Совершенствование монетарной политики правительства Украины





СОДЕРЖАНИЕ



1. Теоретические аспекты исследования монетарной политики ...................... 6
1.1. Суть монетарной политики ее цели и место в общегосударственной экономической
1.2. Механизм осуществления и инструментарий монетарной политики .................... 13
1.3. Центральный банк как институт реализации монетарной политики Украины .... 23

2. Оценка эффективности монетарной политики в Украине ....................... 30
2.1. Основные этапы монетарного развития в Украине ........................................... 30
2.2. Динамика основных монетарных показателей в Украине за 2005-2008
2.3. Эффективность денежно-кредитной политики и ее последствия ........................... 52

3. Пути совершенствования монетарной политики Украины ...................... 58
3.1. Улучшение политики учетного курса .............................................. .......... 63
3.2. Зарубежный опыт регулирования монетарной сферы и проведения валютно-курсовой
3.3. Оптимизация монетарной стратегии в Украине ............................................. ..... 71

Заключение
Список использованных источников ............................................... ................................. 83



ВЫВОДЫ

Итак, монетарная политика - это мероприятия и действия регулятивного характера, которые осуществляются непосредственно центральным банком или с его участием и реализуются через денежный рынок во всех его разновидностях, включая валютный. Монетарная политика - одна из главных составляющих системы государственного регулирования рыночной экономики. Это обстоятельство само по себе свидетельствует о чрезвычайно важной роли монетарной политики, поскольку нормальное развитие рыночного общества невозможен без соответствующей коррекции экономических процессов со стороны государства. Данное положение мировая экономическая мысль признает как неопровержимое, дискуссии ведутся лишь по степени такой корректировки.
Монетарная политика в рыночной экономике преследует следующие функции: стратегические, промежуточные i тактические.
Стратегическими обычно есть цели, которые определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Ими могут быть рост производства, рост занятости, стабилизация цен, сбалансирование платежного баланса. Каждая из этих целей столь важна для общества, что властные структуры могут ставить перед собой задачи одновременно реализовать их yci или большую их часть.
Промежуточные цели монетарной политики заключаются в таких изменениях определенных экономических процессов, которые будут способствовать достижению стратегических целей. Поскольку в рыночных условиях экономический рост, занятость, динамика цен, состояние платежного баланса и другие макроэкономические показатели определяются прежде состоянию рыночной конюнктури, промежуточными целями монетарной политики является изменение последнего в направлении, которое определяется стратегической целью.
Тактические цели - это оперативные задачи банковской системы по регулированию ключевых экономических переменных, прежде денежной массы, процентной ставки и валютного курса, для достижения промежуточных целей. По каждому из этих показателей может относиться одно из трех заданий: рост, стабилизация, снижение.
К общим методам реализации монетарной политики относятся:
1. Политика учетной ставки - это регулирование оплаты (процента) по займам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам, что влияет на их способность расширять кредитные операции;
2. Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг с целью воздействия на ресурсы коммерческих банков. Основными видами ценных бумаг, с которыми проводят операции на открытом рынке, являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства \ вязания, облигации государственных займов правительства и местных органов власти, облигации отдельных частных компаний, допущенных к биржевой торговле, а также некоторые другие первоклассные краткосрочные ценные бумаги. Чаще центральные банки используют государственные долговые обязательства \ вязания.
3. Политика обязанностиобязательным резервам. Политика резервных требований центрального банка относительно коммерческих банков существует во многих странах мира и применяется с целью обеспечения ликвидности банков и денежно-кредитного регулирования. Необходимость проведения такой политики заключается в том, что между размером резервов и банковскими операциями прослеживается соответствующий взаимосвязьсвязь, который может повлиять на деятельность коммерческих банков, особенно на денежно-кредитную политику.
В Украине главным субобъектом монетарной политики является Национальный банк. Кроме него, в выработке монетарной политики политики участвуют следующие органы государственного регулирования экономики - Miнicтеpcтво финансов, министерство экономики, непосредственно правительство, Верховная Рада. Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат opiентирамы для формирования целей монетарной политики (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, piвeнь занятости и др.).. Верховная Рада, кроме того, регулярно заслушивает доклады Председателя НБУ и получает информацию банка о состоянии денежно-кредитного рынка в Украине.
Монетарная политика в Украине в разные периоды развития ее экономики осуществлялась адекватно тем процессам, которые происходили в сферах макроэкономики, фискальной и структурной реформ. Монетарная политика способствовала экономическому росту, приостановлению галопирующей инфляции, а также направлена на обеспечение стабильности национальной валюты.
В Украине продолжает действовать разноплановый монетарный устройство (определяется несколько целей проведения монетарной политики, которые связанысвязаны с уровнем обменного курса, уровнем инфляции, объемам отдельных монетарных агрегатов).
Реализация монетарной политики обеспечивается смешанным методом (частично с использованием рыночных инструментов, частично - административных).
Осуществив оценку монетарной политики Украины, можно сделать следующие выводы:
- Экономическая политика на протяжении последних лет ориентировалась прежде всего на стимулировании частного потребления. Это находило отражение в существенном увеличении зарплат, пенсий и других составляющих доходов граждан. За период с 2004 г. до 2007г. реальная заработная плата повысилась более чем на 60%, а производительность труда - всего на 15,7%. Такая же тенденция сохранялась и в 2008г. - Средняя реальная заработная плата за 9 месяцев выросла на 8,4%, тогда производительность труда - на 5,8%. Такая политика не только не стимулировала к более производительному труду, а наоборот - способствовала формированию в обществе иждивенческих настроений;
- Темпы роста реального ВВП в 2008 г. составили 2,1% (в 2007 г. - 7,9%), что является наихудшим показателем за период после восстановления в 1999 г. процессов экономического роста. Объемы промышленного производства в 2008 г. снизились впервые с 1998 г. на 3,1%. Инфляционная динамика в 2008 г. была неоднородной - ее существенное ускорение в январе - мае 2008 г. (до 31,1% в годовом измерении) сменилось последующим замедлением (до 22,3%);
- Умеренная динамика роста показателя монетарной базы, объем которой увеличился на 31,6% (в 2007 г. - на 46%), свидетельствовала о сдержанный характер монетарной политики в 2008 году. Показатель прироста монетарной базы в годовом измерении (в расчете до соответствующей даты прошлого года) имел превалирующее тенденцию к замедлению, начиная с октября 2007 года;
- Благоприятные макроэкономические и монетарные условия до августа 2008 года стимулировали активное наращивание банками активно-пассивных операций определенного улучшения качественных характеристик. В 2008 г. общий объем депозитов увеличился на 18,2% (в прошлом году - на 51,9%) - до 330,9 млрд. грн. В общей структуре депозитов на протяжении всех лет преобладали вложения в национальной валюте. В 2008 году их доля составляла 63,6%, соответственно доля вложений в иностранной валюте - 36,4%. Относительно вкладов населения, то они также преобладали в общей структуре депозитов. Их доля в 2008 году составила 59,2%, соответственно доля депозитов юридических лиц равнялась 40,8%;
- В структуре общего объема кредитов в экономику Украины в течение 2006-2007 годов преобладали, хотя и незначительно кредиты в национальной валюте (50,5% в 2006 году и 50,1% в 2007 году). В 2008 году в структуре кредитов стали преобладать кредиты в иностранной валюте - 55,2%. В то же время, доля кредитов, предоставленных юридическим лицам значительно превосходила долю кредитов, предоставленных физическим лицам, и в 2008 году составила 62,4% (доля кредитов, предоставленных физическим лицам составила 37,6%);
По эффективности монетарной политики в Украине, то в данном случае, имеем следующие результаты:
- Наибольшее количество денежной массы в обращении страны была в 2008 году и составила 515727 млн. грн. Учетная ставка НБУ имеет тенденцию к увеличению в 2008 году - на 4 процентных пункта;
- Негативной была тенденция к убывающей скорости вращения денежной массы. Кроме того, в 2008 году существовала тенденция к увеличению уровня долларизации экономики. Этот показатель увеличился с 28% на конец 2007 года до 30,6% на конец 2008 года;
- Норматив обязательного резервирования в течение 2006-2008 годов был маленьким, в свою очередь приводит к убывания процентных ставок по займам, которые банки могут предоставлять физическим и юридическим лицам;
- Средневзвешенная процентная ставка по кредитам рефинансирования в 2007 г. составила 10,1% годовых, в т.ч. по кредитам овернайт - 16,0%;
Валютно-курсовая политика Национального банка Украины в течение января - сентября 2008 года была направлена на поддержание стабильности обменного курса гривни по курсообразующей валюты - доллара США, накопление международных резервов и своевременное выполнение внешних долговых обязательств государства.
Важнейшей задачей центрального банка как основного государственного института денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности национальной денежной единицы, ведь именно преодоление инфляции в условиях трансформационных преобразований следует считать основным фактором формирования условий для обеспечения успешного протекания всех рыночных преобразований. Вместе с тем, преодоление инфляции должно рассматриваться лишь как начальный этап в процессе налаживания денежно-кредитного механизма, с помощью которого должны преодолеваться кризисные явления.
Значительной проблемой современной экономической ситуации в Украине является наличие в крупных размерах теневой экономики. В этот разряд попадает не только криминальный бизнес, но и обычные предприниматели, действующие в обход законодательства и правил ведения дел. В этойсвязи с этим актуализируется проблема организации банковской системы денежного обращения, средств контроля, препятствует перераспределению денег в теневой сектор экономики и их перевода за рубеж.
Вышесказанное обусловливает необходимость усиления деятельности Центрального банка и его территориальных структур в области регулирования денежного обращения и расчетов в соответствии с потребностями хозяйственного оборота и организации контроля за платежными операциями субведения экономики с правилами и требованиями гражданского и банковского законодательства.
Всего, по нашему мнению, монетарная политика украинского правительства должна быть гибкой. Она должна меняться в зависимости от условий экономического цикла и рыночной конъюнктуры, сочетать политику дорогих и дешевых денег, рестрикцию и экспансию денежной эмиссии.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года № 254/96-ВР.
2. Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 года № 436-IV / / Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2003, № 18, № 19-20, № 21-22, ст. 144.
3. Закон Украины "О Национальном банке Украины"; утв. постановлением
ВРУ № 679-14 от 20.05.99 / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1999. - № 29. - С. 238.
4. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" утв. Постановлением ВРУ № 2121-14 от 7.12.2000 / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 2001. - № 5-6. - С. 30.
5. Бюллетень НБУ. - 2007 - № 1. Годовой отчет НБУ за 2006 год.
6. Бюллетень НБУ. - 2008 - № 1. Годовой отчет НБУ за 2007 год.
7. Бюллетень НБУ. - 2009 - № 1. Годовой отчет НБУ за 2008 год.
8. Инструкция НБУ О порядке регулирования и деятельности банков в Украине "; утв. Постановлением Правления НБУ № 368 от 28.08.2001 / / Доп. К Вестн. НБУ. - 2001 - № 9. - С.3.
9. Основные принципы денежно-кредитной политики на 2009 год / / Интернет-сайт НБУ
10. Адамик Б.П. Национальный банк и денежно-кредитная политика. Тернополь: Карт-бланш, 2002. - 278 с.
11. Барановский А. Банковская система Украины: сегодня и завтра / / Зеркало недели. - 2003. - № 14 (439).
12. Береславское А. курсовая политика в условиях притока иностранного капитала в Украине / / Вестник НБУ. - 2008. - № 2. - С. 16-19
13. Борщ Л.М. Денежно-кредитная политика и ее влияние на инвестиционный процесс / / Финансы Украины. - 2003. - № 12. - С.16-23
14. Василик О.Д., Павлюк К.В. Государственные финансы Украины: Учебник. - К.: Центр учебной литературы, 2004. - 608 с.
15. Введение в банковского дела / Отв. ред. М. И. Савлук. - М.: Прогресс, 1998. - 344с.
16. Гальчинский А. Макроэкономические и монетарные предпосылки политики ростом / / Вестник НБУ. -2004. - № 8. - С.6-8.
17. Гальчинский А. Монетарная составляющая стратегии экономического развития / / Экономика Украины. - 2002. - № 7. - С. 5-15
18. Голуб А., Семенюк А.. Смовженко Т. Деньги. Кредит. Банки. - Львов, 1997. - 206 с.
19. Горшкова Н. Валютно-курсовая политика: практический опыт и рекомендации / / Вестник НБУ. - 2007. - № 1 (131). - С. 62-67.
20. Гребеник Н. Особенности инструментов монетарной политики Национального банка Украины / / Вестник НБУ. - 2000. - № 6. - С. 2-4.
21. Гребенюк Н. Тенденции развития управления денежно-кредитным рынком в Украине / / Банковское дело. - 1999. - № 6. - С.31-36.
22. Гриценко А. Деньги и денежно-кредитная политика .. - К.: Основы, 1997. - 380 с.
23. Деньги и кредит: Учебник / Под ред. проф. Б.С.Ивасива. - М.: Карт-бланш, 2000. - 510 с.
24. Дзюбик А. Особенности применения политики учетной ставки как инструмента управления денежно-кредитными отношениями / / Банковское дело. - 2000. - № 3. - С. 39-42.
25. Дзюблюк А. Влияние уровня монетизации экономики Украины на кредитную деятельность коммерческих банков в условиях переходного периода / / Вестник НБУ. - 2000. - № 5. - С. 35-342
26. Дзюблюк А. Особенности применения минимальных обязанностейобязательным резервов в процессе реализации денежной политики / / Вестник НБУ. - 1998. - № 7. -С. 48-50.
27. Ерофеева Т. Формирование рыночных инструментов денежно-кредитной политики в странах Восточной Европы / / Вестник НБУ. - 1998. - № 3. - С. 49-51.
28. Калмыкова Л. Процентные ставки как инструмент влияния Центрального банка на валютные курсы / / Руководство. Фундаментальный анализ финансовых рынков. - Киев. - 2006. - С. 93-95.
29. Кузнецова А., Карпа Я. Банковский сектор страны как источник финансирования инвестиционно-инновационной деятельности. / / Вестник НБУ. -2004. - № 1. - C. 60-64.
30. Кузьменко В.П., Макаренко Л.Л., Кузьменко Н.В., Попадюк Л.П.Вплив бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик на преодоление кризисов и социально-экономический рост страны (практический аспект) / / Стратегическая панорама. - 2003. - № 2.
31. Лагутин В. Монетарная политика и государственные финансы / / Экономика Украины. - 2002. - № 7. - С. 10-16
32. Любунь А.С., Любунь В.С., Иванец И.С. Национальный Банк Украины: основные функции денежно-кредитной политики, регулирования банковской деятельностью. - М.: научной литературы, 2004. - 351с.
33. Февраль И.А. Денежно-кредитная политика в условиях переходной экономики: монография. - К.: Атака, 2000. - 240с.
34. Февраль И.А. Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Украине / / Финансы Украины. - 2000. - № 5. - С.20-28.
35. Матвиенко В.П. Монетизация экономики Украины реальный уровень и проблемы определения / / Вестник НБУ. -2003. - № 1. - С.29-32.
36. Матвиенко П. Концептуальные основы денежно-кредитной политики Украины / / Горизонт-Пик.-2003. - № 2. - С.6-9.
37. Мельник О. Основные параметры денежно-кредитной политики в Украине / / Экономика Украины - 2000 г. - № 7. - C.35-39
38. Мельник О. Основные параметры денежно-кредитной политики и их регулирование как средство ограничения инфляции в Германии / / Вестник НБУ. - 2006. - № 2. - С. 12-15.
39. Мышкин Ф.С. Экономика денег, банковского дела и финансовых рынков. - М.: "Основы", 1998. - 473 с.
40. Мищенко В., Сомик А. Долларизация: причины и последствия для экономики Украины / / Вестник НБУ. - 2007. - № 5. - С 28-31.
41. Мищенко В. И., Кротюк В.Л. Центральные банки: организационно-правовые основы. - М.: Т-во "Знание", КОО. - 2004. - 372 с.
42. Национальный банк и денежно-кредитная политика: Учебник / Под редакцией Мороза А.Н. и Пуховкинои М.Ф. - К, КНЭУ, 1999. - 368 с.
43. Петрик А. Цели и основные режимы современной монетарной политики / / Вестник НБУ. - 2006. - № 6. - С. 6-13.
44. Петрик А. Монетарная политика как важный фактор оздоровления экономики / / Вестник НБУ. - 2000. - № 2. - С.7-9.
45. Петрик А. Какой должна быть стратегическая цель монетарной политики? / / Вестник НБУ. - 2004. - № 1. - C.20-25.
46. Петрик О., Половньов Ю. Проблемы выбора целевого показателя монетарной политики Национального банка Украины / / Вестник Национального банка Украины. - 2003. - № 7. - С. 8-14.
47. Рябошлык В., Мазярчук В. Относительно параметров монетарной политики Украины / / Экономист. - 2004. - № 10. - С. 24-25.
48. Скрипник А., Варваренко Г. Влияние валютно-курсовой политики на инфляционные процессы в Украине / / Вестник НБУ. - 2007. - № 1 (131). - C. 40-48.
49. Стельмах В.С., Епифанов А.А., Гребенюк Н.И., Мищенко В.И. Денежно-кредитная политика в Украине / Под ред. В.И.Мищенка. - М.: Т-во "Знание", КОО, 2000. - 305 с.
50. Терещенко А. Регуляторные возможности центрального банка в оздоровлении финансов реального сектора экономики / / Вестник НБУ. - 2004. - № 1. - C.9-12.
51. Унковская Т.Е. Трансмиссионный механизм монетарной политики в контексте экономического роста / / Экономика и прогнозирования. - 2004. - № 2. - С. 89-100.
52. Центральный банк и денежно-кредитная политика: Учебник / Кол. авт.: А.М.Мороз, М.Ф.Пуховкина, М.И.Савлук и др..; под ред. д-ра экон. наук, проф .. А.М.Мороза и канд. экон. наук, доц .. М.Ф.Пуховкинои. - К.: КНЕУ, 2005. -556 С.
53. Шамова И.В. Денежно-кредитные системы зарубежных стран / / Электронная версия учебника -
54. Шлапак О., Пушкарев В., Карчева Г. Основные тенденции и проблемы в деятельности банков Украины. Региональный аспект развития банковской системы / / Вестник Национального банка Украины. - 2003. - № 6. - C. 2-5.
55. Юхименко П. Монетарная политика и структурные реформы в экономике Украины / / Банковское дело. - 2004. - № 1. - С. 58-68

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет