Документоведение как общественная наука: современное состояние и направления развития





Содержание

Введение ..................................................................................... 3

1. Документоведение как общественная наука .......................... 6
1.1.История развития документоведения, его объект,
предмет и структура ............................................................... 15
1.2. Методы документоведческих исследований ..................................... 15

Раздел 2.Сучасний состояние документоведения
 и направления развития ............................................................... 18
2.1.Документознавство как научная дисциплина ................................. 18
          2.2.Сучасний состояние докуметознавства и вклад отечественных ученых
          в его развитие ....................................................................... 22
2.3. Перспективы и направления развития документоведения
в Украине ................................................................................ 25

Выводы ............................................................................... 28
Список использованной литературы ................................................... 32
Дополнения




Документоведение как знание о документе вообще имеет давние корни. С того времени, когда возникли сами документы, люди начали накапливать и систематизировать знания о том, как создавать документы, как их оценивать, как обращаться с ними.
Документоведение относится к разряду молодых наук, оно еще окончательно не сформировалось как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе, ее составляющие определены недостаточно четко. Эта наука возникла не сразу, она прошла в своем развитии несколько этапов.
Формирование синтезирующей науки о документе идет уже практически век. Сначала это были работы бельгийского ученого Поля Отле, который заложил основные методологические принципы документознавчого науки. Он предложил назвать новую науку которая будет изучать документационное деятельность библиологией или документологию, что было бы связано с отождествлением книги и документа. П. Отле заложил теоретические основы документологии во многих статьях, монографии «Трактат о документации» (1934 г.), а также в практической деятельности Международного института документации и позже Международной федерации документации. Предметом новой науки стали процессы, связанные с поиском, сбором, систематизацией и представлением в пользовании различных видов документов.
Становление документоведения как самостоятельного направления научной деятельности происходило в начале ХХ века. В окончательном формировании документоведения весомый вклад внесли зарубежные ученые, такие как известный теоретик библиотечного дела, профессор, доктор педагогических наук Ю.М.Столяров и его последовательница, также профессор и доктор педагогических наук Н.М.Кушнаренко. Не менее важный вклад в становление документоведения как общественной науки сделали и украинские ученые. Из них следует назвать доктора исторических наук, профессора М.С.Слободяника и доктора исторических наук, профессора Г.М.Швецову-Водку. Однако, тому состоянию науки который мы сейчас имеем, предшествовала не одна научная работа и не один год наблюдений и исследований.
      Формирование документоведения как науки предусматривает определение объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата - в их единстве и целостности. Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Предметом документоведения является создание научного знания о документе, определение его видов, структуры и свойств в единстве его информационной и материальной составляющих, а также закономерностей его создания и функционирования в обществе.
Как любая научная дисциплина, документоведение имеет структуру, которая сейчас находится на стадии ее формирования. Весомым подтверждением этого есть основательные монографии ведущих отечественных ученых - С.Г.Кулешова, Г.М. Швецовой-Водки, Н.М.Кушнаренко. Активно формируются две концепции документоведения - расширена и специализированная. Среди существенных отличий этих концепций одним из самых различный видение структуры данной науки.
Документознавчого исследование осуществляется с помощью методов, которые делятся, как и в других науках, на общенаучные и специальни.У любом исследовании, исходя из его задач, реально используется совокупность различных подходов. В документоведческих исследованиях чаще всего применяются такие логические методы: классификационный (типологический), сравнительный, понятийный, моделирование, системный анализ.
Развитие и становление документоведения невозможно рассматривать без рассмотрения документоведения с другими дисциплинами. Оно относится к циклу наук об обществе, со многими из которых находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Это взаимодействие проявляется в различных формах происходит на разных уровнях, прежде всего на уровне объекта и предмета исследования, понятийного аппарата, методов исследования.
Следует учитывать, что объединение отдельный дисциплин в комплекс предполагает высокий уровень их автономности, возможность выхода из комплекса и включения в другой системе наук. Нахождение различных дисциплин в едином комплексе обуславливает наличие общих теоретико-методологических основ, истоков и истории развития. Каждая из этих дисциплин основывается на общих документознавчого и собственной системе знаний, изучает специфические документообразования, входящих в документной инфраструктуры общества и (или) функционально ориентированы на удовлетворение конкретных информационных потребностей общества и личности. Современный этап развития документоведения характеризуется становлением группы специальных дисциплин - теории документальных коммуникаций, теории документных потоков, документационного фондознавства, электронного документоведения, управленческого документоведения, теории и истории делопроизводства, где документ выступает главным или одним из объектов исследования. Объединение усилий этих наук создает интегративное направление развития знаний о документе. В результате это привело к становлению документоведения как метанауки для всех наук документно - коммуникативного цикла.
Наука о документе, как и другие молодые научные дисциплины, имея широкий практический выход в различных областях человеческой деятельности, подошло к состоянию, когда необходимость обобщений и разработки собственной теоретической базы стала насущной необходимостью и непременным условием дальнейшего развития.
Размышляя об истории украинского документоведения ученые единодушно придерживаются мнения, что стремительное развитие науки начинается с 1990 - х гг соответствии с соображениями, которые встречаются на страницах солидных специализированных изданий и монографических исследований, до последнего десятилетия ХХ в., Кроме единичных фактов, говорить серьезно о развитие документоведения в Украине не приходится.
В настоящее время многие вопросы недостаточно определенным и объяснимым, следовательно, следует предусматривать активное развитие науковедческих знания о документоведение в будущем. А чтобы данный процесс был стремительным и произошло быстро нужно пересмотреть концепции и направления развития поставленные специалистами, выполнить ряд задач, которые сформулированы учеными из данной области знаний.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 3582-97. Сокращение слов в украинском языке в библиографическом описании: Общие требования. - М., 1998. -25с.
2. Бездрабко В.В. Документознавчого идеи М.С.Слободяника и развитие современного отечественного документоведения / В.В.Бездрабко / / Библиотековедение. Документоведение. Информология. - 2008. - № 4. - С. 24 - 37
3. Бездрабко В.В. К.Г.Митяев и становления документоведения / В.В.Бездрабко / / Библиотековедение. Документоведение. Информология. - 2008. - № 4. - С.24 - 37
4. Бездрабко В.В. Концепция документоведения Г.М.Швецовои Водки: генезис и содержание / В.В.Бездрабко / / Библиотековедение. Документоведение. Информология. - 2009. - № 1. - С. 52 - 71
5. Бездрабко В.В. С.Г. Кулешов и отечественное документоведение: к историографии науки на рубеже веков / В.В. Бездрабко / / Библиотековедение. Документоведение. Информология. - 2008. - № 3. - С. 31 - 44
6. Бездрабко В.В. Современное документоведение в Украине: концепции, перспективы развития / В.В.Бездрабко / / Укр.наук.журнал. - 2008. - № 6. - С. 163 - 182
7. Кулешов С.Г. Новый взгляд на структуру документоведения / С.Г.Кулешов / / Висн.Кн.палаты. - 2003. - № 10. - С. 24 - 27
8. Кулешов С.Г.Документознавство: История. Теоретические основы / С.Г.Кулешов / /. - К., 2000. - С. 84 - 90
9. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: учебник / Кушнаренко Н.Н. / /. - 7-е изд. - М.:, 2006. - С.148 - 158
10. Кушнаренко Н.Н. Общенаучные методы документологической исследований / Н.М. Кушнаренко / / Библиотековедение. Документоведение. Информология. - 2006. - № 3. - С.72 - 80
11. Нилова И. Документоведение как научная дисциплина / И.Нилова / / Вестн. Кн. палаты. - 2005. - № 4. - С. 27 - 30
12. Пелеха Ю.И. Общее документоведение: учеб. пособие. / Ю.И. Пелеха Н.О.Лемиш / /. - М.: Лира. - 2008. - С.34 - 47.
13. Плешкевич Е. Итоги формулирования документационное науки в Украине: по материалам конференции / Е.Плешкевич / / Научно - техническая информация. - 2008. - № 9.-С. 37 - 42
14. Столяров Ю.Н. О месте документоведения в системе наук / Ю.Н.Столяров / / Научно - техническая информация. - 2004. - № 6. - С. 2 - 4
15. Слободяник М.С. Структура современного документоведения / М.С.Слободяник / / Висн.Кн.палаты. - 2003. - № 4. - С. 18 - 21
16. Швецова - Водка Г.Н. Документоведение: учеб. пособие. / Г.М. Швецова-Водка / / М.:, 2007. - С. 181 - 211. - (Высшее образование XXI века)
17. Швецова - Водка Г.Н. Место документоведения в системе наук / Г.М. Швецова-Водка / / Библиотековедение. Документоведение. Информология
. - 2007. - № 4. - С. 6 - 10

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет