Банковская система Украины 2





Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы функционирования банковской системы 5
1.1. Сущность и функции банковской системы 5
             1.2. Государственное регулирование банковской системы 12
2. Оценка банковской системы Украины 20
2.1. Становление банковской системы Украины 20
2.2. Развитие коммерческих банков в Украине 23
2.3 Оценка деятельности НБУ за 2003-2005 годы 29
Раздел III. Перспективы развития банковской системы Украины 35
Выводы 39
Список использованных источников 43
Выводы

Необходимость формирования банковской системы как особой структуры, определяется двумя группами причин: необходимостью осуществления общественного надзора и регулирования банковской деятельности, согласование коммерческих интересов отдельных банков с общественными интересами - обеспечением постоянства денег и стабильной работы всех банков, а также причин связанных с функционированием денежного рынка, обеспечение сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке и в каждом его секторе.
 По своей сути банковская система - это специфическая экономическая и организационно - правовая структура, которая выполняет определенные функции, обеспечивая функционирование денежного рынка и экономики в целом. Банковская система в большинстве стран является двухуровневой и состоит из центрального и коммерческих банков. Центральный банк осуществляет общее управление и надзор за деятельностью банковской системы. Банки, осуществляя денежные расчеты, кредитования хозяйства, выступают посредниками в перераспределении капитала, тем самым влияют на рост эффективности производства.
Банковская система любой страны отражает ее экономический строй, механизмы товарно-денежных отношений, социально-политическое развитие. По состоянию денежного обращения и банковской системы можно судить об уровне экономического и политического развития самой страны.
Процесс становления банковской системы Украины можно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется определенными особенностями в развитии и функционирования банковской системы страны. Особенностью банковской сферы УССР конца 80-х годов было то, что, несмотря на проведение банковской реформы, ее учреждения не представляли завершенной самостоятельной банковской системы - большинство их входила в состав союзных банков.
В начале 90-х годов произошел резкий переход от командно-административной к рыночной экономике, что, конечно, отразилось на состоянии банковского сектора страны. В 1990-1993гг. происходила реорганизация существующих банковских институтов, активное создание новых банков. Перед правительством страны стояли проблемы формирования основ функционирования банковской системы, системы денежного обращения, кредитования, разработки соответствующего законодательства. Соответственно в 1991г. был принят Закон Украины "О банках и банковской деятельности" которым было закреплено основные принципы функционирования банковской системы страны.
Формирование банковского сектора ускорило активное вхождение Украины на мировые рынки и развитие международных связей в финансовой сфере. Уже в 1992г. создан Валютной биржи НБУ, которая впоследствии была преобразована в Украинский межбанковскую валютную биржу (УМВБ). Украина вступила в Международный валютный фонд (МВФ), Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). был осуществлен выход из рублевой зоны, введено временную денежную единицу.
Недостаток наличности и ее эмиссия с целью покрытия дефицита государственного бюджета вызвали ускорение темпов инфляции, которая в 1993г. превышала 10000%. Ставки по кредитам и депозитам у некоторых банков доходили до 2000% годовых и выше. Учетная ставка НБУ за 1993г. увеличилась с 80% (1992г.) до 190% (1993г.) и 255,9% годовых (1994г.). Коммерческие банки удерживали высокие процентные ставки по кредитам (221% - в 1993г., 201,7% - 1994г., 107% - 1995г. В среднем за год), в основном из-за значительный риск невозврата кредитов и инфляцию. Следствием гиперинфляции стал крупнейший за всю историю Украины спад экономики.
Следующий этап становления банковской системы Украины (1994-1996 годы) характеризуется активизацией деятельности Национального банка Украины направленной на оздоровление банковской системы, дальнейшее совершенствование механизма регулирования деятельности коммерческих банков, создание национальной платежной системы электронных платежей, изменение конъюнктуры денежно-кредитного рынка и создание благоприятных условий для проведения денежной реформы и введения в обращение национальной денежной единицы. Это положительно повлияло на прекращение инфляционных процессов.
Банковская система Украины характеризуется неравномерностью размещения коммерческих банков по регионам. Большая часть действующих банков концентрируется в Киеве и Киевской области - в среднем 54%. На втором месте по количеству банков находятся Харьковская, Донецкая и Днепропетровская области доля которых составляет в среднем 7%. Доля областей, в которых зарегистрировано от 1 до 10 банков общей сложности в среднем составляет 21,5%. По состоянию на 1.01.2005р. не было зарегистрировано ни одного банка в 9 областях.
Уровень капитала коммерческих банков рос быстрыми темпами - наибольшие темпы наблюдались 1993-1995 годах. В 1993 году капитал банков вырос на 6400% (что связано с высокими темпами инфляции). В дальнейшем происходило ежегодный рост в среднем на 30%, с максимальным в 1996 году - на 99%, и минимальным уровнем - в 2000 - на 9,73%.
По данным 2004 года 48% банков имеют капитал от 25 до 50 млн. грн., 18% - от 50 до 100 млн. грн., 17% - более 100 млн. грн. Рост банковского капитала является положительным, поскольку, при наличии значительных ресурсов банки имеют более широкие возможности для предоставления кредитов и уменьшения процентных ставок на них, что, в свою очередь, будет способствовать росту производства и развитию национальной экономики.
В 1994 году процентные ставки по кредитам в национальной валюте составили в среднем 201,7%, что связано с инфляцией, 1998 года - они снизились до 107,1%, а в дальнейшем, при среднем снижении ежегодно на 20%, достигли 17,3% в 2004г. Негативным в данной ситуации является то, что 2003-2004гг. процентная ставка практически не изменилась, время капитал банков вырос в 1,4 раза, что может быть вызванным увеличение требований НБУ по нормативу адекватности капитала. С 1995 года объемы требований банков по предоставленным кредитам выросли в среднем на 38% ежегодно и по состоянию на 1.01.2005р. они составляли 88,579 млрд. грн. К 1995 году высокие темпы их роста связаны с инфляционными процессами.
Наиболее распространенная в Украине форма собственности банков - акционерная, что составляет в среднем 84% всех банков. Создание банков с участием иностранного капитала начался в 1994 году - такие банки составляют в среднем 10%. Тогда же стали появляться банка - общества с ограниченной ответственностью - их количество составляет в среднем 18% от всего количества банков.
Обязательства банков по средствам привлеченным на счета физических лиц в 1992-1995 годах увеличились с 20 млн. грн. до 4,487 млрд. грн. (В 224 раза), а начиная с 1995 года росли в среднем на 40% и составили 82,959 млрд. грн. на 01.01.2005г., что свидетельствует о росте доверия населения к банковской системе страны.
Весомым фактором в плане укрепления доверия к банковской системе стало создание Фонда гарантирования вкладов физических лиц (1999г.). По состоянию на 1.01.2004р. в Фондом было собрано 242,8 млн. грн., однако этих средств, по оценкам специалистов, не хватит для компенсации вкладчикам даже одного банка. Путем обеспечения роста величины поступлений в Фонд, а одновременно и минимальной суммы возмещений, является внедрение дифференцированного подхода к банкам: чем больше привлеченных средств - тем больше процент отчислений в Фонд.
Начиная с 1994 года Украина активно сотрудничает с международными и европейскими финансовыми учреждениями, в частности с Международным валютным фондом., Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития. Основные виды кредитов предоставляются МВФ Украине при системной трансформационной займу (STF), по резервному кредитованию (Stand-by) и в рамках программы расширенного финансирования (EFF). На конец 2002 года задолженность по кредитам МВФ составляла 1876,1 млн. дол. США.
Относительно Всемирного банка, то Украина сотрудничает со всеми его составляющими. Кредиты ВБ на проекты в Украине имеют разные направления: займы, которые идут на покрытие дефицита госбюджета и платежного баланса и займы, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Всего с 1.06.2000 г. реализуется проектов на общую сумму 218,1 млн. дол. США. С 2001 году Нацбанк принимал участие в реализации совместного с Мировым банком проекта "Программный системный заем", в рамках которого Украина получила 250 млн. дол. США, и, в рамках ПСП-3 планирует привлечь еще 1,5 млрд. дол. США Сотрудничество Украины с международными финансовыми институтами, особенно в рамках финансирования инвестиционных проектов, способствует развитию национальной экономики.
Меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего развития банковской системы Украины, должны касаться не только деятельности банков. Важным является обеспечение повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь в государственном секторе, что позволит поднять общий уровень кредитоспособности клиентов банков, расширить спрос на банковские услуги, снизить благодаря этому кредитные риски и ставки ссудных процентов.
Итак, банковская система Украины прошла сложный путь становления в сложных условиях упадка экономики, приобрела немалый опыт борьбы с кризисными ситуациями, однако требует дальнейшего совершенствования, что является условием экономического роста в Украине. Именно банковская система является фундаментом экономической системы, основным первоисточником ее стабильного, поступательного развития и процветания, а следовательно процветания и благосостояния населения нашей страны.
 
Список источников

1. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000г. / / Вестник Верховной Рады Украины. - 2000. - № 14. - С.2
2. Закон Украины "О Национальном банке Украины" от 05.10.1999р. / / Вестник Верховной Рады Украины. - 1999. - № 11. - С.4
3. Банки добиваются смягчения ограничений со стороны НБУ при получении ими статуса сберегательных / ред. отдел новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 13. - С.7
4. Долги Минфина дешевеют / ред. новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 12. - С.6
5. Возжов А.П. Клименко А.И. Сущность и функции капитала банка. Проблемы банковского капитала на Украине / / Экономика, финансы, право. -2001. - № 3. с.18-20
6. Гальчинский А. Стабилизация гривны: проблемы и перспективы / / Зеркало недели. - 2004. - № 5. - С.12-13
7. Гонгальский Д. Банкиры хватили лишнего / / Галицкие контракты. - 2004. - № 15. - С.18-19
8. Гонгальский Д. Стерильные сбережения / / Галицкие контракты. - 2004. - № 4. - С.17-18
9. Гривня выйдет на свободу / ред. отдела новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 12. - С.4
10. Энциклопедия бизнесмена, экономиста, менеджера / под ред. Дякива
11. Задерей Н. Денежный достаток / / Галицкие контракты. - 2005. - № 7. - С.12-13
12. Задерей Н. Курсовое пике / / Галицкие контракты. - 2005. - № 14. - С.17-18
13. Задерей Н.. Нефинансовый кризис / / Галицкие контракты. - 2004. - № 49. - С.16-19
14. Коваленко Я. Силовики станут информированными. Украина - цивилизованной? / / Галицкие контракты. - 2002. - № 23. - С.15-16
15. Ларцев В. Основные этапы разгосударствления банковской системы в Украине / / Экономика Украины. - 2002. - № 4. - С.24
16. Лебедев Денис. Минфин увеличивает долги / / Галицкие контракты. - 2004. - № 10. - С.17
17. Любунь А.С., Любунь В.С., Иванец И.В. Национальный банк Украины: основные функции, денежно-кредитная политика, регулирование банковской деятельности: учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, - 2004. - 351с.
18. Матвиенко В.П., Матвиенко П.В. Проминвестбанк: стратегия воспроизводства. - К.: Наукова думка, -2002. - 352с.
19. Мороз А., Савлук М. Путь длиной десять лет / / Вестник НБУ. - 2000, № 6. - С. 22-23.
20. Нацбанк уполномочен заплатить / ред. отдел новостей / / Галицкие контракты. - 2004. - № 4. - С. 8
21. Некрасова Н. Организация комплексной методики анализа и прогнозирования в системе управления финансовыми результатами деятельности коммерческого банка / / Экономика, Финансы, Право. - 2001. - № 8. - С.13-16
22. Общая теория денег и кредита: учебник / под ред. проф. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 304с.
23. ОВГЗ и кассы стали «лишним балластом" / отдел финансовых новостей / / Галицкие контракты. - 1998г. - № 38. - С.7
24. Саакадзе Л. Роль Международных финансовых организаций в трансформации постсоциалистических обществ / / Экономический журнал. - 1998. - № 2. - С.35-40
25. Свалка М., Сугоняко А. Что мешает банкам кредитовать реальную экономику / / Вестник НБУ. - 1999. - № 12. - С.24-26
26. Савченко А.Г., Пухтаревич Г.А., Титьонко А.Н. Макроэкономика: учебник. - М.: Просвещение, -1999. - 228с.
27. Украина за годы независимости, 1991-2003: 5-е издание доп. и перераб. - К.: Нора-друк, - 2003. - 506с.
28. Рубогриз Е.Кредитне замыкание / / Галицкие контракты. - 2005. - № 2. - С.24-25
29. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Лаврушина Д.И. - Москва - Финансы и статистика, - 2001. - 464с.
30. Яценко Андрей. Линия дефицитного ресурса / / Галицкие контракты. - 2004. - № 23. - С.18-19.

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет