Эстетизм как мировоззренческий принцип в украинской культуре XVII




ПЛАН
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В УКРАИНСКИХ философской мысли.
1.1. Исторические методические рефлексии относительно эстетического.
1.2. Нарративно-поведенческие составляющие украинского культурного дискурса
от времен Киевской Руси до XVII в.
1.3. Выделение эстетического из духовно-философской матрицы до просветительского периода украинской культуры.
РАЗДЕЛ II. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII - нач. XIX в. КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
2.1. Влияние европейского культурного пространства на общее развитие культуры Украины в XVIII - нач. XIX в.
2.2. Проявления эстетического функционализма в искусстве данного периода.
2.3. Взаимозависимость и взаимовлияние эстетической мысли на различные научные системы.
РАЗДЕЛ III. Категориальная МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК Мировоззренческие принципы В УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII - нач. XIX в.
3.1. Стилизация истины и красоты, калокагатии и др..
3.2. Переход от средневекового «самоуничижения» в творческой свободы.
Раздел IV. СООТНОШЕНИЕ эстетические и духовные ИЗМЕРЕНИЙ В УКРАИНСКИХ культурного дискурса XVIII - нач. XIX в.
4.1. Роль словесности в отношении «эстетическое - духовное».
4.2. Синтетичность украинской культуры исследуемого периода в эстетически - духовном смысле.


 ВЫВОДЫ
На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
В украинской культуре XVIII - нач. XIХ в. прослеживается движение к формированию концепта эстетического, что способствовало выделению эстетического сознания и эстетического отношения к миру. Искусство и литература в то время были одними из основных факторов в развитии эстетического дискурса в украинской культуре не только в XVIII - нач. XIX в., Но и сделало возможным попытку пустить транскультурни корни.
В работе предпринята попытка категориальная воссоздать основополагающие идеи украинского мышления в искусстве через реконструкцию эстетики после барочного мировосприятия и трансформаций барочной универсальности и художественно-образной системы. Акцентировано на следующих категориях, принципах, образах и мотивах украинского искусства в его движении от барокко к классицизму ли романтизма: калокагатия, «странное и мистериальное», драматическое, героическое и печальное, смеховая, прекрасное как морально полезно; принципы «активного антиномичности» , природовидповидности, витальности, многокрасочности и живописности, интертекстуальности театрализации образа, дивовижности и мистериальности; образы и мотивы софийности, Богородицы, консептизму, пространственно-временных конвергенций, идеи катастрофизма, стилизованной истины и красоты. Выявлено, что эти эстетические категории и принципы превращают понятие эстетического концепта в собственное эстетическое и эстетизм.
В работе было доказано, что эстетико-религиозное соотношение украинской культуры данного периода в определенной степени было подчинено калокагативному осмыслению взаимодействия эстетического и религиозного.
Было выведено то, что средство уподобления автора харизматичным образам, наделенным сверхчеловеческими качествами в духе средневековой традиции, становится органической потребностью на раннем этапе культуры барокко, осознанной как один из приемов выражения творческой индивидуальности. Образ автора-пророка или иной величественной фигуры в истории церкви и государства олицетворял страстность и одержимость, становился образцом активности и эмоциональности риторических публицистических выступлений. Их функциональность, предопределяла рефлексивный и агитационный характер произведения, направлена на достижение главной цели - убедить и об \ соединить читателей вокруг провозглашаемой идее или церковной концепции. Рефлексивная форма выражения, которую обеспечивали вышеуказанные авторитеты, оказывала верифицированным установкам автора особого статуса и убеждала читателя в их злободневности и непререкаемой истинности. Факт пророческой миссии производил индивидуализацию общего стиля культуры, передавая динамику личного, интеллектуального и эмоционального переживания конкретного писателя.
В результате исследования выявлено, что выделение концепта эстетического в украинской культуре XVIII - нач. XIX в. и эстетизма как ведущего принципа последней исторически парадоксальным процессом: риторический создает условия такого выделения, но в итоге получает статус смысловой оппозиции к эстетическому, поскольку ассоциируется с правилом, а не со свободной игрой воображения рефлексии относительно практикования "веселия сердца" должны предотвратить выделение эстетического опыта как самодостаточной ценности, но исторически они способствовали такому выделению.
Всего своеобразие эстетического в украинской культуре XVIII - нач. XIX в. заключается в историческом переходе от неконцептуализованои формы чувственных практик в концептуализовано формы этих практик. По смыслу концепт эстетического отсылает к полноте и целостности существования (эстетическое в широком смысле), по функциям он конституирует "чистый" взгляд и художественную игру, которые приобретают субстанционального статуса в модернистской культуре (эстетическое в узком смысле). Несформированность концепта эстетического в пределах украинской пислябароковои культуры является свидетельством доминирования других способов реализации полноты и целостности бытия, в динамике барочной культуры постепенно утрачивают свое значение, но их влияние можно проследить в дальнейшем развитии украинской культуры.
Обосновано, что коррелятом концепта эстетического в благочестивой модели существования можно считать концепт «веселия сердца», смысловые развертывание которого - высшее наслаждение, критерий совершенства, высокая жизненная цель, автаркической состояние единства с сущим т.п. - соотносимыми с характеристиками «эстетического»; доказано, что особый статус «веселия сердца» в произведениях Г. Сковороды соответствует условиям позднего украинского барокко и его следует считать шагом к выделению концепта эстетического.
Есть основания видеть эстетический смысл в «веселые сердца», если речь идет об эстетическом в широком смысле. Однако из анализа произведений самого Г. Сковороды следует, что «веселие сердца» обозначает ситуацию неразличимости всех аспектов человеческой жизни и отношения к миру. В полном единстве находятся познания, действие и чувства. Соответственно - благо, истина и красота. Итак, говорить о возможности и необходимости концептуализации эстетического в пределах благочестивой модели существования не имеет оснований. Зафиксировано лишь акцентирование на чувственном аспекте жизни, что является проявлением растущего влияния современных тенденций в культуре.
Доказано, что в типологических рамках украинской барочной культуры сфера эстетического остается еще невиокремленою и нефиксированной в форме концепта, но, можно констатировать лишь постепенное создание и тенденцию к выделению концепта эстетизма в исследуемый период.
Актуальны проведения научных исследований, касающихся Киевской Руси Х - первой трети XIII в., - Исторического периода, крайне важного для формирования национального менталитета. Путем использования в качестве орудия исследования символа как универсального средства само-и миропознания, ярко себя презентует в литературных произведениях и искусстве, метода философской герменевтики, психоанализа как философского направления (К. Юнг), феноменологического метода (Э. Гусcерль) и феноменологического подхода к анализа «национального», обнаружена самоочевидности украинской нации, которые, по мнению автора, оказываются в символике и архетипах («сердца», Софии, человека и др.)., морально-этических принципах. Анализ явлений «культур-архетип», «абсолютный архетип», «национальная идея» не только подтвердил целесообразность предлагаемого исследовательско-аналитического подхода, но и способствовал более продуктивной реализации поставленной задачи.
 Исследование духовно-религиозного, символического, морально-этического аспектов национальной, в частности - украинского, культуры дают возможность попробовать реализовать задачу постижения ее основ и глубинной сути. Актуальным в сегодняшних условиях - с целью содействия выходу украинской нации из духовного кризиса - считаем выделение и тщательное исследование особенностей видения мыслителями Киевской Руси ступеней духовного восхождения, «обожествления» личности, а также - проведение параллелей с позициями по обозначенного явления, которые существуют у представителей мировой историко-философской мысли.
Национальное возрождение Украины выразилось в необходимости осознания собственной идентичности - истории, культуры, традиций, побудило к углубленному историко-философского исследования неотъемлемых составляющих этого процесса, в частности, идеи историзма, идеи народности, нации, что является основой культурной идентичности и самоутверждения народа в контексте глобализации.
Вряд ли стоит ростки украинской национальной идентичности отыскивать в глубинах истории, хотя уже Киевская Русь наглядно демонстрировала представление о «род руський» и «русскую землю». Некорректно представлять процесс национального самоосознания как сплошной восходящее движение, имеющее тысячелетнюю историю. Длительная безгосударственность предопределяла многочисленные кризиса идентичности, спровоцированные сначала полонизации, а затем русификации украинской элитных слоев. Да и сама идентичность, если вынести за скобки короткий период национальной революции середины XVII века, была скорее сословной, религиозной, региональной, чем национальной. Лишь в XVIII веке осознание старшинской элитой своей неразрывного единства с этнической территорией, консолидация вокруг собственных политико-правовых ценностей и институтов, создание собственного исторического мифа существенно расширили идентификационный пространство. Выход за пределы етнорелигийнои идентификации дает основания сделать вывод: в течение XVIII века в среде социальной элиты Украины-Гетманщины начался процесс формирования проявлений национальной идентичности, характерный для современной модерной нации.
В современных условиях наибольшие шансы на овладение массовым сознанием имеет идея зависимости благосостояния и душевного комфорта каждого гражданина от блага нации и государства, неразрывной связисвязи поколений, национального согласия и гражданского мира, общей ответственности за будущее. Этническая составляющая в ней обязанности \ Обязательно должна присутствовать - не только как дань исторической памятипамяти, но и как реальный фактор идентификации, цементирования общества вокруг его ядра - украинский этнонации. Но осознание своей уникальности и самодостаточности не должно препятствовать идеям открытости общецивилизационных достояния. Реализация украинской идеи возможна только на перекрестке учета собственного исторического опыта и усвоения общемировых гуманистических ценностей. Важные предпосылки для утверждения национальной идеи - нравственно-духовное оздоровление общества, национальное самоуправление, действующее государственная поддержка украинской культуры, языка, национальных традиций.
В отечественной научной литературе исследование украинского художественного мышления в его эстетических универсалия и художественно-образной системе является на сегодня далек от завершения. В связи с этим поиски архетипических, инвариантных элементов отечественной духовной культуры, которые позволят понять природу украинского художественного мышления и закономерности его развития, в частности, через принцип бароковости, является одним из необходимых и перспективных направлений современной украинской эстетической мысли.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Wolczuk K. History, Europe and the national idea: the "official" narrative of national identity in Ukraine / / Nationalities Papers. - Vol.28. - № 4. - 2000. - P. 688.
2. Аверенцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - 342с.
3. Алешина Л.А. О вежливости, о такте, о деликатносты. - М., 1986. - 213 с.
4. Антонович Д. украинская культура: Лекции под редакцией Дмитрия Антоновича. - М.: Просвещение, 1993. - 588с.
5. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. Сер. «Эстетика». - М., 1984. - № 2.
6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. - 452 с.
7. Байбурин А.К., Торопков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. - Л., 1990. - 148 с.
8. Барт Р. Удовольствие от текста / / Барт Р. Избранные работы: Семиотика и поэтики. - М.: Прогресс - Универс, 1994. - 514с.
9. Баумгартен А. Философские размышления / / История эстетики: в 5-ти томах. - М.: Искусство, 1964. - Т.2. - 490с.
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975. - 373 с.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424с.
12. Беззубова О.В. Историчность эстетического взгляда / /
13. Безклубенко С. Национальная идея, государственная доктрина, национальный дух: к определению понятий / / Научные записки Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины. - Вып. 6. - М., 1998. - С. 21 - 26.
14. Белецкий П. Украинская портретная живопись XVII-XVIII вв. - Л.: Искусство, 1981. - 256с.
15. Бердяев Н. самопознание (опыт философской Автобиографии.) - М.: Международные отношения, 1990. - 336с.
16. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. - М., 1991. - 37 с.
17. Бычко А.К., Бычко И.В. Феномен украинской интеллигенции: Попытка экзистенциального исследования. - Дрогобыч: Без Изд., 1997. - 115 с.
18. Белецкий П. Портрет / / История украинского искусства: В 6-ти томах. - М.: Искусство, 1968. - Т.3. - С. 240-283.
19. Белоус П. В. Индивидуализация творчества в контексте литературного возрождения в Украине (конец XVI - начало XVII вв.) / / Литературоведение: Материалы III конгресса Международной ассоциации украинистов. - К.: Обереги, 1996. - С. 224-230.
20. Битаев В. Эстетическое воспитание и гуманизация личности: Автореф. дис ... д-ра философ. наук: 09.00.08; Схидноукр. нац. ун-т им. В.Даля. - Луганск, 2004. - 37с.
21. Бондаревская И.А. Значение дефиниции эстетики для исследований в области истории эстетики / / Научные записки. Том 25. Философия и религиоведение. - 2004. С. 31 - 34.
22. Бондаревская И.А. Парадоксальность эстетического в украинской культуре XVII - XVIII веков. - М.: Вид.ПАРАПАН, 2005. - 308с.
23. Борев Ю.Б. Критика Современных буржуазных эстетических концепций. - М., 1977. - 106 с.
24. Боянивска М.Б. Книгописания / / История украинской культуры: В 5-ти т. - Т.2. - К.: Наукова думка, 2001. - С. 591-506.
25. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - М., 1991. - 673 с.
26. Бычков В.В. Эстетика: Ученик. - М.: Гардарики, 2002. - 556с.
27. Бычков В.В. Эстетический лик Батыя (умозрения Павла Флоренского). - М.: Знание, 1990. - 64с.
28. Ванслов В. Эстетика романтизма. - М., 1966. - 48 с.
29. Вишенский И. Сочинения. - М.:, 1986. - 247с.
30. От Вишенского к Сковороде (Из истории философской мысли на Украине XVI - XVIII вв.). - К.: Наукова думка, 1972. - 164 с.
31. Ганс-Георг Гадамер. Герменевтика и поэтика. - М.: «Юниверс», 2001. - 521 с.
32. Гилберт К., Кун Г. История эстетики М., 1960, с. 222.
33. Гнатюк А. Украинская духовная барочная песня. - Варшава; Киев, 1994. - 188с.
34. Горский В.С. История украинской философии: Учеб. пособие. - К.: Наукова думка, 1996. - 285с.
35. Грушевский М. История Украины-Руси в 11 т., 12 кн .. - К.: Наук. мысль, 1995. - Т. VI. - 680с.
36. Грушевский М. История украинской литературы. - Т. III. - Кн.4. - М., 1996. - 680с.
37. Грушевский М. На пороге века / / Сочинения в 50-ти тт. - Т. 1. - Львов, 2002. - 415 с.
38. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. - М.: Логос, 1997. - 264с.
39. Длинная Л. Эстетика / / История украинской культуры: В 5-ти томах. - Т.3. - М.: научная мысль, 2003. - С. 635-651.
40. Эстетика: Учебник / Л.Т. Левчук, И. Панченко, А.И. Онищенко, Д.Ю. Кучерюк; Под общ. ред. Л.Т. Левчук. - 2-е изд., Доклада. и перераб. - К.: Вища шк., 2006. - 493 с.
41. Эстетика: Учебник. - М., 2006. - 561 с.
42. Жолтовский П. Украинский живопись XVII-XVIII вв. - К.: Наукова думка, 1978. 327с.
43. Жолтовский П. Художественная жизнь в Украине XVI-XVIII вв .. - К.: Наукова думка, 1983. - 179с.
44. Зема В. Средневековая традиция слова, языка и книги в произведениях Иоанна Вишенского. - К.: Критика, 1998. - 187с.
45. Иваньо И. Очерк развития эстетической мысли Украины. - М.: Наука, 1981. - 180с.
46. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М., 1964, с. 724.
47. Исаевич Я.Д. Киево-Могилянский коллегиум / / История украинской культуры. В 5-ти т. - Т.2. - К.: Наукова думка, 2001. - С. 564-575.
48. История украинского искусства. - М., 1968. - 288с.
49. История украинской культуры / Под ред. И.Крипьякевича. - М.: Просвещение, 2002. - 656с.
50. История украинской культуры: в пяти томах. Т.2 украинская культура XII - первой половины XVII веков. - К.: Наук. мысль, 2003. - 1245с.
51. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. - 1956
52. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544с.
53. Кант И. Критика чистого разума. - К.: Юниверс, 2000. - 386 с.
54. Кафарский В. Нация и государство: культура, идеология, духовность. - Ивано-Франковск, 1999. - 206 с.
55. Коваль В.Н. К проблеме автора барочного публицистического текста. / Электронная библиотека Института журналистики. - М., 2002.
56. Коллар Я. А. литературной взаимосвязи между славянских племен и наречиями / / Антология чешской и словацкой философии. - М., 1982. - С. 234.
57. Костенко Н. Культурные идентичности: превращения и признания / / Социология: теория, методы, маркетинг. - 2001. - № 4. - С. 74.
58. Кралюк П.М. «Белые пятна» в истории украинской философии: Научные очерки. - М.: ПВД "Твердыня», 2007. - 164с.
59. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 477 с.
60. Крымский С.Б. Феномен украинского барокко / / История украинской культуры. В 5-ти томах. - Т.3. - К.: Наукова думка, 2003. - С. 67-93.
61. Крыса Б. Отображение ренессансного мироощущения в литературе / / Философия возрождения в Украине. - К.: Наук. мысль, 1990. - 139-156.
62. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Лекции. Н.Новгород: НГУ, 1995. - 357с.
63. Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968. - 124 с.
64. Культурология: Учебное пособие / Ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576с.
65. Курас И., Солдатенко В., Бевз Т. Исторические основания Украинской идеи / / Этнополитология в Украине. Становление. Что дальше?. - М., 2002. - С. 142.
66. Литвинов В. Ренессансный гуманизм в Украине. - К.: Основа, 2000. - 232с.
67. Ломоносов М. В. Сочинения. Т. 7. М.-Л., 1952. - 821 с.
68. Лосев А. Две Необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины / / Эстетика и жизнь. - М., 1979. - 95 с.
69. Лосев А.Ф. История эстетических ученый / / Лосев А.Ф. Форма-стиль - выражение. - М.: Мысль, 1995. - 465с.
70. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - 704с.
71. - М., 2002.
72. - М., 2002.
73. - 288с.
74. М., 1994.
75. пособие.
76. - М., 1994. - 215 с.
77. 46.
78. Наконечная А.П. Монография.
79.
80.
81.
82. - М., 1999. - 144 с.
83. Огиенко И. украинская культура. - М., 1993. - 272с.
84. М.Ф.
85. - М., 2005.
86. - 583 с.
87. Пособие. / Отв. ред. - М.: Просвещение, 1999.
88. Наук. - М., 1999.
89. - 2001.
90. пособие. - 336с.
91. Попович Очерк истории культуры Украины. - М., 1998.
92. - Т.1.
93.
94. - Т.1.
95. Сб. - 68 с.
96. - М., 1994.
97.

99. - 388 с.
100. - М., 2001. - 159 с.
101. - 1997. - № 1. - № 7.
102.
103. - М., 1994.
104. - М., 1993. - 592с.
105. - 112с.
106.
107. - 1994. - № 1.
108.
109.
110.
111. - М.:, 1986.
112. - 2002.
113.




Ћплатить


www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038