Банковская система Украины





Введение ..........................................
1.
Теоретические основы функционирования банковской системы страны ..................
1.1. Сущность, строение и функции банковской системы ..........................
           1.2. Место центрального банка в банковской системе страны ..............
1.3. Коммерческие банки, как второй уровень банковской
системы
2.
 Оценка становления и развития банковской системы Украины ....................
2.1. Формирование банковской системы Украины .....................................
2.2. Становление и развитие коммерческих банков в Украине ..............
2.3. Становление денежной системы Украины и
денежно-кредитная политика .............................................. .....................
3.
Повышение эффективности функционирования банковской
системы
3.1. Настройка сотрудничество Украины с основными международными и европейскими финансовыми учреждениями ........................................ ..
3.2. Направления совершенствования функционирования банковской
 системы
Выводы
Список использованных источников ............................................... .................. 81
Дополнения



ВЫВОДЫ


Необходимость формирования банковской системы как особой структуры, определяется двумя группами причин: необходимостью осуществления общественного надзора и регулирования банковской деятельности, согласование коммерческих интересов отдельных банков с общественными интересами - обеспечением постоянства денег и стабильной работы всех банков, а также причин связанных с функционированием денежного рынка, обеспечение сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке и в каждом его секторе.
 По своей сути банковская система - это специфическая экономическая и организационно - правовая структура, которая выполняет определенные функции, обеспечивая функционирование денежного рынка и экономики в целом. Банковская система в большинстве стран является двухуровневой и состоит из центрального и коммерческих банков. Центральный банк осуществляет общее управление и надзор за деятельностью банковской системы. Банки, осуществляя денежные расчеты, кредитования хозяйства, выступают посредниками в перераспределении капитала, тем самым влияют на рост эффективности производства.
Банковская система любой страны отражает ее экономический строй, механизмы товарно-денежных отношений, социально-политическое развитие. По состоянию денежного обращения и банковской системы можно судить об уровне экономического и политического развития самой страны.
Процесс становления банковской системы Украины можно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется определенными особенностями в развитии и функционирования банковской системы страны. Особенностью банковской сферы УССР конца 80-х годов было то, что, несмотря на проведение банковской реформы, ее учреждения не представляли завершенной самостоятельной банковской системы - большинство их входила в состав союзных банков.
В начале 90-х годов произошел резкий переход от командно-административной к рыночной экономике, что, конечно, отразилось на состоянии банковского сектора страны. В 1990-1993гг. происходила реорганизация существующих банковских институтов, активное создание новых банков. Перед правительством страны стояли проблемы формирования основ функционирования банковской системы, системы денежного обращения, кредитования, разработки соответствующего законодательства. Соответственно в 1991г. был принят Закон Украины "О банках и банковской деятельности" которым было закреплено основные принципы функционирования банковской системы страны.
Формирование банковского сектора ускорило активное вхождение Украины на мировые рынки и развитие международных связей в финансовой сфере. Уже в 1992г. создан Валютной биржи НБУ, которая впоследствии была преобразована в Украинский межбанковскую валютную биржу (УМВБ). Украина вступила в Международный валютный фонд (МВФ), Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). был осуществлен выход из рублевой зоны, введено временную денежную единицу.
Недостаток наличности и ее эмиссия с целью покрытия дефицита государственного бюджета вызвали ускорение темпов инфляции, которая в 1993г. превышала 10000%. Ставки по кредитам и депозитам у некоторых банков доходили до 2000% годовых и выше. Учетная ставка НБУ за 1993г. увеличилась с 80% (1992г.) до 190% (1993г.) и 255,9% годовых (1994г.). Коммерческие банки удерживали высокие процентные ставки по кредитам (221% - в 1993г., 201,7% - 1994г., 107% - 1995г. В среднем за год), в основном из-за значительный риск невозврата кредитов и инфляцию. Следствием гиперинфляции стал крупнейший за всю историю Украины спад экономики.
Следующий этап становления банковской системы Украины (1994-1996 годы) характеризуется активизацией деятельности Национального банка Украины направленной на оздоровление банковской системы, дальнейшее совершенствование механизма регулирования деятельности коммерческих банков, создание национальной платежной системы электронных платежей, изменение конъюнктуры денежно-кредитного рынка и создание благоприятных условий для проведения денежной реформы и введения в обращение национальной денежной единицы. Это положительно повлияло на прекращение инфляционных процессов.
  Если на первом этапе становления банковской системы наблюдалось активное создание новых банковских учреждений, то с 1994 года процесс их создания резко замедлился. На данный момент в Украине зарегистрировано 160 банковских учреждений.
С 1995 года был разработан и внедрен механизм выпуска облигаций внутреннего государственного займа, эмитентом которых стало министерство финансов, а агентом по их размещению НБУ. С введением ОВГЗ Национальный банк Украины начинает рефинансирование коммерческих банков под обеспечение государственных ценных бумаг. В 1995 году было продано 294 тыс. шт. государственных ценных бумаг, вследствие чего в бюджет было привлечено 304 млн. грн. В дальнейшем объемы продажи ОВГЗ росли высокими темпами до 1999 года, когда вследствие кризиса, правительство не смогло их погасить. В дальнейшем объемы продаж становятся равномерными и достигают примерно 2198 млн. грн. ежегодно.
Банковская система в 1996 году работала в условиях адаптации финансовых инструментов и методов работы к снижению инфляции и более 10% падения ВВП в крайне неблагоприятных условиях хозяйствования. Темпы инфляции в 1996 году снизились по сравнению с 1995 годом в 4,6 раза. Годовой уровень инфляции в 1996 году составил 139,7%. Учетная ставка НБУ в 1996 году снизилась в 2,6 раза: с 105% в начале 1996 года до 40% по состоянию на 1.01.1997р.
В течение 1997-1998 годов произошло качественное улучшение банковских услуг в результате стабилизации экономики и внедрения национальной денежной единицы. Этот этап характеризовался усилением борьбы НБУ с инфляционными процессами, активной монетарной политикой на денежно-кредитном рынке, а также политикой на удержание гривны в пределах установленного валютного коридора. В этот период совершенствуется система банковского надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны Национального банка Украины.
Четвертый этап (с 1999г.) Начался с изменений в законодательстве, регулирующего банковскую деятельность. Был принят Закон Украины "О Национальном банке Украины" (1999 год) и новую редакцию закона "О банках и банковской деятельности" (2000 год).
Во время сложной ситуации в банковском секторе экономики в конце ноября 2004 года: во время первых дней «оранжевой революции» с срочных депозитов было снято 0,6 млрд. грн., А за 29-30 ноября в отдельных системных банках масштабы оттока вкладов приблизились к отметки в 100 млн. грн. Для того, чтобы предупредить кризис НБУ принял постановление № 576 "О временных мерах относительно деятельности банков", которым банкам было запрещено осуществлять определенные операции. Для поддержания ликвидности банковской системы НБУ предоставил банкам возможности по рефинансированию на сумму 17 млрд. грн. В результате этих мер банковская система Украины вышла из кризисной ситуации без серьезных потерь.
Банковская система Украины характеризуется неравномерностью размещения коммерческих банков по регионам. Большая часть действующих банков концентрируется в Киеве и Киевской области - в среднем 54%. На втором месте по количеству банков находятся Харьковская, Донецкая и Днепропетровская области доля которых составляет в среднем 7%. Доля областей, в которых зарегистрировано от 1 до 10 банков общей сложности в среднем составляет 21,5%. По состоянию на 1.01.2005р. не было зарегистрировано ни одного банка в 9 областях.
Уровень капитала коммерческих банков рос быстрыми темпами - наибольшие темпы наблюдались 1993-1995 годах. В 1993 году капитал банков вырос на 6400% (что связано с высокими темпами инфляции). В дальнейшем происходило ежегодный рост в среднем на 30%, с максимальным в 1996 году - на 99%, и минимальным уровнем - в 2000 - на 9,73%.
По данным 2004 года 48% банков имеют капитал от 25 до 50 млн. грн., 18% - от 50 до 100 млн. грн., 17% - более 100 млн. грн. Рост банковского капитала является положительным, поскольку, при наличии значительных ресурсов банки имеют более широкие возможности для предоставления кредитов и уменьшения процентных ставок на них, что, в свою очередь, будет способствовать росту производства и развитию национальной экономики.
В 1994 году процентные ставки по кредитам в национальной валюте составили в среднем 201,7%, что связано с инфляцией, 1998 года - они снизились до 107,1%, а в дальнейшем, при среднем снижении ежегодно на 20%, достигли 17,3% в 2004г. Негативным в данной ситуации является то, что 2003-2004гг. процентная ставка практически не изменилась, время капитал банков вырос в 1,4 раза, что может быть вызванным увеличение требований НБУ по нормативу адекватности капитала. С 1995 года объемы требований банков по предоставленным кредитам выросли в среднем на 38% ежегодно и по состоянию на 1.01.2005р. они составляли 88,579 млрд. грн. К 1995 году высокие темпы их роста связаны с инфляционными процессами.
Наиболее распространенная в Украине форма собственности банков - акционерная, что составляет в среднем 84% всех банков. Создание банков с участием иностранного капитала начался в 1994 году - такие банки составляют в среднем 10%. Тогда же стали появляться банка - общества с ограниченной ответственностью - их количество составляет в среднем 18% от всего количества банков.
Обязательства банков по средствам привлеченным на счета физических лиц в 1992-1995 годах увеличились с 20 млн. грн. до 4,487 млрд. грн. (В 224 раза), а начиная с 1995 года росли в среднем на 40% и составили 82,959 млрд. грн. на 01.01.2005г., что свидетельствует о росте доверия населения к банковской системе страны.
Доходы от деятельности банков с 1,825 млрд. грн .. в 1994 году росли ежегодно в среднем на 28%, однако темп роста расходов не способствовал росту чистой прибыли, в 1994 году составлял 632 млн. грн., в 1995 - вырос на 80%, в 1998 - наблюдалось снижение до 449 млн. грн. , что составляло 71% уровня 1992 года, и было следствием мирового финансового кризиса. В 2000 году финансовым результатом деятельности стал совокупный ущерб в размере 30 млн. грн .. В 2001-2004 годах получена чистая прибыль рос ежегодно в среднем на 34% и достиг величины 1,261 млрд. грн. с ростом на 52% в 2004 году по сравнению с предыдущим. Причиной неравномерного роста доходов банков является кризисное состояние экономики страны.
 Весомым фактором в плане укрепления доверия к банковской системе стало создание Фонда гарантирования вкладов физических лиц (1999г.). По состоянию на 1.01.2004р. в Фондом было собрано 242,8 млн. грн., однако этих средств, по оценкам специалистов, не хватит для компенсации вкладчикам даже одного банка. Путем обеспечения роста величины поступлений в Фонд, а одновременно и минимальной суммы возмещений, является внедрение дифференцированного подхода к банкам: чем больше привлеченных средств - тем больше процент отчислений в Фонд.
Начиная с 1994 года Украина активно сотрудничает с международными и европейскими финансовыми учреждениями, в частности с Международным валютным фондом., Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития. Основные виды кредитов предоставляются МВФ Украине при системной трансформационной займу (STF), по резервному кредитованию (Stand-by) и в рамках программы расширенного финансирования (EFF). На конец 2002 года задолженность по кредитам МВФ составляла 1876,1 млн. дол. США.
Относительно Всемирного банка, то Украина сотрудничает со всеми его составляющими. Кредиты ВБ на проекты в Украине имеют разные направления: займы, которые идут на покрытие дефицита госбюджета и платежного баланса и займы, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Всего с 1.06.2000 г. реализуется проектов на общую сумму 218,1 млн. дол. США. С 2001 году Нацбанк принимал участие в реализации совместного с Мировым банком проекта "Программный системный заем", в рамках которого Украина получила 250 млн. дол. США, и, в рамках ПСП-3 планирует привлечь еще 1,5 млрд. дол. США Сотрудничество Украины с международными финансовыми институтами, особенно в рамках финансирования инвестиционных проектов, способствует развитию национальной экономики.
Меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего развития банковской системы Украины, должны касаться не только деятельности банков. Важным является обеспечение повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь в государственном секторе, что позволит поднять общий уровень кредитоспособности клиентов банков, расширить спрос на банковские услуги, снизить благодаря этому кредитные риски и ставки ссудных процентов.
Необходимо совершенствование системы банковского надзора. С этой целью важным является изучение вопроса о целесообразности создания в государстве автономного органа по надзору и регламентации банковской деятельности, упрощения доступа к информации со стороны структур, целью деятельности которых является борьба с преступностью в сфере банковской деятельности.
Создание системы быстрого реагирования на возникновение системного риска для банковской системы в целом, которая бы включала механизм оперативной, желательно ежедневно, оценки состояния банковской системы, однозначный объективный механизм государственной поддержки банковского сектора в случае возникновения неблагоприятного системного риска является важной составляющей развития банковской системы. Также важно создать возможность для субъектов экономики своевременно и объективно оценивать финансовое состояние любых банков Украины на базе официальной методики оценки состояния банка на основе его отчетной статистики, с учетом украинской специфики.
Итак, банковская система Украины прошла сложный путь становления в сложных условиях упадка экономики, приобрела немалый опыт борьбы с кризисными ситуациями, однако требует дальнейшего совершенствования, что является условием экономического роста в Украине. Именно банковская система является фундаментом экономической системы, основным первоисточником ее стабильного, поступательного развития и процветания, а следовательно процветания и благосостояния населения нашей страны.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000г. / / Вестник Верховной Рады Украины. - 2000. - № 14. - С.2
2. Закон Украины "О Национальном банке Украины" от 05.10.1999р. / / Вестник Верховной Рады Украины. - 1999. - № 11. - С.4
3. Банки добиваются смягчения ограничений со стороны НБУ при получении ими статуса сберегательных / ред. отдел новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 13. - С.7
4. Долги Минфина дешевеют / ред. новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 12. - С.6
5. Возжов А.П. Клименко А.И. Сущность и функции капитала банка. Проблемы банковского капитала на Украине / / Экономика, финансы, право. -2001. - № 3. с.18-20
6. Гальчинский А. Стабилизация гривны: проблемы и перспективы / / Зеркало недели. - 2004. - № 5. - С.12-13
7. Гонгальский Д. Банкиры хватили лишнего / / Галицкие контракты. - 2004. - № 15. - С.18-19
8. Гонгальский Д. Стерильные сбережения / / Галицкие контракты. - 2004. - № 4. - С.17-18
9. Гривня выйдет на свободу / ред. отдела новостей / / Галицкие контракты. - 2005. - № 12. - С.4
10. Энциклопедия бизнесмена, экономиста, менеджера / под ред. Дякива
11. Задерей Н. Денежный достаток / / Галицкие контракты. - 2005. - № 7. - С.12-13
12. Задерей Н. Курсовое пике / / Галицкие контракты. - 2005. - № 14. - С.17-18
13. Задерей Н.. Нефинансовый кризис / / Галицкие контракты. - 2004. - № 49. - С.16-19
14. Коваленко Я. Силовики станут информированными. Украина - цивилизованной? / / Галицкие контракты. - 2002. - № 23. - С.15-16
15. Ларцев В. Основные этапы разгосударствления банковской системы в Украине / / Экономика Украины. - 2002. - № 4. - С.24
16. Лебедев Денис. Минфин увеличивает долги / / Галицкие контракты. - 2004. - № 10. - С.17
17. Любунь А.С., Любунь В.С., Иванец И.В. Национальный банк Украины: основные функции, денежно-кредитная политика, регулирование банковской деятельности: учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, - 2004. - 351с.
18. Матвиенко В.П., Матвиенко П.В. Проминвестбанк: стратегия воспроизводства. - К.: Наукова думка, -2002. - 352с.
19. Мороз А., Савлук М. Путь длиной десять лет / / Вестник НБУ. - 2000, № 6. - С.22-23.
20. Нацбанк уполномочен заплатить / ред. отдел новостей / / Галицкие контракты. - 2004. - № 4. - С 8
21. Некрасова Н. Организация комплексной методики анализа и прогнозирования в системе управления финансовыми результатами деятельности коммерческого банка / / Экономика, Финансы, Право. - 2001. - № 8. - С.13-16
22. Общая теория денег и кредита: учебник / под ред. проф. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 304с.
23. ОВГЗ и кассы стали «лишним балластом" / отдел финансовых новостей / / Галицкие контракты. - 1998г. - № 38. - С.7
24. Саакадзе Л. Роль Международных финансовых организаций в трансформации постсоциалистических обществ / / Экономический журнал. - 1998. - № 2. - С.35-40
25. Свалка М., Сугоняко А. Что мешает банкам кредитовать реальную экономику / / Вестник НБУ. - 1999. - № 12. - С.24-26
26. Савченко А.Г., Пухтаревич Г.А., Титьонко А.Н. Макроэкономика: учебник. - М.: Просвещение, -1999. - 228с.
27. Украина за годы независимости, 1991-2003: 5-е издание доп. и перераб. - К.: Нора-друк, - 2003. - 506с.
28. Рубогриз Е.Кредитне замыкание / / Галицкие контракты. - 2005. - № 2. - С.24-25
29. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Лаврушина Д.И. - Москва - Финансы и статистика, - 2001. - 464с.
30. Яценко Андрей. Линия дефицитного ресурса / / Галицкие контракты. - 2004. - № 23. - С.18-19

- цікава курсова робота. - дипломна робота.

Нет содержания для этого блока!

www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038 Реклама в Интернет