Древнерусские письменные памятки Х-ХIII веков как источника познания древней культуры славян





СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел I. Особенности национального сознания в «Повести временных лет» ...........................................................................................
Раздел II. Морально-этические нормы в церковно-поучительной литературе Киевской Руси
 2.1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона .............
 2.2. «Поучение Владимира Мономаха детям» .........................
Раздел III. Морально-правовые древних слов \ \ян в "Русской

Список использованной литературы

ВЫВОДЫ
Говоря о взлете древнерусской литературы после принятия христианства, не надо забывать, что она богата прежде всего своим национальным мироощущением. Древнерусские книжники призвали любить Родину, воспитывали патриотизм и стремление к исправлению недостатков общества. Вершиной художественного творчества, в которой обобъединились сложные и достаточно противоречивые мировоззренческие представления (язычество с его телесно-чувственным мировосприятием, где человек "растворена" в природе, и христианство с его призывом к отказу от грешного бытия и ориентация человека на "божественные ценности »), стала героическая поэма ... В ней широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные нравственные требования, которые предъявлялись к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добродетель защитников государства.
Между тем литература привлекает внимание исследователя своими высокими литературными приметами и особенно для нас ценно, как одно из наиболее литературных, высоко артистических вещей, которые вообще имеет наше писательство. Необычайно важный эти документы и из того положения, что это вообще ранний литературное произведение, которое доховався до наших времен сорозмирно в чистой форме (например, по сравнению с «Повестью временных лет», которую исследователи кладут примерно на те же времена). Наконец, культурно-исторической точки зрения это необычайно важный показатель тех высотам, которых достигли книжники, так сказать, первой очереди, воспитанники заведенных Владимиром школ после официального введения христианства на Руси. Высоко поднимается над общим уровнем после золотоустивського византийского риторства, к которому принадлежит своей риторической манере, так же как и веком позднее Кирилл Туровский. Только тот теснее сливается с сими Златоустово эпигонами, замешивается в их толпе, мало чем отличаясь от них, тогда как автор «Закона и Благодати» мощно взлетает над этим простым риторизмом как индивидуальным своим талантом, непосредственностью чувства, так и освоением риторических средств - овладением , а не подчинением себя им. Используя си средства для темы насквозь оригинальной, национальной - представление приобщения к обществу христианских народов своей отчизне - Руси и возвеличение ее современной силы, блеска, уважения, - он творит дело единственную в своей роде, которая не повторяется больше и зистаеться вечным достоянием казны не только нашей, но и мировой.
Давайте процитируем из первоисточника, то есть самого Иллариона: "Сначала был Закон, а потом Благодать, сначала тень, потом - Истина". "Снес же и Моисей Синайской горы Закон, а не Благодать, тень, а не Истину". "Ушло ибо свет луны, когда засияло солнце, так и Закон, когда Благодать" появилась ... И уже не горбиться человечество в Законе, а в Благодати расправлены ходит ". И еще много можно привести высказываний Илариона, которые свидетельствуют о том, что он вслед за апостолом Павлом (см. Послание свтого апостола Павла к римлянам) проповедовал следующее: Закон был первым, но он лишь тень истины, а Истиной стала Благодать Божия, которая указала Закон его истинное место - быть лишь всего-навсего тенью Истины. Академик Толочко, к сожалению, ошибается тоже. В современном контексте поднята Иларионом проблема соотношения закона и благодати получила форму проблемы соотношения "закона" и "правовой культуры граждан". И учеными она сегодня решается так, что правовая культура является выше любой конституции, кодекс или закон, но это не значит, что "надо прекратить деятельность ВР" - я этого не утверждал, не следует мне это приписывать. Формула обеспечения правопорядка по идее Илариона такая: "правовая культура граждан плюс законодательство". Без правовой культуры граждан даже лучше законодательство становится только хорошим инструментом для злоупотреблений, что мы и имеем сегодня, в частности в судах, которые на основании одного и того же закона выносят совершенно противоположные решения. И такое явление стало массовым, потому позбавлись люди Благодати, т.е. правовой и моральной культуры (в современном толковании слова "Благодать"). На самом же можно сказать: "Культура - мать порядка!". А законодательство - лишь инструмент, который "работает" в зависимости от правовой культуры того, кто его применяет. Итак, давайте читать Илариона правильно ...
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антология украинской поэзии: В 6 Т. - М., 1984. - Т. 1.
2.Брайчевський М. Утверждение христианства на Руси. - М., 1988.
3.Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях. Космогонические украинские народные воззрения и верования. - М., 1992.
4.Вовк Х. Студии по украинской этнографии и антропологии. - М., 1995. - С. 170-227.
5.Возняк М. История украинской литературы: В 2 Кн. - Львов, 1992. - Кн. 1. - С. 101-128, 138-155, 159-213, 218-146.
6.Грицай М., Микитась В., Шолом Ф. Древняя украинская литература. - М., 1989.
7.Грушевський М. История украинской литературы: В 6 Т., 9 Кн. - М., 1993. - Т. 2. С. 51-222; К., 1993. - Т. 3. - С. 5-250.
8.Ефремов С. История украинской литературы. - М., 1995.
9. Иларион, митрополит. Дохристианские верования украинского народа. - М., 1992.
10. История украинской культуры. Во заг.редакциею И.Крипякевича. ИИ тетрадь. - М.: АО «Обереги», 1993. - 48 ст. (Ноябрь 1936 с.56, март 1937 с.242-247, февраль 1937 с.231-240).
11. Исаевич Я. Культура Галицко-Волынской Руси. / / Вопросы истории. - 1973. - № 1.
12. Костомаров Н. Славянская мифология. - М., 1994. - С. 201-251.
13. Культура украинского народа: Учебное пособие. / В. Русановский, Г. Вервес, М. Гончаренко. - М., 1994. - С.22-58.
14. Летопись Руский за Ипатским списком / подк. Л.Махновец. - М., 1989.
14. Лихачев А. С. Русские летописи ..., с. 62-77.
15. Марченко История украинской культуры с древнейших времен до середины XVII в. - М., 1961. - С. 31-43, 48-60, 72-94.
16. Марченко, Михаил. 1959. Украинская историография. Киев.
17. Обряды и верования древнего населения Украины. - М., 1990.
18. Повесть временных лет / худож.-оформитель А.С.Ленчик. - Харьков: Фолио, 2008. - 317 с.
18. Попович Мировоззрение древних славян. - К., 1985
19. Попович Очерк истории культуры Украины. - М., 1998. - С. 7-55, 92-119.
20. Рыбаков Б. Язычество древних славян. - М., 1981.
21. Скуратовский В. Русалии. - М., 1996.
22. Энциклопедия украиноведения: В 10 томах / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж, Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989.
23. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс. лекций. / Кер.авт.кол. А. Бычко. - М., 1993 ..
24. Украинская культура: история и современность: Учеб. Пособие. / Под ред. С. Черепановой. - Львов, 1994.
25. Чижевский Д. История украинской литературы от истоков до эпохи реализма. - М., 1994.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет