицкая караимская община / / Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции (приложение). Галич, 6-9 сентября 2002. - Львов-Галич: Сполом, 2002. - С. 197-199.
10. Дзюба А. Караимские адрес Харькова / / Къырым. - 2007. - № 38. - С. 8.
11. Зайончковский А. Очерки караимской религии. - Симферополь: Таврия, - 2008. - 31 с.
12. Ешвович Я. Галицкая караимская община в ХХ веке / / Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. Галич, 6-9 сентября 2002. - Львов-Галич: Сполом, 2002. - С 4-11.
13. История религии в Украине. Учебное пособие / Под ред. А. Колодного и П. Яроцкого. - М.: Знание, 1999. - 756 с.
14. Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. Галич, 6-9 сентября 2002. - Львов-Галич: Сполом, 2002. - 211 с.
15. Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции (приложение). Галич, 6-9 сентября 2002. - 211 с.
16.
17. - 136 с.
18.
19. - 2002. - № 12. - С. 15-16.
20. - 2003. - № 4.
21. - 2005. - № 9.
22. - 2005. - № 11.
23. - 2005. - № 4.
24. - 2005. - № 8.
25. - 2009.
26.
27.
28. - 2000.
29.
30. - С. 84-89.
31. - 2008. - С. 11.
32. - 2005. - № 5.
33. - № 10.
34. - 2008.
35. - 2009.
36. - 2005. - С. 5-6.
37. - 2008.
38. - 1995.
39.
40.
41. - 1993.
42.
43.
44.
45. - 1997.
46.
47.
48. - 2000.
49.
50. - 2003.
51.
52. - 152 с.
53. - С. 2.
54. - С. 4.
55.
56. - 1994.
57.
58.

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет