Архетип трикстера в современной культуре





Содержание
              Введение ........................................................................... 3.
Раздел I. Общие понятия о архетип ....................................... 6
        1.1. Фигура Карла Густава Юнга и его убеждения относительно вопросов
               культуры ....................................................................... 6
        1.2. Коллективное бессознательное и понятие архетипа у К. Г. Юнга ........... 9
        1.3. Концепция культуры и культурные архетипы Карла Юнга ............ 13
Раздел II.Трикстер. Проявление архетипа трикстера в культурных
                феноменах ................................................................... 16
         2.1. Интерпретация архетипа трикстера К. Г. Юнгом ................. 16
         2.2. Классическое воплощение трикстера .......................................... 18
         2.3. Вариации образа трикстера в современной культуре ........................ 29
               Выводы ....................................................................... 38
                  Список использованной литературы ........................... 42







Выводы
Познавая и преобразуя мир с помощью науки, духовной культуры, индивидуального и духовной практики, человек всегда пытался установить свою собственную природу, раскрыть тайны своего внутреннего мира, определить движущие силы своего развития, законы поведения, причины и побуждения поступков актов, героических деяний, смысл своего существования и предназначение в мире.
Человеческая жизнь противоречивое в своей сущности. Каждое человеческое существо так или иначе самоопределяется и самоутверждается в пространстве и времени, отмеренному ей на жизнь, находит себя на пересечении биологического и социального, физического и психического, индивидуального и универсального, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, материального и духовного измерений существования.
                Культура несокрушимо бинарная. Оппозиции Хаос - Космос, Мы - Они, Сакральное - профанное, сб \ Объект - Ообъект, мужское - женское, пронизывают его насквозь, выделяя участки своего владычества - разные для народов и эпох. Культурная ценность невозможна без антонимов. Будучи нсвязью, культура в то же время и мучительный разлад. Понятно, что преодоление разлада стало подвигом человечества.
                Одна из попыток такого преодоления - сохранение лучшего в культуре путем отторжения хуже, что таится в новом, незнакомом, - потерпевшая окончательный крах в ХХ веке. Тоталитарный характер отделение привел к закономерному результату: отмена демаркационных линий культуры разрушило «функциональный конфликт», породив культурную летаргию.
                 Отказ от практики отделения привела к апофеозу принятия, до постмодернизма как опыта всеединства. «Отказ от отказа» превратила существо культуры в клубок аллюзий.
                   Теоретическое наследие Карла Юнга сложная, многоаспектная, противоречивая. Важное место в концепции Юнга занимают понятия-символы, которые помогают постичь глубину «коллективного бессознательного»: «Персона», «Маска», «Анима», «Анимус».
                  «Личностное» и «коллективное» неосознанное в теории Юнга имеют разный смысл. «Личностное» неосознанное определяет индивидуальную, интимную сторону психической жизни. Это прежде всего «чувственно окрашенные» комплексы. Относительно содержания «коллективного» бессознательного - это так называемые «архетипы».
                    Юнговской концепции архетипа опирается на теоретические разработки Платона, Августина, Дюркгейма, Леви-Брюля, которые работали с понятием архетип, коллективные представления, коллективное сознание. К. Юнг признает, что он продолжает определенную историко-философскую традицию. Однако следует отметить, что Юнг вносит много нового как в интерпретацию уже устоявшейся терминологии, так и в разработку побудительной и творчески эвристической функции архетипа.
                   Юнг считает, что архетипы «входят» в сознание не непосредственно, а в форме «коллективных образов» и символов.
                    Среди архетипических образов Юнг называет и «мудреца», и «вождя», и Моисея, и Христа, и Будду. Но архетипическим символом может быть и мать, и отец или древнегерманских бог войны Вотан. Именно архетипические образы основой мифологии, религии, искусства, проектируют сновидения, а в более абстрактных, обобщенных формах фиксируются в политике, социологии, философии.
                  Архетип трикстера пришел в культурологию из работ К. Юнга, который, в свою очередь, заимствовал этот образ у П. Радина. Трикстер свойственна любовь к коварным розыгрышам и злых выходок, способность изменять внешность, а также - двойственная природа - наполовину животная, наполовину женственная.
                  Образ трикстера (Шахрая, трюкача) зарождается уже в ранней мифологии. Архетип трикстера попадает в миф потаенных слоев человеческой психики и постепенно расширяет свои функции.
                   Трикстер - сверхчеловек, тело нецелостную, руки враждующих друг с другом и это при том, что он обладает фаллосом, с помощью которого в мифологии порождает растения (ведь создание тела из частей в мифологии - это прерогатива божества). При этом трикстера в мифах присущи и женские свойства: он способен выносить и родить ребенка.
                    Примитивной выступает «детскость» трикстер. Это ребенок, еще не отделяет собственного тела от мира, враждует и играет со многими частицами. Поэтому не случаен мифологический мотив отчуждения органов трикстера (чаще - фаллоса и ануса): именно они воспринимаются ребенком как, действующих самостоятельно, вопреки его желанию.
                 Во-вторых, это амбивалентность трикстера, что отчетливо проявляется в одном аспекте: Трикстер сочетает в себе черты мужского-женского (амбивалентность трикстера составляет одну из основных его характеристик). Сочетание мужского и женского всегда имеет характер высшего. Трикстер совершенен и даже божественный. Трикстер остается веселым и бессмертным, чему способствует его перевоплощения. Так, одна из самых «Трикстерних» мифологических фигур - Ворон - проявляется как в антропоморфной, так и зооморфные ипостаси: став оленем, он даст проглотить себя китовые (волку), он способен превратиться в сокола, лошадь, рыбу. Перевоплощением отличается не только курьезный трикстера, но и многие «серьезные» культурных героев. Однако, и в совокупности эти качества (детскость, амбивалентность, перевоплощение) отличают именно Трикстер от мифологического демиурга Ворона до плутовки Лисы из народной сказки.
             И наконец, явление трикстера - это явление персонифицированной непредсказуемости.
 



Список использованной литературы
1. Бабаец Е. В. Трансформация образа трикстера в представлениях обских угров после христианизации / / Смысл мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 300 с.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. Лит.: 1990. - 543 с.
3. Белогурдов А. Культурология. - М.: ГИС, 1997.
4. Бессознательное: Сборник статей. Т. 1 / Ред. Ю. В. Макогоненко. - Новочеркасская Сагуна, 1994. - 222 с.
5. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культурология и массовая коммуникация. - М.: Наука, 1989. - 328 с.
6. Бохемский Ю. М. Современная европейская философия. - М., 2000.
7. Воронкова В.Г. Философия. Учеб. пособие. - М.: ИД «Профессионал», 2004. - 464 с.
8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студентов высший учебных заведений. - 3-е изд., Перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2000. - 280 с.
9. Елиаде М. Психоанализ и искусство. Пер. с англ .., лат., - М. «Реал-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 336 с.
10. Крымский С.Б. Культурные архетипы или знания в познания / / Природа. - 1991, № 11.
11. Культурология: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / Ред. Г. В. Драч. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
12. Левчук Л. Т. Западноевропейская эстетика XX века: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1997. - 224с.
13. Одайник В. Психология попытки: романтические и социальные идеи Карла Густава Юнга. - М.: ЮВЕНТА, 1996.
14. Розин В.М. Культурология: Учебник. - Москва: ФОРУМ-ИНФА-М, 1999. - 344 с.
15. Руткевич А. М. К. Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного / / Вопросы философии. 1988. № 1.
16. Фрейд З. Введение в психоанализ - Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
17. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
18. Фрейд З. Я и Оно / Пер. В. Ф. Полянского. - М.: МЕТТЭМ, 1990.
19. Фромм Э. Здоровое общество / / Психоанализ и культура. - М., 1995.
20. Фромм Э. Психоанализ и религия. / / Сумерки богов. Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. - М., 1990.
21. Юнг К. Г. Аналитическая психология / / История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
22. Юнг К. Г. Архетипы Юнга и астромифология.-М., 1996.
23. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1997.
24. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Киев, 1994.
25. Юнг К. Г. Душа и миф. - Киев, 1996.
26. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. - М.; К.: ЗАО «Совершенство», 1997.
27. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философии. - М.: Медиум, 1994.
28. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного / / История западной философии ХХ века. - М., 1995.
29. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
30. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М., 1994.
31. Юнг К. Г. Aion. Пер. с англ .., лат., - М. "Реал-бук", К.: "Ваклер", 1997 - 336 с.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет