Взаимосвязь Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций юриста





СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I Теоретический анализ понятия Я-образа, самооценки, ценностных ориентаций и исследование механизма их взаимосвязи .............................. ......... 7
1.1. Понятие Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций юриста ....... 7
1.2. Взаимосвязь Я-образа, самооценки, ценностных ориентаций и факторы, влияющие на их формирование ............................... ................ 20
Раздел II Взаимосвязь Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций юриста как фактор влияния на его профессиональное становление и профессиональную

Список использованной литературы ............................................. ......... 58
Приложение
Приложение
Приложение

 

 

 

ВЫВОДЫ
Сегодня не существует единого мнения относительно понятия Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций. Так, одни авторы рассматривают Я-образ как самостоятельный элемент самосознания, другие же включают его в структуру Я-концепции личности, но и первые, и вторые соглашаются с тем, что Я-образ в целом - это описательная характеристика лицом самой себя. Учитывая это и учитывая тот факт, что структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает с понятием и структурой самосознания личности, под понятием Я-образа юриста следует понимать самостоятельный описательный элемент его Я-концепции, включающей в себя когнитивный (представления о своих профессиональных способности и возможности), эмоционально-оценочный (отношение к себе как профессионал) и поведенческий (стремление быть понятным, определения стиля деятельности, повышения своего профессионального статуса) элементы. Для формирования личности юриста важно насколько Я-образ дифференцированный, его "выпуклость", целостность и устойчивость. Можно выделить реальный Я-образ юриста (то, что человек думает о себе в данный момент как о субъекте юридической профессии) и идеальный образ Я (представление человека о том, какой она должна была бы стать в профессиональной сфере, исходя из усвоенных моральных норм и мотивирует поведение в этой сфере), большое различие между которыми нередко приводит к депрессии, вызванной недостижимостью идеала.
Самооценка юриста включает в себя оценку им самого себя как профессионала, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей, на основе ценностных ориентаций, которая проявляется в оценочном отношении к себе и является стержневым структурным компонентом самосознания личности. Уровень самооценки личности определяется путем сопоставления уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности, путем интериоризации чужих оценок, а также посредством сопоставления реального и идеального Я-образов.
Ценностные ориентации юриста можно определить как совокупность профессиональных, идеологических, нравственных, этических и других оснований для оценки им событий и явлений в профессиональной сфере, окружающей действительности в целом, а также ориентации в ней, которые проявляются в целях, идеалах и убеждениях. Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными ценностями и образуют сложную многоуровневую иерархическую структуру, в которой одни ценности для человека более важными, другие - менее, что в свою очередь управляет лицом при выборе лицом мотивов в процессе принятия решений. Выделяют три формы существования ценностей - общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности, которые дифференцируются в различные подвиды. На завершающем этапе обучения студентов сформированы позитивные профессиональные и социальные ценности.
Устойчивость ценностных ориентаций и самооценки личности влияют на выбор ею мотивации при осуществлении профессиональной деятельности, а также помогают адаптироваться в новой среде и при изменении условий труда.
На строительство и изменение Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций юриста влияют: социальные условия - нормы социального окружения, социальные реакции других людей, в частности коллектива, в котором человек работает и индивидуальный опыт - критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Находятся в тесной взаимосвязи, Я-образ, самооценка и ценностные ориентации значительной степени влияя на профессиональную сознание человека. Так, на формирование Я-образа человека влияет то, насколько для нее важна определенное качество, которое оценивается, т.е. система его ценностных ориентаций. К тому же невозможно однозначно утверждать о характере самооценки индивида, не зная какие именно качества, ценностные ориентации человека ставит критерием формирования собственной самооценки. Я-образ же, в свою очередь, помогает человеку вырабатывать эффективные жизненные ориентации, и меняет свою устойчивость при изменчивости самооценки. Кроме того, корреляция между Я-образом и самооценкой проявляется в том, что: высокая самооценка способствует построению позитивного Я-образа, низкая - негативного, что приводит к неприятию себя.
На основе анализа результатов эмпирического исследования взаимосвязи Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций студентов-юристов, было установлено, что подавляющее большинство (68%) из них имеет средний уровень самооценки. Кроме того, чем выше у человека самооценка, тем больше интегрированность ее Я-образа; чем ниже самооценка, тем меньше прослеживается в человеке способность к самокритике (рефлексии). Значимость того или иного образа Я для человека зависит от тех ценностей, которые для нее важнее (семейные, социальные, моральные, или личностные) и не зависит от уровня его самооценки. В иерархии Я-образов первое место занимает нравственное Я (в некоторых наряду с моральным важнее личностный) Я, и менее значимым является социальный Я-образ. Из сказанного следует, что для студентов важными выступают морально-этические ценности и чувство личностной ценности. Ощущение особой адекватности и ценности в социальных взаимодействиях с другими людьми играет большую роль в становлении личности юриста, однако результаты опроса показывают, что социальное Я, т.е. отношение к другим людям, для респондентов является менее важным. Кроме того, выбор человеком тех или иных ценностей, как наиболее важных, не зависит от уровня его самооценки. Самооценка в данном случае влиять только на то, будет ли человек упорным в достижении тех идеалов, которые она для себя определила.
Формирование Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций юриста происходит на основе требований нормативно-правовых актов (соблюдение профессиональной тайны, объективность) и юридической этики (честность, порядочность, коммуникативные способности, справедливость). Однако сегодня в нашем государстве недостаточно внимания уделяется нравственному воспитанию юристов, что выступает одной из причин их профессиональной деформации. Для успешного развития таких важных качеств юриста, как коммуникабельность, уравновешенность и высокий уровень интеллектуального развития, у лица должна быть сформирована адекватная самооценка и устойчивая система ценностных ориентаций.
Очень тесно с интеллектуальной деятельностью, связано понятие рефлексии, которая в процессе решения нестандартных задач приводит к повышению самооценки личности, выступает фактором формирования системы ценностных ориентаций и построения и реализации ее нового целостного Я.
Система ценностных ориентаций юриста выступает основой формирования его мотивационной сферы, которая играет важную роль в процессе осуществления им морального выбора. Формирование мотивов происходит путем влияния социально-психологических факторов профессиональной деятельности и изменения мотивации на разных этапах профессионального становления. Выделяют внутренние и внешние мотивы трудовой деятельности. Важнейшими являются внутренние мотивы, поскольку побуждающей силой в данном случае выступает не внешняя награда, а значимые для человека факторы, которые отражаются в ее ценностных ориентациях и детерминирующих поведение независимо от ситуации. С общественной природой мотивации деятельности связан влияние, осуществляет на ней оценка обусловлена общественными нормами и самооценка. При осуществлении нравственного выбора юрист руководствуется ценностных ориентаций, поэтому они должны соответствовать нормам этики, морали и не противоречить требованиям закона. По результатам исследования у студентов-юристов сформированы позитивные ценностные ориентации, однако они явно недостаточно устойчивыми, поскольку довольно часто меняются и теряют свою значимость для индивида, однако выяснение истинности такого предположения требует отдельного эмпирического исследования.
Самооценка личности, наряду с изменениями мотивации ее деятельности, может привести к профессиональной деформации, предотвратить которой может устойчивость Я-образа, система ценностных ориентаций и высокий уровень профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация и правосознание, которые выделяют элементами социализации личности, выступают важным условием приспособления человека к условиям труда Правосознание мотивирует поведение человека, а профессиональная адаптация формирует способность разрешать противоречия, возникающие в жизни достигая равновесия. Поскольку на личность влияют негативные социально-психологические факторы, процесса профессиональной адаптации путем преодоления этих негативных воздействий способствует сформированность ценностных ориентаций юриста. Профессиональная адаптация выступает этапом профессионализации, во время которой может измениться много качеств личности. Проблема становления профессионала опирается и на понятие профессионализм, ведь развитие личности профессионала способствует построению профессионального образа Я.
Учитывая то, что в большей или меньшей степени, все подвержены влиянию коллектива, в котором работают и условиям труда, в которых приходится осуществлять свою деятельность, полностью предотвратить влияние негативных факторов, царящих в этом коллективе и факторов, обусловленных спецификой самой профессии , практически невозможно. Однако у юриста необходимо формировать устойчивые ценностные ориентации, адекватную самооценку и мотивацию, которые помогли им адаптироваться в сложных условиях и хотя бы частично предотвращали профессиональной деформации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины: действующее законодательство. - М.: Изд. Паливода А.В., 2004. - 88 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Украины: действующее законодательство. - М.: Изд. Паливода А.В., 2005. - 200 с.
3. Гражданский процессуальный кодекс Украины: официальное издание. - М.: ООО "ИГВИНИ", 2005. - 200 с.
4. Кодекс административного судопроизводства Украины: официальное издание. -К.: Концерн "Издал. Дом "ИнЮрис", 2006. - 168 с.
5. О милиции: Закон Украины от 25.12.1990 / / Российская юстиция. - 1991. - N 4. - Ст. 20.
6. О прокуратуре: Закон Украины от 5.11.1991 / / Российская юстиция. - 1991. - N 53. - Ст. 793.
7. Об адвокатуре: Закон Украины от 19.12.1992 / / Российская юстиция. - 1993. - N 9. - Ст. 62.
8. О нотариате: Закон Украины от 02.09.1993 / / Российская юстиция. - 1993. - N 39. - Ст. 383.
9. О судоустройстве: Закон Украины от 11.12.2003 / / Российская юстиция. - 2002. - N 27-28. - Ст. 180.
10. Присяга сотрудника внутренних дел Украины утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28. 12. 1991 / / Правительственный курьер. - 1992. - № 1. - Ст. 56.
11. Правила адвокатской этики: утверждены Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете министров Украины 01.10.99 / / Юридический вестник Украины. - 1999. - N 46. - Ст. 56.
12. Амосов Н. М. Природа человека. - К.: Наукова думка, 1983. - 221 с.
13. Андросюк В. Г., Казмиренка Я. Ю. Юридическая психология. - М.: Издательский Дом "Ин Юре", 1999. - 352 с.
14. Аронсон Э.., Уилсон Т. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: Прайм-ЭВРОЗНАК, 2002. - 560 с.
15. Бедь В. Юридическая психология. - К.: Каравелла, 2003. - 376 с.
16. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 419 с.
17. Бехтерев В. М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - 480 с.
18. Биленчук Д. Юридическая деонтология. - М.: АТИКА, 1999. - 320 с.
19. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Издательство Московского университета, 1998. - 188 с.
20. Бодалев Л. В. Личность и общество. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
21. Васильев В. Л. Юридическая психология. - Санкт-Питербург: Питер Пресс, 1997. - 656 с.
22. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - 286 с.
23. Гусарев С. Д. Юридическая деонтология. - К.: ВЕРА - Р, 1999. - 506 с.
24. Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 212 с.
25. Дружинина В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов - САДС-Питербург: Питер, 2003. - 651 с.
26. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 512 с.
27. Еникеев М. Общая, социальная и юридическая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 752.с.
28. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Издательство Московского университета, 1988. - 197 с.
29. Коновалев В. Е. Правовая психология. - М.: Консум, 1997. - 154 с.
30. Красников Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: Форум, 2004. - 207 с.
31. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
32. Романов В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрист, - 2002. - 488 с.
33. Рубенштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
34. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
35. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000. - 336 с.
36. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. - М.: Зерцало, 1998. - 352 с.
37. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.
38. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученический коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
39. Андрощук А. каноны профессиональной этики юристов Украины / / Юридическая практика. - 2000. - № 16 (122). - С. 33-34.
40. Баранник В. А. Психологические особенности самооценки военнослужащих с девиантным поведением. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2004. - 20 с.
41. Бегун В. Нужно проверять честность и порядочность будущего юриста / / Юридический журнал. - 2003. - № 6. - С. 21-23.
42. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / / Вопросы психологи. - 2002. - № 2. - С.28-39.
43. Грись А. "Я-образ" как психологический фактор социальной дезадаптации личности / / Социальная психология. - 2005. - № 6 (14). - С. 59-67.
44. Гуменюк А. Структурно-функциональное взаимодополнение составляющих Я-концепции человека / / Социальная психология. - 2005. - № 5. - С. 66-75.
45. Кайгер В. Адаптивные механизмы самосознания и самоидентификации / / Социальная психология. - 2005. - № 6 (14). - С. 84-94.
46. Каламаж Р. В. Проблемы формирования психологической компетентности магистров государственной службы / / Научные записки. Серия "Психология и педагогика". - Острог: Изд-во Национального университета "Острожская академия". - 2005. - Вып. 6. - Ч. 1. - С. 127-134.
47. Климчук А. Психологические детерминанты развития внутренней мотивации студентов в учебной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2004. - 20 с.
48. Кон И. С. От самооценки - к "образа Я" / / Психология самосознания. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - С. 57-74.
49. Кригер Г. Н. К изучению пробелмы самосознания личности в отечественной психологии / / Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 22 - 24.
50. Макаренко П. В. Профессиональная Я-концепция будущих специалистов правоохранительной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2001. - 18 с.
51. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя / / Вопросы психологии. - 1992. - № 8. - С. 59-64.
52. Нагорана И. Диагностика Я-концепции: адаптация теста «Тенесийська школа Я-концепции» / / Практическая психология и социальная работа. - 2005. - № 12. - С. 55-58.
53. Нагорана И. Диагностика Я-концепции: адаптация теста «Тенесийська школа Я-концепции» / / Практическая психология и социальная работа. - 2005. - № 12. - С. 11-14.
54. Налчаджян А. А. подструктуру и функции Я-концепции / / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - С. 275-296.
55. Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценности-мотивационных ориентаций личности / / Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 25-36.
56. Островская Е. Ю. Взаимосвязь Я-образа, самооценки и ценностных ориентаций младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2003. - 23 с.
57. Пасичник И. Д. Рефлексия как механизм организации творческого мышления и саморазвития личности / / Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 39-45.
58. Пасечник И. Д. Формирование правовой рефлексии в условиях постсоветских трансформаций / / Материалы конференции "Социально-психологические проблемы постсоветских преобразований". - Острог, 2004. - С. 1-2.
59. Пилипенко Н. Н. Влияние кризиса профессионального становления на саморазвитие личности / / Педагогика и психология. - 2005. - № 2 (47). - С. 116-126.
60. Пилипенко Н. Психологические особенности самореализации личности в условиях профессионального кризиса / / Социальная психология. - 2005. - № 3. - С. 72-79.
61. Плешко К.Василь Маляренко: «В Украине чаще апеллируют к воле начальника, а не воле закона» / / Закон и Бизнес. - 2005. - № 46. - С. 16.
62. Подкопаев С. В. Этика судей: международный опыт и проблемы регулирования в Украине / / Вестник Верховного Суда Украины. - 2000. - № 2. - С.16-19.
63. Прилуцкий С. Присяга судьи: старая категория - новый правовой смысл / / Право Украины. - 2001. - № 6. - С. 102-105.
64. Притыка Д. Судебная независимость - этика и проблемы коррупции / / Право Украины. - 2000. - № 1. - С.18-20.
65. Селиванов В. Частно-правовые основы развития отечественной юридической науки / / Право Украины. - 2001. - № 6. - С. 102-105.
66. Сенчак И. Роль правовой рефлексии в формировании интеллектуальной культуры юриста / / Материалы конференции "Социально-психологические проблемы постсоветских преобразований". - Острог, 2004. - С. 5-7.
67. Соколова Е. Т. Личностные детерминанты образа физического Я / / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - С. 406-409.
68. Тодор Л. Д. Психологические условия формирования жизненных перспектив в ранней юности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2000. - 19 с.
69. Федоренко А. Социально-психологические факторы формирования самооценки будущих руководителей подразделений МВД / / Социальная психология. - 2005. - № 5. - С. 83-92.
70. Фиолевський Д. Актуальные проблемы юридического образования / / Право Украины. 2004. - № 2. - С. 22-24.
71. Фролов В. Кодекс судейской этики / / Юридическая Практика. - 2002. - № 50 (260). - C. 12-13.
72.
73. - 431 с.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет