Коррекция школьной тревожности в младшем школьном возрасте





курсовая работа, 40 страниц
Заключение

Проанализировав теоретические источники по проблеме повышенной тревожности младших школьников, можно сделать вывод, что в психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Тревога рассматривается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного волнения, что связаносвязывается в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного, значимого для человека в условиях неопределенности. Это эмоциональный аспект тревожности.
Тревожность - это постоянная или ситуативная свойство человека, которое приводит к состоянию повышенного беспокойства, чувство страха и тревоги в специфических социальных ситуациях [9, 81].
Ученые считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения - "стресса". Можно сделать вывод о том, что такие формы поведения как эмоциональное переживание, беспокойство, неуверенность за свое благополучие, может рассматриваться как проявление тревожности.
Исследовав особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста, выявлено, что дети с высоким уровнем тревожности склонны к каким-либо страхов. Большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний, в занижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Тревожность влияет на мотивацию. Тревожность не обязательно \ Обязательно проявляется непосредственно в поведении, тем это - субобъективное неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, подавляет психику.
Главной причиной возникновения тревожности у детей считается неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерьюю.
По результатам анализа нашего исследования, чаще всего у детей младшего школьного возраста проявляется повышенный уровень общей тревожности в школе - 88,20%, страха самовыражения - 77,60%, страха несоответствия ожиданиям окружающих - 67,10%, страхов в отношениях с учителями - 93,00%.
Определив влияние специально разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что она является действенной и приносит положительные результаты.
На основе опыта проведения коррекционных занятий с тревожными детьми экспериментальной группы, мы убедились, что они действительно влияют на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста. Они положительно повлияли на эмоциональную сферу детей, а также изменили проявления тревожности в поведении на покой, равновесие, отсутствие эмоционального и физиологического напряжения.
Результаты повторного диагностического среза показали, что уровень тревожности у участников экспериментальной группы снизился в различных аспектах: общей тревожности, школьной тревожности, фрустрации потребности в достижении успеха, страха несоответствия ожиданиям окружающих, низкого физиологического противостояния стрессу, проблем и страхов в отношениях с учителем. У участников контрольной группы, которые были продиагностовано, но не участвовали в коррекционно-развивающие работе, уровень тревожности не снизился и остался примерно на том же уровне, что сначала.
Итак, можно сделать вывод, что разработанная нами коррекционно - развивающая программа эффективна в преодолении высокого уровня тревожности младших школьников.
 
Список литературы

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологическому метод оценки тревожности / / Психологический журнал. - 1997. - № 2. - 38с.
2. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе - М.: Совершенство, 1997. - 298с.
3. Гордеева А. Тревожность младших школьников в процессе адаптации к школе: пути и методы психокоррекции / / Психолог. - 2009. - № 14. - Апрель. - С. 1-24
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
5. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 109с.
6. Ковальчук. Возникновение тревожности у детей и профилактика страхов / / Психолог - 2009. - № 11-12, март. - С. 22-23
7. Кученко Т.А. О детской тревожности. / / Воспитание школьников. - 2002 - № 5
8. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления / / Советская педагогика. - 1963. - № 5. - С. 38-40
9. Обухова Л.Ф. Детская и возрастная психология. - М., 1996. - 169с.
10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. - 216с.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 2000
12. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский - Самара "Бахрах", 2000
13. Психическое здоровье ребенка - К.: Ред. загальнопед. газет, 2003. - 112с.
14. Психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., Испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1 - М.: ВЛАДОС, 2003
16. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. Кн.2 - М.: ВЛАДОС пресс, 2001. - 529с.
17. СкворчевськаО.В. Игровые методики работы с учнями1-4 классов. - Харьков «Основа», 2007. - 207с.
18. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин - Минск.: Харвест, 1997. - 800С.
19. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000
20. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей М.: Академия, 1996 - 152с.
21. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. - 149с.
22. Тревожные дети 5-10 лет. Коррекционная программа / / Психолог. - 24 (360). - Июнь. - 2009. - С. 3-15
23. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / / Практическая психология в образовании - М.: Изд-во «Совершенство», 1988.
24. Шебанова В.И. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / / Педагогика и психология. - 2001. - № 2. - С. 108-119.
25. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция - М.: МГУ, 1990. - 197с.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет